Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы
https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107
EDN: SRHYIW
Аннотация
Актуальность. Формирование здоровья ребёнка в определённой степени зависит от его жизнедеятельности в условиях цифрового обновления школы. Процесс цифровизации российских школ длится более 30 лет, и специалисты в сфере образования выделяют 4 этапа. Первый этап (90-е годы XX века) — технологическое обновление школ; второй (2000–2010 гг.) — «ранняя информатизация»; третий (2010–2019 гг.) — «зрелая информатизация»; четвёртый (2019–2023 гг.) — «начало цифровой трансформации образования». Влияние факторов цифровой среды на здоровье школьников изучено в недостаточной мере.
Цель. Изучение основных тенденций заболеваемости обучающихся школьно-обусловленными болезнями на четырёх этапах цифрового обновления школы.
Материалы и методы. На основании данных, опубликованных в статистических сборниках ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ, проведён анализ первичной и общей заболеваемости детей (0–14 лет) и подростков (15–17 лет) на четырёх этапах цифрового обновления школы. Выбраны школьно-обусловленные нарушения здоровья: миопия, неврозы, соматоформные расстройства и вегетативно-сосудистые нарушения с повышением АД, на которые влияют зрительное и психоэмоциональное напряжение, а также заболевания, отчасти связанные с гиподинамией и длительной вынужденной сидячей позой — сколиоз и ожирение.
Результаты. Анализ динамики первичной и общей заболеваемости детей и подростков показал, что на первом и втором этапах цифрового обновления школы наблюдался рост заболеваемости практически по всем рассматриваемым классам болезней и нозологиям, обусловленный цифровизацией образования и неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов. На третьем этапе рост заболеваемости прекратился. В начале четвёртого этапа первичная и общая заболеваемости стали постепенно возрастать. За период 1995–2023 гг. первичная заболеваемость детей выросла на 55,9 %, общая — на 46,9 %; у подростков увеличилась на 106,5 и 105,3 %, соответственно.
Выводы. За период цифрового обновления школы 1995–2023 гг. состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшилось. Выявлен неуклонный рост заболеваемости детей и подростков миопией, ожирением, возросла заболеваемость по классу болезней костно-мышечной системы. Для продолжения изучения проблемы необходимо дополнительно включить в отчётные статистические формы и статистические сборники ряд школьно-обусловленных болезней.
Ключевые слова
Об авторе
И. К. РапопортРоссия
Ирина Калмановна Рапопорт, д. м. н., профессор, главный научный сотрудник
Институт комплексных проблем гигиены; отдел гигиены детей, подростков и молодежи
Московская область; Мытищи
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье
Список литературы
1. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020;3:85-91. doi: 10.24075/vrgmu.2020.037.
2. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(9):903-909. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909.
3. Begicevic Redjep N., Balaban I., Zugec B. Assessing Digital Maturity of Schools: Framework and Instrument. Technology, Pedagogy and Education. 2021;30(5):643–658. doi: 10.1080/1475939X.2021.1944291.
4. Bingham A.J., Pane J.F., Hamilton L.S., Steiner E.D. Ahead of the Curve: Implementation Challenges in Personalized Learning School Models. Educational Policy. 2018; 32(3):454–489. doi: 10.1177/0895904816637688.
5. Дворецкая И.В., Уваров А.Ю. Готовы ли школы к цифровой трансформации: о результатах мониторинга общеобразовательных организаций. Вопросы образования. 2025;1:140–168. doi: 10.17323/vo-2025-19763.
6. Тикашкина О.В., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Медико-социальный портрет современного старшеклассника. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022;3:25-37.
7. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Соколова С.Б., Яцына И.В. Динамика первичной заболеваемости (2005–2022 гг.) и медико-социальные проблемы подростков 15–17 лет. Гигиена и санитария. 2024;103(7):761–768. doi: 10.47470/0016-9900-2024-103-7-761-768.
8. Скоблина Н.А., Попов В.И., Еремин А.Л. Маркелова С.В., Милушкина О.Ю., Обрубова С.А., Цамерян А.П. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств. Гигиена и санитария. 2021;100(3):279-284. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284.
9. Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Бирюкова Н.В. Состояние психического здоровья старшеклассников в условиях цифровой трансформации образования (пилотное исследование). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023;3:33-49.
10. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование) : монография /под ред. В.Р. Кучмы, И.К. Рапопорт. – Москва: Издательство «Научная книга», 2021. – 350 с. – ISBN 978-5-6044147-8-1.
11. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания. 2018;5(302):30-34.
12. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Соколовская Т.А., Матвеев Э.Н. Тенденции заболеваемости и динамика хронизации патологии у детей 0-14 лет в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2019;65(5):10. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-10.
Рецензия
Для цитирования:
Рапопорт И.К. Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):86-97. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW
For citation:
Rapoport I.K. Trends in the morbidity of children and adolescents in Russia in the process of digital school renewal. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW