Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Цифровизация лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями

https://doi.org/10.37489/2949-1924-0109

EDN: TTNEGJ

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Обоснование. Лекарственная помощь детям с редкими заболеваниями является неотъемлемой частью льготного лекарственного обеспечения осуществляется через Фонд поддержки «Круг добра». Цифровизация и стандартизация бизнес-процессов оборота лекарственных препаратов позволит устранить практические трудности и риски при реализации лечения детей с редкими заболеваниями на региональном уровне.

Методология. При исследовании применялся комплекс научных методов системного, логического, структурного анализа. Объектами исследования были выбраны нормативно-правовые акты, Международная классификация болезней, Государственный реестр лекарственных средств, Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, товарно-учётные системы, аналитические данные с официальных сайтов органов
власти, регулирующих вопросы редких заболеваний и Фонда поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими заболеваниям, «Круг добра».

Результаты. Выявлены региональные особенности цифровизации лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями.

Заключение. Совершенствование нормативно-правовой базы цифровой трансформации и стандартизация перечня лекарственных препаратов, не имеющих государственной регистрации, на основе цифровой информации штрих-кода или Data-matrix кода, приведёт к оптимизации имеющихся цифровых ресурсов в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих редкими заболеваниями на региональном уровне.

Для цитирования:


Соколова О.В., Исаева И.Ю., Корзина Н.С. Цифровизация лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):107-115. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0109. EDN: TTNEGJ

For citation:


Socolova O.V., Isaeva I.Yu., Korzina N.S. Digitalization of pharmaceutical care for children with rare diseases. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):107-115. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0109. EDN: TTNEGJ

Обоснование

В современных условиях лекарственная помощь детям с редкими заболеваниями является неотъемлемой частью льготного лекарственного обеспечения [1]. Количество пациентов с редкими заболеваниями в субъектах РФ увеличивается [2], это требует перевода механизмов взаимодействия между государственными органами, медицинскими и фармацевтическими организациями в цифровой формат. Цифровизация и стандартизация бизнес-процессов оборота лекарственных препаратов будет способствовать повышению прозрачности, оперативности и персонализации лекарственного обеспечения, что позволит устранить практические трудности и риски при реализации лечения детей с редкими заболеваниями на региональном уровне.

Цели

Изучить особенности цифровизации лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями на региональном уровне.

Задачи

  • Провести анализ состояния лекарственной помощи детям страдающих редкими заболеваниями в Ярославском области.
  • Определить случаи редких заболеваний, выявленных и зарегистрированных на территории региона.
  • Изучить цифровые бизнес-процессы при обороте лекарственных препаратов, применяемых при лечении редких заболеваний.

Методология

Исследование проходило в несколько этапов. На начальном этапе проводился анализ регионального лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями. Второй этап включал выявление случаев редких заболеваний, зарегистрированных в Ярославской области и лекарственных препаратов для их лечения. На следующем этапе изучалось современное состояние цифровизации бизнес-процессов оборота лекарственных препаратов (ЛП), поступающих в регион в рамках Фонда поддержки «Круга добра».

В ходе исследования применялся комплекс научных методов системного, логического, структурного анализа. Объектами исследования явились нормативно-правовые акты, Международная классификация болезней (МКБ-10), Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, товарно-учётные системы (ТУС) региона и медицинских организации, аналитические данные с официальных сайтов органов власти, регулирующих вопросы редких заболеваний и Фонда поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими заболеваниям (Фонд «Круг добра»).

Результаты и обсуждение

Лекарственное обеспечение детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими заболеваниями осуществляется через Фонд поддержки «Круг добра» [1].

Министерство здравоохранения Ярославской области (ЯО) эффективно сотрудничает с Фондом. При анализе данных отчётов Фонда за 2021-2024 гг. [2] установлена динамика роста оказания лекарственной помощи детям с редкими заболеваниями в регионе (рис. 1).

