Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы

https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107

EDN: SRHYIW

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Актуальность. Формирование здоровья ребёнка в определённой степени зависит от его жизнедеятельности в условиях цифрового обновления школы. Процесс цифровизации российских школ длится более 30 лет, и специалисты в сфере образования выделяют 4 этапа. Первый этап (90-е годы XX века) — технологическое обновление школ; второй (2000–2010 гг.) — «ранняя информатизация»; третий (2010–2019 гг.) — «зрелая информатизация»; четвёртый (2019–2023 гг.) — «начало цифровой трансформации образования». Влияние факторов цифровой среды на здоровье школьников изучено в недостаточной мере.

Цель. Изучение основных тенденций заболеваемости обучающихся школьно-обусловленными болезнями на четырёх этапах цифрового обновления школы.

Материалы и методы. На основании данных, опубликованных в статистических сборниках ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ, проведён анализ первичной и общей заболеваемости детей (0–14 лет) и подростков (15–17 лет) на четырёх этапах цифрового обновления школы. Выбраны школьно-обусловленные нарушения здоровья: миопия, неврозы, соматоформные расстройства и вегетативно-сосудистые нарушения с повышением АД, на которые влияют зрительное и психоэмоциональное напряжение, а также заболевания, отчасти связанные с гиподинамией и длительной вынужденной сидячей позой — сколиоз и ожирение.

Результаты. Анализ динамики первичной и общей заболеваемости детей и подростков показал, что на первом и втором этапах цифрового обновления школы наблюдался рост заболеваемости практически по всем рассматриваемым классам болезней и нозологиям, обусловленный цифровизацией образования и неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов. На третьем этапе рост заболеваемости прекратился. В начале четвёртого этапа первичная и общая заболеваемости стали постепенно возрастать. За период 1995–2023 гг. первичная заболеваемость детей выросла на 55,9 %, общая — на 46,9 %; у подростков увеличилась на 106,5 и 105,3 %, соответственно.

Выводы. За период цифрового обновления школы 1995–2023 гг. состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшилось. Выявлен неуклонный рост заболеваемости детей и подростков миопией, ожирением, возросла заболеваемость по классу болезней костно-мышечной системы. Для продолжения изучения проблемы необходимо дополнительно включить в отчётные статистические формы и статистические сборники ряд школьно-обусловленных болезней.

Для цитирования:


Рапопорт И.К. Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):86-97. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW

For citation:


Rapoport I.K. Trends in the morbidity of children and adolescents in Russia in the process of digital school renewal. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW

Введение

Формирование роста, развития и здоровья ребёнка в определённой степени зависит от условий его жизнедеятельности и существенную роль в этом играет образовательная среда школы. На протяжении уже более трёх десятков лет происходит постепенное изменение образовательной среды –– цифровое обновление образовательных организаций и учебного процесса, заключающееся во всё большем и большем использовании детьми и подростками электронных средств обучения и разнообразных электронных девайсов (гаджетов) с экранами на уроках, на внеурочных занятиях и в особенности в досуговое время. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой вероятности неблагоприятного влияния цифровой трансформации образования на здоровье подрастающего поколения [1-4].

По мнению ведущих специалистов в сфере образования Дворецкой И.В. и Уварова А.Ю. (2025 г.) [5] в цифровом обновлении российских школ можно выделить четыре этапа. На первом этапе с середины девяностых годов прошлого века происходило постепенное технологическое обновление общеобразовательных организаций –– оснащение специальных классов информатики компьютерами и подготовка учителей к преподаванию указанного предмета. Это позволило обучить учащихся старших классов, а потом и более младших школьников основам компьютерной грамотности и программирования. Второй период называют периодом «ранней информатизации», и он приблизительно длился в течение первого десятилетия XXI века. В этот период значительно увеличилось количество компьютеров в школах, появились мультимедийные проекторы и интерактивные школьные доски, проводилась подготовка необходимых учебных материалов и учителей. Компьютерная техника стала использоваться не только на уроках информатики, но и при преподавании отдельных предметов. Второе десятилетие XXI века специалисты считают третьим этапом –– периодом «зрелой информатизации», когда широко стали использоваться информационные технологии (презентации, тесты, тренажёры) и учебно-методические материалы учителями-предметниками и даже учителями младших классов при преподавании различных предметов, а не только информатики [5].

