Перейти к:
Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы
https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107
EDN: SRHYIW
Аннотация
Актуальность. Формирование здоровья ребёнка в определённой степени зависит от его жизнедеятельности в условиях цифрового обновления школы. Процесс цифровизации российских школ длится более 30 лет, и специалисты в сфере образования выделяют 4 этапа. Первый этап (90-е годы XX века) — технологическое обновление школ; второй (2000–2010 гг.) — «ранняя информатизация»; третий (2010–2019 гг.) — «зрелая информатизация»; четвёртый (2019–2023 гг.) — «начало цифровой трансформации образования». Влияние факторов цифровой среды на здоровье школьников изучено в недостаточной мере.
Цель. Изучение основных тенденций заболеваемости обучающихся школьно-обусловленными болезнями на четырёх этапах цифрового обновления школы.
Материалы и методы. На основании данных, опубликованных в статистических сборниках ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ, проведён анализ первичной и общей заболеваемости детей (0–14 лет) и подростков (15–17 лет) на четырёх этапах цифрового обновления школы. Выбраны школьно-обусловленные нарушения здоровья: миопия, неврозы, соматоформные расстройства и вегетативно-сосудистые нарушения с повышением АД, на которые влияют зрительное и психоэмоциональное напряжение, а также заболевания, отчасти связанные с гиподинамией и длительной вынужденной сидячей позой — сколиоз и ожирение.
Результаты. Анализ динамики первичной и общей заболеваемости детей и подростков показал, что на первом и втором этапах цифрового обновления школы наблюдался рост заболеваемости практически по всем рассматриваемым классам болезней и нозологиям, обусловленный цифровизацией образования и неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов. На третьем этапе рост заболеваемости прекратился. В начале четвёртого этапа первичная и общая заболеваемости стали постепенно возрастать. За период 1995–2023 гг. первичная заболеваемость детей выросла на 55,9 %, общая — на 46,9 %; у подростков увеличилась на 106,5 и 105,3 %, соответственно.
Выводы. За период цифрового обновления школы 1995–2023 гг. состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшилось. Выявлен неуклонный рост заболеваемости детей и подростков миопией, ожирением, возросла заболеваемость по классу болезней костно-мышечной системы. Для продолжения изучения проблемы необходимо дополнительно включить в отчётные статистические формы и статистические сборники ряд школьно-обусловленных болезней.
Ключевые слова
Для цитирования:
Рапопорт И.К. Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):86-97. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW
For citation:
Rapoport I.K. Trends in the morbidity of children and adolescents in Russia in the process of digital school renewal. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW
Введение
Формирование роста, развития и здоровья ребёнка в определённой степени зависит от условий его жизнедеятельности и существенную роль в этом играет образовательная среда школы. На протяжении уже более трёх десятков лет происходит постепенное изменение образовательной среды –– цифровое обновление образовательных организаций и учебного процесса, заключающееся во всё большем и большем использовании детьми и подростками электронных средств обучения и разнообразных электронных девайсов (гаджетов) с экранами на уроках, на внеурочных занятиях и в особенности в досуговое время. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой вероятности неблагоприятного влияния цифровой трансформации образования на здоровье подрастающего поколения [1-4].
По мнению ведущих специалистов в сфере образования Дворецкой И.В. и Уварова А.Ю. (2025 г.) [5] в цифровом обновлении российских школ можно выделить четыре этапа. На первом этапе с середины девяностых годов прошлого века происходило постепенное технологическое обновление общеобразовательных организаций –– оснащение специальных классов информатики компьютерами и подготовка учителей к преподаванию указанного предмета. Это позволило обучить учащихся старших классов, а потом и более младших школьников основам компьютерной грамотности и программирования. Второй период называют периодом «ранней информатизации», и он приблизительно длился в течение первого десятилетия XXI века. В этот период значительно увеличилось количество компьютеров в школах, появились мультимедийные проекторы и интерактивные школьные доски, проводилась подготовка необходимых учебных материалов и учителей. Компьютерная техника стала использоваться не только на уроках информатики, но и при преподавании отдельных предметов. Второе десятилетие XXI века специалисты считают третьим этапом –– периодом «зрелой информатизации», когда широко стали использоваться информационные технологии (презентации, тесты, тренажёры) и учебно-методические материалы учителями-предметниками и даже учителями младших классов при преподавании различных предметов, а не только информатики [5].
Началом четвёртого этапа цифрового обновления школы –– собственно периодом «цифровой трансформации» образования можно условно считать 2020 год, когда был опубликован Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором указано, что цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т. ч. образование, является одной из национальных целей развития страны. С этого момента во многих общеобразовательных организациях в учебном процессе стали широко применяться современные цифровые технологии, компьютерная техника, включая интерактивные панели, сетевые сервисы и специальные учебно-методические материалы. Кроме того, развитая цифровая среда стала использоваться для решения задач управления школами [5].
Развитие цифровой среды существенно изменило образ жизни школьников: практически в течение дня, за исключением занятий на уроках, дети и подростки используют смартфоны; на уроках в школе и при получении многих видов дополнительного образования –– стационарные компьютеры или ноутбуки; при выполнении домашних заданий и в досуговое время –– опять же компьютеры, ноутбуки параллельно со смартфонами. Увлечённость детей компьютерными играми и общением в социальных сетях приводит к значительному сокращению продолжительности сна. При выполнении домашних заданий учащиеся 8-11 классов при предпрофильном и профильном обучении вынуждены во многих случаях искать самостоятельно информацию в Интернете, писать рефераты, сочинения, решать математические, физические, химические задачи, постоянно и одновременно используя компьютеры и смартфоны. Таким образом, время ежедневной работы с устройствами, оснащёнными экранами, превышает у некоторых учащихся 16-18 часов [6-9].
Доказано неблагоприятное влияние постоянного зрительного напряжения на развитие патологии глаза. Нарушения режима дня и питания, снижение двигательной активности, длительное пребывание в сидячей позе в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным постоянным увеличением объёма изучаемого учебного материала и сокращением времени для его освоения, приводит к формированию и прогрессированию, так называемых, школьно-обусловленных функциональных нарушений и заболеваний [6-11].
Школьно-обусловленные нарушения здоровья, аналогично профессионально-обусловленным заболеваниям, имеют различную этиологию и различный патогенез. Однако среди школьников они являются наиболее распространёнными, не считая острые респираторные заболевания, что позволяет предполагать негативное влияние «школьных» факторов, в т. ч. факторов цифровой среды, на развитие ряда заболеваний.
Критериями отнесения заболеваний к школьно-обусловленным являются:
- частота встречаемости среди школьников 5% и более;
- рост распространённости от младших классов к старшим;
- возрастание тяжести течения патологических процессов также от младших классов к старшим.
Школьно-обусловленные заболевания снижают качество жизни школьников и могут снижать качество знаний обучающихся, а в дальнейшем ограничивают круг доступных профессий и специальностей [10-11].
К школьно-обусловленным заболеваниям и функциональным нарушениям у детей, а в особенности у подростков, исходя из вышеуказанных критериев, можно отнести миопию, невротические реакции и неврозы, синдром вегетативной дисфункции, а также болезни системы кровообращения с повышенным артериальным давлением, которые в определённой степени связаны с большим зрительным и нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным учебным процессом в школе. Повышенное АД чаще встречается у мальчиков подростков, чем у девочек. К числу школьно-обусловленных функциональных нарушений и заболеваний условно относят нарушения осанки и сколиоз, формированию которых способствует низкая двигательная активность и длительно сохраняющаяся статичная поза учащихся при работе за компьютером. Гиподинамия школьников также может приводить к развитию ожирения у обучающихся. Кроме того, учитывая высокое нервно-эмоциональное напряжение школьников, можно рассматривать (не отрицая геликобактериальную этиологию заболеваний) гастрит, дуоденит и язвенную болезнь как патологии, отчасти являющиеся психосоматическими нарушениями [1, 6, 8-11].
Для изучения влияния факторов цифровой среды целесообразно рассмотреть показатели заболеваемости школьников на различных этапах цифрового обновления общего образования, т. к. постепенно возрастала распространённость среди учащихся электронных девайсов с экранами (компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов) и продолжительность их использования в учебное и в особенности во внеучебное время, а также интенсифицировалось использование коллективных электронных средств обучения –– интерактивных школьных досок и панелей.
Цель исследования
Изучение основных тенденций заболеваемости обучающихся школьно-обусловленными болезнями на четырёх этапах цифрового обновления российской школы.
Материалы и методы
Для анализа заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью детей и подростков в медицинские организации использованы официальные данные о первичной (диагнозы, установленные впервые в жизни) и общей заболеваемости, опубликованные в сборниках материалов ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ[1]. Рассмотрены показатели заболеваемости детей (0-14 лет включительно) и подростков (15-17 лет включительно) в 1995, 2000, 2010, 2019 и 2023 гг. При сравнительном анализ заболеваемости период с 1995 г. до 2000 г. рассматривался как первый этап цифрового обновления школы, с 2000 г. по 2010 г. –– как второй, с 2010 г. по 2019 г. –– как третий, с 2019 по 2023 г. –– как начало четвёртого этапа.
Показатели заболеваемости представлены в расчёте на 100 тыс. населения соответствующего возраста в просантимилле (0/0000).
В официальных статистических справочниках отсутствуют данные о заболеваемости такими болезнями психической сферы и нервной системы как неврозы и синдром вегетативной дисфункции, которые можно было бы рассматривать как школьно-обусловленные заболевания. В связи с этим проведён сравнительный анализ заболеваемости детей и подростков в целом по классу психических расстройств и расстройств поведения (класс F00-F99 по МКБ-10) и в целом по классу болезней нервной системы (класс G00- G99 по МКБ-10) в течение четырёх этапов цифрового обновления школы.
Кроме вышеуказанных болезней проведён анализ заболеваемости миопией (H52.1), болезнями, характеризующимися повышенным артериальным давлением (I10.0), ожирением (E66.0), язвой желудка и 12-перстной кишки (K25.0, K26.0), гастритом и дуоденитом (K29.0).
Сравнительно недавно в статистических справочниках в классе болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (M00-M99) появились деформирующие дорсопатии (M40-M43), в группу которых входит сколиоз (M41). Поэтому рассмотрена заболеваемость детей и подростков деформирующими дорсопатиями только в 2019 и 2023 гг.
Накопление, систематизация информации и статистический анализ осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2020.
Результаты
В таблице 1 представлены данные первичной и общей заболеваемости детей в 1995, 2000, 2010, 2019 и 2023 годах, а также темп прироста (+) или убыли (-) показателей 2023 года по отношению к 1995 году.
Таблица 1. Первичная и общая заболеваемость детей (0-14 лет включительно) школьно-обусловленными заболеваниями на разных этапах цифрового обновления школы (0/0000) | |||||||
Года / Классы МКБ и заболевания | Заболеваемость | 1995 | 2000 | 2010 | 2019 | 2023 | Темп при-роста/ убыли 2023 г. к 1995 или 2000 г. (%) |
Всего заболеваний | Перв. | 109499,6 | 146235,6 | 188686,8 | 172436,5 | 170740,1 | + 55,9 |
Общ. | 150500,0 | 186835,3 | 236246,4 | 219956,3 | 221015,6 | + 46,9 | |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ | Перв. | 883,5 | 1501,2 | 1648,3 | 1600,7 | 1499,7 | + 69,8 |
Общ. | 3043,5 | 6324,0 | 3946,6 | 4196,4 | 4933,0 | + 62,1 | |
в т.ч. ожирение | Перв. | н/д | 142,0 | 321,1 | 432,0 | 435,0 | + 206,3 |
Общ. | н/д | 497,1 | 960,3 | 1308,3 | 1653,3 | + 232,6 | |
Психические расстройства и расстройства поведения | Перв. | 747,3 | 854,7 | 658,3 | 537,7 | 535,6 | - 28,3 |
Общ. | 2982,1 | 3543,4 | 3261,7 | 2711,2 | 2774,4 | - 7,0 | |
Болезни нервной системы[2] | Перв. | 8231,8 | 2764,5 | 4283,2 | 3431,2 | 3025,1 | + 9,4 |
Общ. | 14565,9 | 6287,2 | 9412,0 | 9085,6 | 9110,1 | + 44,9 | |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | Перв. | н/д | 4671,0 | 5809,5 | 5302,2 | 4292,5 | - 8,1 |
Общ. | н/д | 10020,0 | 11531,4 | 12241,9 | 12492,7 | + 24,74 | |
в т.ч. миопия | Перв. | н/д | 1050,0 | 982,7 | 1019,5 | 1087,2 | + 3,5 |
Общ. | н/д | 3660,0 | 3481,3 | 3703,9 | 4382,1 | + 19,7 | |
Болезни системы кровообращения | Перв. | 397,8 | 667,2 | 851,8 | 631,6 | 517,7 | + 30,1 |
Общ. | 1039,4 | 1525,6 | 2199,7 | 1915,7 | 1789,2 | + 72,1 | |
в т.ч. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением | Перв. | 3,1 | 15,7 | 24,4 | 14,4 | 14,7 | + 374,2 |
Общ. | 8,1 | 35,9 | 82,1 | 50,0 | 44,2 | + 445,7 | |
Болезни органов пищеварения | Перв. | 5882,0 | 6618,8 | 8338,0 | 5955,7 | 4428,2 | - 24,7 |
Общ. | 11638,8 | 13300,9 | 14712,2 | 12292,2 | 11071,0 | - 4,9 | |
в т.ч. язва желудка и 12п кишки | Перв. | н/д | 7,0 | 12,7 | 7,1 | 6,1 | - 12,9 |
Общ. | н/д | 70,0 | 61,4 | 32,5 | 22,9 | - 67,3 | |
в т.ч. гастрит, дуоденит | Перв. | н/д | 960,0 | 834,7 | 614,4 | 437,7 | - 54,4 |
Общ. | н/д | 2700,0 | 2377,6 | 1693,3 | 1382,3 | - 48,8 | |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | Перв. | 1577,9 | 2904,0 | 3809,0 | 3106,8 | 2490,7 | + 57,9 |
Общ. | 3244,6 | 5522,3 | 7840,1 | 7895,6 | 8423,3 | + 159,6 | |
в т.ч. деформирующие дорсопатии | Перв. | н/д | н/д | н/д | 738,1 | 617,7 |
|
Общ. | н/д | н/д | н/д | 2109,7 | 2094,5 |
| |
Примечание: н/д –– нет данных. | |||||||
Заболеваемость детей школьно-обусловленными заболеваниями
Первичная заболеваемость детей за период с 1995 по 2023 г. включительно возросла на 55,9% (с 109499,60/0000 до 170740,10/0000). На первом и втором этапах цифрового обновления школы показатели увеличились на 33,6% и 29,0%, соответственно, на третьем и четвёртом этапах снизились на 8,6% и 1,0%, соответственно. Общая заболеваемость детей за указанный период также возросла на 46,9% (с 150500,00/0000 до 221015,60/0000). Рост показателей наблюдался на первом, втором и четвёртом этапах цифрового обновления школы (на 24,1%, 26,5% и 0,5%, соответственно), а снижение на третьем этапе на 6,9%.