Рис. 1. Статистические данные о пациентах с редкими заболеваниями, обеспеченных лекарственной терапией

Из рис. 1 видно, что за 4 года деятельности Фонда количество пациентов, нуждающихся в лечении редких заболеваний в ЯО, увеличилось почти в 2 раза, что указывает на наличие настороженности у медицинских работников первичного звена Ярославской области [3]. В результате осуществляется ранняя постановка диагноза и предоставление лекарственной терапии бóльшему количеству детей, что соответствует целям Фонда и регионального здравоохранения.

В ЯО на начало 2024 года зарегистрировано 228 пациентов с редкими заболеваниями, из них 138 ребёнок. Нуждались в лекарственной помощи 150 человек. За счёт средств областного и федерального бюджетов на обеспечение ЛП этих пациентов в 2024 году было выделено свыше 149 млн. руб., почти половина из этой суммы предназначалась для закупки ЛП детям [4].

Нормативные документы регулируют взаимодействие органов власти в сфере здравоохранения, медицинских и фармацевтических организаций различного уровня и профиля, а также отдельных медицинских работников при оказании медицинской помощи детям с редкими заболеваниями [5, 6]. Показано, что данные пациенты получают лекарственную помощь на базе медицинских организаций (МО) и тактика их лечения согласовывается с главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения региона и специалистами федеральных МО. Решение о назначении ЛП принимается персонализировано, что позволяет оперативно реагировать на потребности пациента, а также минимизировать риски при оказании лечения.

Следует отметить, что в соответствии с президентской программой лекарственное помощь за счёт Фонда оказывается и пациентам в возрасте до 19 лет [7]. В таблице 1 представлены данные о количестве пациентов, у которых заканчивается обеспечение из средств Фонда [8].

Таблица 1. Количество пациентов Фонда «Круг добра» в Ярославской области, достигших 19-летнего возраста по годам

Год

Количество пациентов, чел.

Предполагаемый объём финансирования, млн. руб.

2024

7

1 300,00

2025

6

2026

8

2027

5

Согласно данным табл. 1 органами исполнительной власти в сфере здравоохранения региона ведётся учёт пациентов, вышедших из-под опеки Фонда (достигших возраста 19 лет). Это предусматривает обеспечение преемственности лекарственной терапии при переходе пациента с диагнозом редкого заболевания из детской возрастной группы во взрослую [9], а также финансирование лекарственной помощи данной категории граждан за счёт средств регионального бюджета ЯО. Таким образом, на региональном уровне осуществляется лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями, как детям, так и граждан, достигших своего совершеннолетия, что направлено на своевременность и результативность лечения.

Далее изучены случаи редких заболеваний, выявленных и зарегистрированных у детей и пациентов, достигших возраста 18 лет в ЯО и лекарственная терапия, используемая для лечения данных заболеваний.

По данным отчётов из открытых информационных источников установлено, что в Ярославском регионе выявлено 15 нозологий из 17, вошедших в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности [10]. Оказание медицинской помощи пациентам с редкими заболеваниями в области осуществляется в соответствии с положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций [11]. Однако по некоторым редким заболеваниям отсутствуют клинические рекомендации [3, 6]. В таблице 2 приведён ряд редких заболеваний по классификации МКБ-10 [12], зарегистрированных на территории ЯО, по которым дети и пациенты старше 18 лет получают соответствующее лечение в рамках Фонда «Круг добра».

Таблица 2. Редкие заболевания, зарегистрированные в Ярославской области

Жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее редкое заболевание, приводящее к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности

Код по МКБ-10

Лекарственный препарат, применяемый для лечения данного заболевания (МНН)

Спинальная мышечная атрофия (СМА)

G12.1

Нусинерсен

Х-сцепленная гипофосфатемия

(форма витамин-D-резистентного рахита)

E83.3

Буросумаб

Первичный иммунодефицит

D81.1

Иммуноглобулин (человеческий)

Синдром Шерешевского-Тёрнера

Q96.8

Соматропин

В табл. 2 представлены также и МНН ЛП, применяемых при лечении данных заболеваний. Далее осуществлялся поиск государственной регистрации ЛП на официальных сайтах зарегистрированных лекарственных средств как в России, так и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [13, 14]. В соответствии с ч.2 Ст.47 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввозимые в РФ лекарственные средства должны содержаться в Государственном реестре лекарственных средств, или Едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза. Результат анализа представлен в таблице 3.