 Началом четвёртого этапа цифрового обновления школы –– собственно периодом «цифровой трансформации» образования можно условно считать 2020 год, когда был опубликован Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором указано, что цифровая трансформация ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т. ч. образование, является одной из национальных целей развития страны. С этого момента во многих общеобразовательных организациях в учебном процессе стали широко применяться современные цифровые технологии, компьютерная техника, включая интерактивные панели, сетевые сервисы и специальные учебно-методические материалы. Кроме того, развитая цифровая среда стала использоваться для решения задач управления школами [5].

Развитие цифровой среды существенно изменило образ жизни школьников: практически в течение дня, за исключением занятий на уроках, дети и подростки используют смартфоны; на уроках в школе и при получении многих видов дополнительного образования –– стационарные компьютеры или ноутбуки; при выполнении домашних заданий и в досуговое время –– опять же компьютеры, ноутбуки параллельно со смартфонами. Увлечённость детей компьютерными играми и общением в социальных сетях приводит к значительному сокращению продолжительности сна. При выполнении домашних заданий учащиеся 8-11 классов при предпрофильном и профильном обучении вынуждены во многих случаях искать самостоятельно информацию в Интернете, писать рефераты, сочинения, решать математические, физические, химические задачи, постоянно и одновременно используя компьютеры и смартфоны. Таким образом, время ежедневной работы с устройствами, оснащёнными экранами, превышает у некоторых учащихся 16-18 часов [6-9].

Доказано неблагоприятное влияние постоянного зрительного напряжения на развитие патологии глаза. Нарушения режима дня и питания, снижение двигательной активности, длительное пребывание в сидячей позе в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным постоянным увеличением объёма изучаемого учебного материала и сокращением времени для его освоения, приводит к формированию и прогрессированию, так называемых, школьно-обусловленных функциональных нарушений и заболеваний [6-11].

Школьно-обусловленные нарушения здоровья, аналогично профессионально-обусловленным заболеваниям, имеют различную этиологию и различный патогенез. Однако среди школьников они являются наиболее распространёнными, не считая острые респираторные заболевания, что позволяет предполагать негативное влияние «школьных» факторов, в т. ч. факторов цифровой среды, на развитие ряда заболеваний.

Критериями отнесения заболеваний к школьно-обусловленным являются:

  • частота встречаемости среди школьников 5% и более;
  • рост распространённости от младших классов к старшим;
  • возрастание тяжести течения патологических процессов также от младших классов к старшим.

Школьно-обусловленные заболевания снижают качество жизни школьников и могут снижать качество знаний обучающихся, а в дальнейшем ограничивают круг доступных профессий и специальностей [10-11].

К школьно-обусловленным заболеваниям и функциональным нарушениям у детей, а в особенности у подростков, исходя из вышеуказанных критериев, можно отнести миопию, невротические реакции и неврозы, синдром вегетативной дисфункции, а также болезни системы кровообращения с повышенным артериальным давлением, которые в определённой степени связаны с большим зрительным и нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным учебным процессом в школе. Повышенное АД чаще встречается у мальчиков подростков, чем у девочек. К числу школьно-обусловленных функциональных нарушений и заболеваний условно относят нарушения осанки и сколиоз, формированию которых способствует низкая двигательная активность и длительно сохраняющаяся статичная поза учащихся при работе за компьютером. Гиподинамия школьников также может приводить к развитию ожирения у обучающихся. Кроме того, учитывая высокое нервно-эмоциональное напряжение школьников, можно рассматривать (не отрицая геликобактериальную этиологию заболеваний) гастрит, дуоденит и язвенную болезнь как патологии, отчасти являющиеся психосоматическими нарушениями [1, 6, 8-11].

Для изучения влияния факторов цифровой среды целесообразно рассмотреть показатели заболеваемости школьников на различных этапах цифрового обновления общего образования, т. к. постепенно возрастала распространённость среди учащихся электронных девайсов с экранами (компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов) и продолжительность их использования в учебное и в особенности во внеучебное время, а также интенсифицировалось использование коллективных электронных средств обучения –– интерактивных школьных досок и панелей.

Цель исследования

Изучение основных тенденций заболеваемости обучающихся школьно-обусловленными болезнями на четырёх этапах цифрового обновления российской школы.