С 1995 по 2023 г. первичная заболеваемость детей болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ увеличилась на 69,8%, а общая заболеваемость –– на 62,1%. Первичную и общую заболеваемость ожирением можно проанализировать только, начиная с 2000 г., т.к. до этого периода сведения о заболеваемости в официальных статистических справочниках представлялись без выделения ожирения в отдельную строку. За второй, третий и четвёртый этап первичная заболеваемость ожирением возросла на 206,3%, а общая заболеваемость –– на 232,6%.
По классу психических расстройств и расстройств поведения просматриваются однонаправленные тенденции в динамике первичной и общей заболеваемости –– снижение показателей. В целом первичная заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения уменьшилась за период 1995-2023 гг. на 28,3% (с 747,30/0000 до 535,60/0000), а общая –– на 7,0% (с 2982,10/0000 до 2774,40/0000). Обращает на себя внимание значительные различия (в 4-5 раз) между первичной и общей заболеваемостью, что свидетельствует, по мнению Бантьевой М.Н. и соавт. (2019) о значительной хронизации патологических процессов [12].
Выявлен рост первичной и общей заболеваемости по классу болезней нервной системы за период с 2000 г. до 2023 г.: первичная заболеваемость увеличилась на 9,4% (с 2764,50/0000 до 3025,10/0000), общая заболеваемость –– более значительно: на 44,9% (с 6287,20/0000 до 9110,00/0000). В анализ не были включены показатели 1995 г., т. к. до 2000 г. по МКБ-9 к классу болезней нервной системы и органов чувств относились не только болезни нервной системы, но и болезни глаза и его придаточного аппарата, а также болезни уха и сосцевидного отростка. Отмечен значительный рост первичной и общей заболеваемости детей болезнями нервной системы на втором этапе с 2000 до 2010 гг.: на 54,9 и 49,7%, соответственно. На третьем этапе, наоборот, наблюдалось снижение первичной заболеваемости на 19,9% и общей –– на 3,5%. На четвёртом этапе констатированы увеличение первичной заболеваемости на 11,8% и практически стабильные показатели общей заболеваемости.
С 2000 по 2023 гг. первичная заболеваемость болезнями глаза снизилась на 8,1% (с 4671,00/0000 до 4292,50/0000), но общая заболеваемость возросла на 24,7% (с 10020,00/0000 до 12492,7 0/0000), что указывает на значительную хронизацию заболеваний [12]. Динамику заболеваемости миопией можно проанализировать только с 2000 г., когда эта нозология в статистических справочниках была выделена в отдельную строку. Первичная заболеваемость миопией на втором этапе цифрового обновления школы снизилась на 6,4%, а на третьем и четвёртом этапах возросла на 3,7 и 6,6%, соответственно. Аналогичная динамика наблюдалась по общей заболеваемости: снижение показателей на втором этапе на 4,9% и рост на третьем на 6,4%, а также более существенное увеличение на четвёртом этапе (на 18,3%). В целом первичная заболеваемость миопией за период 2000-2023 гг. возросла на 3,5% (с 1050,00/0000 до 1087,20/0000), а общая – на 19,7% (с 3660,00/0000 до 4382,10/0000). Значительно более высокие показатели и процент прироста общей заболеваемости миопией по сравнению с первичной подтверждают хронизацию патологических процессов.
Первичная заболеваемость детей болезнями системы кровообращения за период с 1995г. по 2023 г., включительно, возросла на 30,1% (с 397,80/0000 до 517,70/0000), а общая заболеваемость увеличилась на 72,1% (с 1039,40/0000 до 1789,20/0000). Статистический учёт болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, ведётся более 30 лет. Поэтому установлено, что на первом этапе отмечался существенный рост первичной заболеваемости болезнями с повышенным АД –– на 406,5% (с 3,10/0000 до 15,70/0000) и общей заболеваемости –– на 343,2% (с 8,10/0000 до 35,90/0000). На втором этапе рост показателей продолжался: прирост первичной заболеваемости составил 55,4% и общей заболеваемости –– 128,7%. Однако на третьем этапе показатели снизились на 41,0 и 39,1%, соответственно, а на четвёртом этапе первичная заболеваемость практически стабилизировалась (рост только на 2,1%), а общая заболеваемость продолжала снижаться (на 11,6%). В целом за период 1995-2023 гг. выявлен значительное увеличение первичной заболеваемости на 374,2% и общей заболеваемости на 445,7%.
По всему классу болезней органов пищеварения за период с 1995 до 2023 гг. можно видеть однонаправленную тенденцию снижения заболеваемости детей: первичная заболеваемость уменьшилась на 24,7%, а общая –– на 4,9%. Проследить динамику заболеваемости язвенной болезнью и гастритом, дуоденитом можно с 2000 г. Первичная заболеваемость язвой желудка и 12-перстной кишки возросла на втором этапе на 84,4% (с 7,00/0000 до 12,70/0000), но на третьем и четвёртом этапах снизилась на 44,1 и 14,1%, соответственно. В целом за период 2000-2023 гг. первичная заболеваемость язвенной болезнью уменьшилась на 12,9%. Общая заболеваемость указанной патологией снижалась на всех этапах и за период 2000-2023 гг. уменьшилась на 67,3% (с 70,00/0000 до 22,90/0000). Первичная заболеваемость детей гастритом и дуоденитом тоже снижалась на всех этапах и за период 2000-2023 гг. уменьшилась на 54,4% (с 9600/0000 до 437,70/0000). Изменения общей заболеваемость детей гастритом, дуоденитом имели аналогичную тенденцию –– снижение на 48,8% (с 2700,00/0000 до 1382,30/0000).