Таблица 3. Сведения о государственной регистрации лекарственных препаратов, применяемых для лечения редких заболеваний

Торговое наименование (МНН)

Лекарственная форма

Производитель

Наличие государственной регистрации

РФ

ЕАЭС

Спинраза

(Нусинерсен)

раствор для интратекального введения, 2,4 мг/мл, 5 мл

Нидерланды, Биоген Нидерландз Б.В.

да

да

Лантесенс®

(Нусинерсен)

Россия, АО «Генериум»

Crysvita®

(Буросумаб)

раствор

для инъекций

20 мг/мл, 1 мл

США

нет

нет

Cutaquig® (Иммуноглобулин (человеческий))

раствор

для инъекций

165 мг/мл, 48 мл

Австрия, Октафарма

нет

нет

Растан® (Соматропин)

раствор

для подкожного введения

5 мг/мл, 3 мл

ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА»

да

да

Из таблицы 3 видно, что не все ЛП зарегистрированы на территории РФ и ЕАЭС. Согласно ч.5 Ст.13, ч.3 и ч.3.2 Ст.47 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственной регистрации не подлежат ЛП, ввозимые в РФ для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также данным законом определён и порядок ввоза не зарегистрированных ЛП. Следовательно, данные не зарегистрированных ЛП не вносятся в ФГИС МДЛП.

Следующий этап исследования включал анализ цифровизации бизнес-процессов оборота ЛП, поступающих на территорию ЯО в рамках Фонда «Круг добра». На функционирование этих процессов в каждом регионе влияют федеральное законодательство и нормативно-правовые акты субъектов РФ [15, 16, 17, 18].

Установлено, что бизнес-процессы взаимодействия участников лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями в ЯО осуществляются на федеральном, региональном и учрежденческом уровнях. Однако анализ региональных и учрежденческих ТУС показал, что не все бизнес-процессы функционируют в цифровом формате (рис. 2).

Рис. 2. Схема цифрового взаимодействия участников лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями

Данные рис. 2 свидетельствуют, что на современном этапе в Ярославском регионе лекарственные препараты, имеющие государственную регистрацию и внесённые в ФГИС МДЛП, поставляются в «Организацию-получатель 1». Затем данные ЛП поступают в аптечные организации (АО), которые осуществляют отпуск льготным категориям граждан или в МО на основании решения об обеспечении и потребности прикреплённых пациентов [19].

В уполномоченных АО отпуск этих ЛП производится по электронному рецепту с отражением всех цифровых операций в региональной ТУС «1С:ЛЛО» и ФГИС МДЛП.

Известно, что МО оказывают медицинскую помощь, как в амбулаторных условиях, так и в условиях стационара. В первом случае, пациенты получают ЛП на основании накладных и актов передачи. Передача ЛП осуществляется МО, в которой ребёнок с редким заболеванием находится на лечении в амбулаторных условиях, законному представителю ребёнка либо ребёнку, достигшему возраста 18 лет. Во втором случае, если введение ЛП производится в стационарных условиях, то старшая медицинская сестра структурного подразделения оформляет получение ЛП по накладной и отражает операции по обороту в локальной ТУС «1С:Больничная аптека» с применением электронного документооборота (ЭДО) и в личном кабинете МО МДЛП.

Следовательно, бизнес-процессы оборота зарегистрированных ЛП, применяемых для лечения детей с редкими заболеваниями в рамках Фонда «Круг добра», фиксируется в цифровом формате.

Далее нами проведён анализ оборота ЛП, которые не зарегистрированы на территории РФ, для нужд пациентов Фонда. Установлено, что в Ярославском регионе такие ЛП поступают в «Организацию-получатель 2».

Следует отметить, что в настоящее время остаётся острым вопрос по расширению возможности оборота не зарегистрированных ЛП [20] в случаях выздоровления пациента или его летального исхода.