Материалы и методы

Для анализа заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью детей и подростков в медицинские организации использованы официальные данные о первичной (диагнозы, установленные впервые в жизни) и общей заболеваемости, опубликованные в сборниках материалов ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ[1]. Рассмотрены показатели заболеваемости детей (0-14 лет включительно) и подростков (15-17 лет включительно) в 1995, 2000, 2010, 2019 и 2023 гг. При сравнительном анализ заболеваемости период с 1995 г. до 2000 г. рассматривался как первый этап цифрового обновления школы, с 2000 г. по 2010 г. –– как второй, с 2010 г. по 2019 г. –– как третий, с 2019 по 2023 г. –– как начало четвёртого этапа.

Показатели заболеваемости представлены в расчёте на 100 тыс. населения соответствующего возраста в просантимилле (0/0000).

В официальных статистических справочниках отсутствуют данные о заболеваемости такими болезнями психической сферы и нервной системы как неврозы и синдром вегетативной дисфункции, которые можно было бы рассматривать как школьно-обусловленные заболевания. В связи с этим проведён сравнительный анализ заболеваемости детей и подростков в целом по классу психических расстройств и расстройств поведения (класс F00-F99 по МКБ-10) и в целом по классу болезней нервной системы (класс G00- G99 по МКБ-10) в течение четырёх этапов цифрового обновления школы.

Кроме вышеуказанных болезней проведён анализ заболеваемости миопией (H52.1), болезнями, характеризующимися повышенным артериальным давлением (I10.0), ожирением (E66.0), язвой желудка и 12-перстной кишки (K25.0, K26.0), гастритом и дуоденитом (K29.0).

Сравнительно недавно в статистических справочниках в классе болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (M00-M99) появились деформирующие дорсопатии (M40-M43), в группу которых входит сколиоз (M41). Поэтому рассмотрена заболеваемость детей и подростков деформирующими дорсопатиями только в 2019 и 2023 гг.

Накопление, систематизация информации и статистический анализ осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2020.

Результаты

В таблице 1 представлены данные первичной и общей заболеваемости детей в 1995, 2000, 2010, 2019 и 2023 годах, а также темп прироста (+) или убыли (-) показателей 2023 года по отношению к 1995 году.

Таблица 1. Первичная и общая заболеваемость детей (0-14 лет включительно) школьно-обусловленными заболеваниями на разных этапах цифрового обновления школы (0/0000)

Года / Классы МКБ и заболевания

Заболеваемость

1995

2000

2010

2019

2023

Темп

при-роста/

убыли

2023 г. к 1995 или 2000 г. (%)

Всего заболеваний

Перв.

109499,6

146235,6

188686,8

172436,5

170740,1

+ 55,9

Общ.

150500,0

186835,3

236246,4

219956,3

221015,6

+ 46,9

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Перв.

883,5

1501,2

1648,3

1600,7

1499,7

+ 69,8

Общ.

3043,5

6324,0

3946,6

4196,4

4933,0

+ 62,1

в т.ч. ожирение

Перв.

н/д

142,0

321,1

432,0

435,0

+ 206,3

Общ.

н/д

497,1

960,3

1308,3

1653,3

+ 232,6

Психические расстройства и расстройства поведения

Перв.

747,3

854,7

658,3

537,7

535,6

- 28,3

Общ.

2982,1

3543,4

3261,7

2711,2

2774,4

- 7,0

Болезни нервной системы[2]

Перв.

8231,8

2764,5

4283,2

3431,2

3025,1

+ 9,4

Общ.

14565,9

6287,2

9412,0

9085,6

9110,1

+ 44,9

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Перв.

н/д

4671,0

5809,5

5302,2

4292,5

- 8,1

Общ.

н/д

10020,0

11531,4

12241,9

12492,7

+ 24,74

в т.ч. миопия

Перв.

н/д

1050,0

982,7

1019,5

1087,2

+ 3,5

Общ.

н/д

3660,0

3481,3

3703,9

4382,1

+ 19,7

Болезни системы кровообращения

Перв.

397,8

667,2

851,8

631,6

517,7

+ 30,1

Общ.

1039,4

1525,6

2199,7

1915,7

1789,2

+ 72,1

в т.ч. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением

Перв.

3,1

15,7

24,4

14,4

14,7

+ 374,2

Общ.

8,1

35,9

82,1

50,0

44,2

+ 445,7

Болезни органов пищеварения

Перв.

5882,0

6618,8

8338,0

5955,7

4428,2

- 24,7

Общ.