Выявлен рост первичной и общей заболеваемости по классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани за период с 1995 г. до 2023 г.: первичная заболеваемость увеличилась на 57,9% (с 1577,90/0000 до 2490,70/0000), общая заболеваемость ––более значительно: на 159,6% (с 3244,60/0000 до 8423,30/0000). Заболеваемость деформирующими дорсопатиями можно проанализировать только за четвёртый период цифрового обновления школы с 2019 до 2023 гг. Первичная заболеваемость детей этой группой болезней снизилась на 16,3%, а общая всего на 0,7%.
Таким образом оценка динамики заболеваемости детей свидетельствует о следующем: на первом и втором этапах цифрового обновления образовательных организаций происходил в основном рост первичной и общей заболеваемости детей, связанный с неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов, в т.ч. с «ранней информатизацией» школы; на третьем этапе –– «этапе зрелой информатизации» снизилась первичная и общая заболеваемость по большинству рассматриваемых классов болезней и отдельным нозологиям; в начале четвёртого этапа –– «этапа цифровой трансформации образования» отмечается неустойчивая тенденция стабилизации первичной и общей заболеваемости. Особое беспокойство вызывает неуклонный рост заболеваемости детей миопией и ожирением, что в определённой мере обусловлено возрастающим зрительным напряжением и снижающейся двигательной активностью.
Заболеваемость подростков школьно-обусловленными заболеваниями
В таблице 2 представлены данные первичной и общей заболеваемости старших подростков в 1995, 2000, 2010, 2019 и 2023 годах, а также темп прироста (+) и убыли (-) показателей 2023 года по отношению к 1995 году.
Таблица 2. Первичная и общая заболеваемость подростков (15-17 лет включительно) школьно-обусловленными заболеваниями на разных этапах цифрового обновления школы (0/0000) | |||||||
Года/ Классы МКБ и заболевания | Заболеваемость | 1995 | 2000 | 2010 | 2019 | 2023 | Темп при-роста/ убыли 2023 г. к 1995 или 2000 г. (%) |
Всего заболеваний | Перв. | 71010,1 | 104600,0 | 135763,3 | 137129,6 | 146650,5 | + 106,5 |
Общ. | 113498,2 | 173000,0 | 221800,1 | 222536,0 | 233016,8 | + 105,3 | |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ | Перв. | 1149,8 | 2570,0 | 2516,8 | 3067,7 | 3011,9 | + 162,0 |
Общ. | 2172,0 | 3541,2 | 8349,9 | 10619,9 | 11182,0 | + 414,8 | |
в т.ч. ожирение | Перв. | н/д | 156,4 | 463,8 | 908,2 | 864,0 | + 452,4 |
Общ. | н/д | 830,0 | 1980,0 | 3411,7 | 3683,4 | + 343,8 | |
Психические расстройства и расстройства поведения | Перв. | 759,9 | 1368,4 | 1400,0 | 780,2 | 767,2 | + 1,0 |
Общ. | 4508,1 | 5820,4 | 6950,0 | 5508,8 | 5390,5 | + 19,6 | |
Болезни нервной системы2
| Перв. | 5254,3 | 2420,0 | 3832,1 | 3879,0 | 3855,9 | + 59,3 |
Общ. | 18397,7 | 8206,5 | 11800,1 | 12472,2 | 12285,3 | + 49,7 | |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | Перв. | н/д | 4340,0 | 5711,7 | 6270,8 | 5607,4 | + 29,2 |
Общ. | н/д | 16860,1 | 19170,0 | 22601,5 | 23472,5 | + 39,2 | |
в т.ч. миопия | Перв. | н/д | 1720,5 | 1840,0 | 2382,9 | 2470,1 | + 43,6 |
Общ. | н/д | 9189,8 | 9870,0 | 12889,8 | 13923,5 | + 51,5 | |
Болезни системы кровообращения | Перв. | 643,2 | 1120,0 | 1756,1 | 1638,1 | 1471,8 | + 128,8 |
Общ. | 1997,6 | 2357,1 | 5390,0 | 5244,9 | 4896,0 | + 145,1 | |
в т.ч. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давление | Перв. | 57,7 | 140,0 | 220,0 | 167,5 | 149,1 | + 158,4 |
Общ. | 179,2 | 330,5 | 690,0 | 536,9 | 487,6 | + 172,1 | |
Болезни органов пищеварения | Перв. | 4263,4 | 5150,0 | 7076,9 | 6353,1 | 5275,3 | + 23,7 |
Общ. | 11157,5 | 15700,0 | 19510,0 | 16603,8 | 14722,2 | + 31,9 | |
в т.ч. язва желудка и 12п кишки | Перв. | н/д | 160,0 | 120,0 | 62,3 | 46,2 | - 71,1 |
Общ. | н/д | 590,0 | 480,0 | 254,4 | 177,7 | - 69,9 | |
в т.ч. гастрит, дуоденит | Перв. | н/д | 1260,0 | 1850,0 | 1594,8 | 1222,1 | - 3,0 |
Общ. | н/д | 5690,1 | 7239,9 | 5530,2 | 4447,0 | - 21,8 | |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | Перв. | 2073,0 | 4300,1 | 6079,2 | 5708,3 | 5250,4 | + 153,3 |
Общ. | 4962,2 | 11020,0 | 17109,9 | 20222,4 | 18933,1 | + 281,5 | |