Поскольку отсутствует стандартизированный подход к созданию перечня не зарегистрированных ЛП, то внесение данных в ТУС МО производится на основании «Карточки товара», созданной вручную фармацевтическим или медицинским работником, что увеличивает риски при переводе на русский язык с иностранного наименования ЛП и формировании сводной отчётности на аналоговых носителях.

Следовательно, передача сведений об обороте ЛП между участниками лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями проходит для зарегистрированных ЛП в цифровом формате, что позволяет осуществлять персонализированный подход с фиксацией всех бизнес-процессов: назначения, оформления электронного рецепта или требования, обособленного учёта, отпуска и вывода из гражданского оборота ЛП. Тогда как, оборот не зарегистрированных ЛП участниками лекарственного обеспечения фиксируется в ручном режиме, при этом возникает вероятность ошибок при закупках ЛП, рост рутинных операций, и как следствие, повышаются риски при оказании лечения.

Заключение

Результаты проведённого исследования позволили выявить особенности цифровизации регионального лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями на примере Ярославской области. Министерством здравоохранения региона совместно с Фондом «Круг добра» оказывается лекарственная помощь пациентам с орфанными заболеваниями по 15 нозологиям. Лечение проводится с применением ЛП, как зарегистрированных на территории РФ, так и не зарегистрированных, ввоз которых производится в соответствии с российским законодательством. В связи с этим в ЯО поставки ЛП для лечения данной категории граждан осуществляют две уполномоченные организации-получатели. Региональное здравоохранение осуществляет поддержку в течение одного года после достижения этими детьми возраста 18 лет, в случае если до достижения указанного возраста они получали такую поддержку в рамках деятельности Фонда.

Обозначенные особенности свидетельствуют, что определённый механизм по цифровизации бизнес-процессов работы с пациентами с редкими заболеваниями в настоящее время отработан и регионам отводится значительная роль в их сопровождении при лекарственном обеспечении. Совершенствование нормативно-правовой базы цифровой трансформации и стандартизация перечня ЛП, не имеющих государственной регистрации, на основе цифровой информации штрих-кода или Data-matrix кода, приведёт к оптимизации имеющихся цифровых ресурсов в сфере обеспечения ЛП граждан, страдающих редкими заболеваниями на региональном уровне.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 05. 01. 2021 № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими заболеваниями, «Круг добра». Электронный ресурс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373493/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

2. Годовые отчеты Фонда «Круг добра». Электронный ресурс. https://xn--80abfdb8athfre5ah.xn--p1ai/%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B5/%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0/ Дата обращения: 28. 06. 2025.

3. Ежегодный бюллетень Экспертного совета по редким (орфанным) заболеваниям. Т. 2 – М., 2024. – 324 с. Электронный ресурс. blok_white-book2024-2b.indd Дата обращения: 28. 06. 2025.

4. 28 февраля День редких болезней. Электронный ресурс. https://portal.yarregion.ru/depts-zdrav/press-center/news/detail.php?SECTION_CODE=&ELEMENT_CODE=vse-zhiteli-regiona-stradayushchie-redkimi-zhizneugrozhayushchimi-zabolevaniyami-poluchayut-neobhodimuyu-medicinskuyu-pomoshch--&sphrase_id=9431. Дата обращения: 28. 06. 2025.

5. Ежегодный бюллетень экспертного совета по редким (орфанным) заболеваниям. Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Москва, 2022. Электронный ресурс. maket_white-book2022-23_4.indd. Дата обращения: 28. 06. 2025.

6. Ежегодный бюллетень Экспертного совета по редким (орфанным) заболеваниям. Т. 1 – М., 2024. – 304 с. Электронный ресурс. blok_white-book2024-1.indd Дата обращения: 28. 06. 2025.

7. Комаров И. А., Геворкян А. К. Вопросы организации лекарственного обеспечения детей, получавших лечение с помощью фонда «Круг добра», по достижении ими совершеннолетия. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко.2024;28(4):110-115. DOI: 10.69541/NRIPH.2024.04.017. – EDN: PMTQSV.