в т.ч. деформирующие дорсопатии | Перв. | н/д | н/д | н/д | 1978,6 | 1949,6 |
|
Общ. | н/д | н/д | н/д | 6913,1 | 7293,4 |
| |
Сравнительный анализ показателей свидетельствует о том, что первичная заболеваемость подростков, хотя и ниже заболеваемости детей, но за один и тот же период с 1995 г. по 2023 г. возросла более значительно –– на 106,5% (с 71010,10/0000 до 146650,50/0000). На первом и втором этапах цифрового обновления школы показатели увеличились на 47,3 и 29,8%, соответственно; на третьем и четвёртом этапах возросли в меньшей степени –– на 1,0 и 6,9%, соответственно. Общая заболеваемость подростков за указанный период также возросла на 105,3% (с 113498,20/0000 до 233016,80/0000). Существенный рост общей заболеваемости наблюдался на первом и втором этапах цифрового обновления школы (на 52,4 и 28,2% соответственно), а затем на третьем и четвёртом этапах темп прироста уменьшился и составил 0,3 и 4,7% соответственно.
С 1995 по 2023 гг. первичная заболеваемость подростков болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ увеличилась значительно –– на 162,0% (с 1149,80/0000 до 3011,90/0000), а общая заболеваемость –– ещё более выраженно –– на 414,8% (с 2172,00/0000 до 11182,00/0000). Как уже указывалось выше, первичную и общую заболеваемость ожирением можно проанализировать только, начиная с 2000 г. За второй, третий и четвёртый этапы цифрового обновления школы заболеваемость подростков ожирением увеличилась более существенно, чем заболеваемость детей. Так, первичная заболеваемость подростков возросла на 452,4% (с 156,40/0000 до 864,00/0000), а общая заболеваемость –– на 343,8% (с 830,00/0000 до 3683,40/0000).
По классу психических расстройств и расстройств поведения отмечаются однонаправленные тенденции в динамике первичной и общей заболеваемости подростков –– рост заболеваемости на первом и втором этапе и снижение показателей на третьем и четвёртом. В целом первичная заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения за период 1995-2023 гг. изменилась незначительно –– возросла всего на 1,0% (с 759,90/0000 до 767,20/0000), а общая заболеваемость увеличилась на 19,6% (с 4508,10/0000 до 5390,50/0000). Так же как в популяции детей обращает на себя внимание значительная разница (в 5-6 раз) в показателях первичной и общей заболеваемости, что указывает на хронизацию психических расстройств.
Первичная и общая заболеваемость подростков болезнями нервной системы с 2000 г. до 2023 г. в целом возросли: первичная заболеваемость на 59,3% (с 2420,00/0000 до 3855,90/0000), общая заболеваемость – на 49,7% (с 8206,50/0000 до 12285,30/0000). Следует напомнить, что в сравнительный анализ не были включены показатели 1995 г. Выявлено, что на втором и третьем этапах цифрового обновления школы заболеваемость, как первичная, так и общая, болезнями нервной системы увеличивалась, а на четвёртом незначительно снизилась.
Как указывалось выше, динамику заболеваемости болезнями органа зрения можно проанализировать только с 2000 г. Выявлено, что с 2000 по 2023 гг. первичная заболеваемость подростков болезнями глаза возросла на 29,2% (с 4340,00/0000 до 5607,40/0000), а общая заболеваемость –– на 39,2% (с 16860,10/0000 до 23472,50/0000). Четырёхкратное различие в показателях между первичной и общей заболеваемостями свидетельствует о значительной хронизации заболеваний. Первичная и общая заболеваемость подростков миопией возрастала с 2000 до 2023 гг. Первичная заболеваемость увеличилась на 43,6%, а общая –– на 51,5%. Существенно более высокие показатели общей заболеваемости миопией по сравнению с первичной подтверждают хронизацию патологических процессов.
С 1995 г. по 2023 г. первичная заболеваемость подростков болезнями системы кровообращения возросла на 128,81% (с 643,20/0000 до 1471,80/0000), а общая заболеваемость увеличилась на 145,1% (с 1997,60/0000 до 4896,00/0000). За период 1995–2023 гг. выявлен значительное увеличение первичной заболеваемости болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, на 158,4% (с 57,70/0000 до 149,10/0000) и общей заболеваемости на 172,1% (с 179,20/0000 до 487,60/0000). Заболеваемость подростков болезнями с повышенным АД выше заболеваемости детей.