8. На лекарства ярославцев с редкими болезнями нужно полмиллиарда рублей. Электронный ресурс. https://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl-region/73498/na_lekarstva_yaroslavcev_s_redkimi_boleznyami_nuzhno_polmilliarda_rublej.htm. Дата обращения: 28. 06. 2025.

9. Кавкаева К. П., Малышева А.А. Фонд «Круг добра»: предпосылки создания и специфика финансово-правового регулирования. Российский юридический журнал. 2024;(1):167-176. DOI: 10.34076/20713797_2024_1_167. – EDN: JMBEDB.

10. Постановление Правительства РФ от 26. 04. 2012 N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"). Электронный ресурс. https://base.garant.ru/70168888/?ysclid=mcubz0p-sus915701031. Дата обращения: 28. 06. 2025.

11. Федеральный закон от 21. 11. 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Электронный ресурс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

12. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) (версия 2.27 от 02. 09. 2024) Электронный ресурс. https://www.consultant.ru. Дата обращения: 08. 07. 2025.

13. Государственный Реестр лекарственных средств. Электронный ресурс. URL: http://grls.rosminzdrav.ru. Дата обращения: 28. 06. 2025.

14. Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза. Электронный ресурс. https://portal.eaeunion.org/sites/commonprocesses/ru-ru/Pages/DrugRegistrationDetails.aspx/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 № 769 «Об утверждении Правил обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребёнку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей». Электронный ресурс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384635/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2021 № 555 «Об утверждении Правил ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей». Электронный ресурс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381889/5de780a21dc683f26e3012193172c-3b1c4979af6/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

17. Приказ Минздрава России от 6 октября 2021 г. № 970н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга движения и учёта лекарственных препаратов, медицинских изделий, приобретаемых для конкретного ребёнка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, и (или) их перераспределения между организациями-получателями». Электронный ресурс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400206/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

18. Самощенкова И.Ф., Гаранкина Р. Ю., Снимщикова И.А. и соавт. "Круг Добра" в рамках лекарственного обеспечения больных с орфанными заболеваниями. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2022;21(2):220-229. DOI: 10.37903/vsgma.2022.2.28. – EDN: TUIUXE.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2021 № 545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребёнка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей». Электронный ресурс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381890/. Дата обращения: 28. 06. 2025.

20. Семенова А.А., Гайсаров А.Х., Кононова И.В., Ибрагимова Г.Я. Анализ нормативно правового регулирования регламентирования условий отпуска незарегистрированных лекарственных препаратов в Российской Федерации. Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(1):72-77. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-1-72-77.


Об авторах

О. В. Соколова
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»; ГБУЗ ЯО «Клиническая больница ¹ 2»
Россия

Ольга Вячеславовна Соколова, к. фарм. н., доцент, доцент кафедры

кафедра управления и экономики фармации

Ярославль


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье



И. Ю. Исаева
ГБУЗ ЯО «Клиническая больница ¹ 2»
Россия

Илона Юрьевна Исаева,  зав. аптекой

Ярославль


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье



Н. С. Корзина
Министерство здравоохранения Ярославской области
Россия

Надежда Сергеевна Корзина, зам. министра — начальник отдела

отдел цифровой трансформации и проектной деятельности

Ярославль


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье



Рецензия

Для цитирования:


Соколова О.В., Исаева И.Ю., Корзина Н.С. Цифровизация лекарственного обеспечения детей с редкими заболеваниями. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):107-115. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0109. EDN: TTNEGJ

For citation:


Socolova O.V., Isaeva I.Yu., Korzina N.S. Digitalization of pharmaceutical care for children with rare diseases. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):107-115. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0109. EDN: TTNEGJ

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1924 (Online)

Адрес редакции и издательства:

ООО «Издательство ОКИ»
115522, Москва, Москворечье ул., 4-5-129

Генеральный директор Афанасьева Елена Владимировна

Тел. + 7 (916) 986-04-65; Email: eva88@list.ru