Необходимо отметить, что если заболеваемость детей болезнями органов пищеварения (по всем заболеваниям класса вместе) имела тенденцию к снижению, то заболеваемость подростков, наоборот, –– к повышению. Так, первичная заболеваемость подростков увеличилась с 1995 г. до 2023 г. на 23,7% (с 4263,40/0000 до 5275,30/0000), а общая –– на 31,9% (с 11157,50/0000 до 14722,20/0000). Однако, период с 2000 г. по 2023 г. первичная заболеваемость подростков язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки снизилась на 71,1% (с 160,00/0000 до 46,20/0000), а общая заболеваемость уменьшилась на 69,9% (с 590,00/0000 до 177,70/0000). Первичная заболеваемость подростков гастритом и дуоденитом повышалась на втором этапе на 46,8%, но затем снизилась на третьем этапе на 13,8% и на четвёртом этапе на 23,4%. В целом первичная заболеваемость гастритом и дуоденитом уменьшилась с 2000 по 2023 гг. на 3,0% (с 1260,00/0000 до1222,10/0000), а общая заболеваемость подростков указанными болезнями снизилась на 21,8% (с 5690,10/0000 до 4447,00/0000). Рост заболеваемости подростков болезнями системы пищеварения произошёл не за счёт язвенной болезни, гастрита и дуоденита, а за счёт патологии других отделов желудочно-кишечного тракта.
Оценка динамики заболеваемости болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани за период с 1995 г. до 2023 г. свидетельствует о значительном росте первичной и общей заболеваемости: первичная заболеваемость увеличилась на 153,3% (с 2073,00/0000 до 5250,40/0000), общая заболеваемость –– ещё более значительно: на 281,5% (с 4962,20/0000 до 18933,10/0000). Первичная заболеваемость подростков деформирующими дорсопатиями снизилась незначительно (на 1,5%), а общая заболеваемость возросла на 5,5%.
Таким образом при анализе динамики заболеваемости старших подростков установлено, что так же как в популяции детей, на первом и втором этапах цифрового обновления школы наблюдалось увеличение первичной и общей заболеваемости практически по всем рассматриваемым классам болезней и нозологиям, связанное с неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов; на третьем этапе темп прироста первичной и общей заболеваемости подростков снизился, что свидетельствует о наметившейся благоприятной тенденции. Однако в начале четвёртого этапа –– «этапа цифровой трансформации образования» первичная и общая заболеваемость подростков стала постепенно возрастать. Так же как в популяции детей, беспокойство вызывает неуклонный рост заболеваемости подростков миопией и ожирением, что в значительной мере обусловлено возрастающим зрительным напряжением и снижающейся двигательной активностью. В качестве положительного момента следует отметить снижение первичной и общей заболеваемости подростков язвенной болезнью, гастритом и дуоденитом.
Обсуждение результатов
Изучение тенденций первичной и общей заболеваемости детей и подростков свидетельствует о том, что в течение 28 лет (1995-2023 гг.) состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшалось: первичная заболеваемость детей выросла на 55,9%, общая –– на 46,9%; первичная и общая заболеваемость подростков увеличилась вдвое –– на 106,5 и 105,3%, соответственно. Безусловно нельзя утверждать, что в ухудшении здоровья подрастающего поколения неблагоприятную роль играет только цифровое обновление школы и/или цифровая трансформация всего образа жизни школьников. Целый ряд социально-экономических, психолого-педагогических, семейно-бытовых, поведенческих и других факторов вносит вклад в формирование нарушений здоровья. Однако полученные данные указывают на неуклонный рост первичной и общей заболеваемости детей и подростков миопией, развитие которой обусловлено зрительным напряжением и другими факторами. Кроме того, увеличение заболеваемости той же миопией, ожирением и болезнями костно-мышечной системы может быть связано с возрастающей гиподинамией школьников и постоянной сидячей позой за компьютером, ноутбуком, смартфоном [8-11].
Превышение показателей общей заболеваемости над значениями первичной заболеваемости в 4-5 раз и более по одному и тому же классу болезней или по одной и той же нозологии свидетельствует о хронизации патологических процессов [12]. Указанные тенденции выявлены в отношении ожирения, миопии, всего класса болезней глаза, класса психических расстройств, гастрита и дуоденита.
Для выявления связей и зависимостей между воздействующими на школьников факторами цифровой среды и формированием нарушений здоровья необходимо включение в статистические формы и общедоступные статистические справочники дополнительных статистических данных о первичной и общей заболеваемости некоторыми болезнями. Так, в классе психических расстройств и расстройств поведения (класс F по МКБ-10) в отдельную строку надо вынести данные о заболеваемости следующими патологиями: «невротические расстройств, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (F40-F48)»; в классе болезней нервной системы (класс G) в отдельную строку надо вынести заболеваемость патологиями: «расстройства вегетативной (автономной) нервной системы (G90)»; в классе болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс M) отдельной строкой надо вынести заболеваемость сколиозом (M41). Все эти данные представляются медицинскими организациями и регистрируются в форме 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организацией».
В настоящее время при индивидуальном обследовании и диагностике наиболее распространённых заболеваний у школьников (миопия, ожирение, невротические реакции и невроз, вегетативно-сосудистые нарушения, артериальная гипертензия, нарушения осанки и сколиоз, психосоматические нарушения системы пищеварения) врачам следует учитывать продолжительность использования электронных девайсов в школе, при дополнительном образовании и дома, как в будние, так и в выходные дни.
Выводы
В период цифрового обновления школы 1995-2023 гг. состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшалось: первичная заболеваемость детей выросла на 55,9%, общая –– на 46,9%; первичная и общая заболеваемость подростков увеличилась ещё более значительно –– на 106,5 и 105,3%, соответственно.
К числу школьно-обусловленных нарушений здоровья относят миопию, невротические реакции и неврозы, соматоформную дисфункцию и вегетативно-сосудистые нарушения, в том числе с повышением АД, также заболевания, отчасти связанные с гиподинамией и длительной вынужденной сидячей позой, –– сколиоз, ожирение. Выявлен неуклонный рост заболеваемости детей и подростков миопией, ожирением, возросла заболеваемость по классу костно-мышечной системы в целом.
На первых двух этапах цифрового обновления школы (1995-2000 и 2000-2010 гг.) наблюдался значительный рост заболеваемости практически по всем анализируемым заболеваниям. На третьем этапе (2010-2019 гг.) отмечалась благоприятная тенденция некоторого снижения заболеваемости детей (на 7-8%) и стабилизация показателей подростков. На четвёртом этапе цифрового обновления школы (2019-2023 гг.) заболеваемость детей практически не изменилась, но заболеваемость подростков вновь стала возрастать.
______________
[1] Дети в России. Статистический сборник. ЮНИСЕФ/ Росстат. М.: 2009 (данные за 1995 г.).
Данные за 2000, 2010, 2019, 2023 гг. в статистических сборниках:
- Заболеваемость детского населения России (0-14 лет) с диагнозом, установленным впервые в жизни: статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024
- Заболеваемость детского населения России (15-17 лет) с диагнозом, установленным впервые в жизни: статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024.
- Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет): статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024.
- Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет): статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024.
[2] В1995 году данные представлены в соответствии с МКБ-9, т.к. МКБ-10 была введена в России в 1999 году. По МКБ-9 в класс болезней нервной системы помимо болезней нервной системы входили и болезни органов чувств –– болезни глаз и его придаточного аппарата и болезни уха и сосцевидного отростка, а в класс болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ входили также нарушения иммунитета.
Список литературы
1. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020;3:85-91. doi: 10.24075/vrgmu.2020.037.
2. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(9):903-909. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909.
3. Begicevic Redjep N., Balaban I., Zugec B. Assessing Digital Maturity of Schools: Framework and Instrument. Technology, Pedagogy and Education. 2021;30(5):643–658. doi: 10.1080/1475939X.2021.1944291.
4. Bingham A.J., Pane J.F., Hamilton L.S., Steiner E.D. Ahead of the Curve: Implementation Challenges in Personalized Learning School Models. Educational Policy. 2018; 32(3):454–489. doi: 10.1177/0895904816637688.
5. Дворецкая И.В., Уваров А.Ю. Готовы ли школы к цифровой трансформации: о результатах мониторинга общеобразовательных организаций. Вопросы образования. 2025;1:140–168. doi: 10.17323/vo-2025-19763.
6. Тикашкина О.В., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Медико-социальный портрет современного старшеклассника. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022;3:25-37.
7. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Соколова С.Б., Яцына И.В. Динамика первичной заболеваемости (2005–2022 гг.) и медико-социальные проблемы подростков 15–17 лет. Гигиена и санитария. 2024;103(7):761–768. doi: 10.47470/0016-9900-2024-103-7-761-768.
8. Скоблина Н.А., Попов В.И., Еремин А.Л. Маркелова С.В., Милушкина О.Ю., Обрубова С.А., Цамерян А.П. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств. Гигиена и санитария. 2021;100(3):279-284. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284.
9. Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Бирюкова Н.В. Состояние психического здоровья старшеклассников в условиях цифровой трансформации образования (пилотное исследование). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023;3:33-49.
10. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование) : монография /под ред. В.Р. Кучмы, И.К. Рапопорт. – Москва: Издательство «Научная книга», 2021. – 350 с. – ISBN 978-5-6044147-8-1.
11. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания. 2018;5(302):30-34.
12. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Соколовская Т.А., Матвеев Э.Н. Тенденции заболеваемости и динамика хронизации патологии у детей 0-14 лет в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2019;65(5):10. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-10.
Об авторе
И. К. РапопортРоссия
Ирина Калмановна Рапопорт, д. м. н., профессор, главный научный сотрудник
Институт комплексных проблем гигиены; отдел гигиены детей, подростков и молодежи
Московская область; Мытищи
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье
Рецензия
Для цитирования:
Рапопорт И.К. Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):86-97. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW
For citation:
Rapoport I.K. Trends in the morbidity of children and adolescents in Russia in the process of digital school renewal. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW


























.png)