11638,8

13300,9

14712,2

12292,2

11071,0

- 4,9

в т.ч. язва желудка и 12п кишки

Перв.

н/д

7,0

12,7

7,1

6,1

- 12,9

Общ.

н/д

70,0

61,4

32,5

22,9

- 67,3

в т.ч. гастрит, дуоденит

Перв.

н/д

960,0

834,7

614,4

437,7

- 54,4

Общ.

н/д

2700,0

2377,6

1693,3

1382,3

- 48,8

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Перв.

1577,9

2904,0

3809,0

3106,8

2490,7

+ 57,9

Общ.

3244,6

5522,3

7840,1

7895,6

8423,3

+ 159,6

в т.ч. деформирующие дорсопатии

Перв.

н/д

н/д

н/д

738,1

617,7

 

Общ.

н/д

н/д

н/д

2109,7

2094,5

 

Примечание: н/д –– нет данных.

Заболеваемость детей школьно-обусловленными заболеваниями

Первичная заболеваемость детей за период с 1995 по 2023 г. включительно возросла на 55,9% (с 109499,60/0000 до 170740,10/0000). На первом и втором этапах цифрового обновления школы показатели увеличились на 33,6% и 29,0%, соответственно, на третьем и четвёртом этапах снизились на 8,6% и 1,0%, соответственно. Общая заболеваемость детей за указанный период также возросла на 46,9% (с 150500,00/0000 до 221015,60/0000). Рост показателей наблюдался на первом, втором и четвёртом этапах цифрового обновления школы (на 24,1%, 26,5% и 0,5%, соответственно), а снижение на третьем этапе на 6,9%.

С 1995 по 2023 г. первичная заболеваемость детей болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ увеличилась на 69,8%, а общая заболеваемость –– на 62,1%. Первичную и общую заболеваемость ожирением можно проанализировать только, начиная с 2000 г., т.к. до этого периода сведения о заболеваемости в официальных статистических справочниках представлялись без выделения ожирения в отдельную строку. За второй, третий и четвёртый этап первичная заболеваемость ожирением возросла на 206,3%, а общая заболеваемость –– на 232,6%.

По классу психических расстройств и расстройств поведения просматриваются однонаправленные тенденции в динамике первичной и общей заболеваемости –– снижение показателей. В целом первичная заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения уменьшилась за период 1995-2023 гг. на 28,3% (с 747,30/0000 до 535,60/0000), а общая –– на 7,0% (с 2982,10/0000 до 2774,40/0000). Обращает на себя внимание значительные различия (в 4-5 раз) между первичной и общей заболеваемостью, что свидетельствует, по мнению Бантьевой М.Н. и соавт. (2019) о значительной хронизации патологических процессов [12].

Выявлен рост первичной и общей заболеваемости по классу болезней нервной системы за период с 2000 г. до 2023 г.: первичная заболеваемость увеличилась на 9,4% (с 2764,50/0000 до 3025,10/0000), общая заболеваемость –– более значительно: на 44,9% (с 6287,20/0000 до 9110,00/0000). В анализ не были включены показатели 1995 г., т. к. до 2000 г. по МКБ-9 к классу болезней нервной системы и органов чувств относились не только болезни нервной системы, но и болезни глаза и его придаточного аппарата, а также болезни уха и сосцевидного отростка. Отмечен значительный рост первичной и общей заболеваемости детей болезнями нервной системы на втором этапе с 2000 до 2010 гг.: на 54,9 и 49,7%, соответственно. На третьем этапе, наоборот, наблюдалось снижение первичной заболеваемости на 19,9% и общей –– на 3,5%. На четвёртом этапе констатированы увеличение первичной заболеваемости на 11,8% и практически стабильные показатели общей заболеваемости.

 С 2000 по 2023 гг. первичная заболеваемость болезнями глаза снизилась на 8,1% (с 4671,00/0000 до 4292,50/0000), но общая заболеваемость возросла на 24,7% (с 10020,00/0000 до 12492,7 0/0000), что указывает на значительную хронизацию заболеваний [12]. Динамику заболеваемости миопией можно проанализировать только с 2000 г., когда эта нозология в статистических справочниках была выделена в отдельную строку. Первичная заболеваемость миопией на втором этапе цифрового обновления школы снизилась на 6,4%, а на третьем и четвёртом этапах возросла на 3,7 и 6,6%, соответственно. Аналогичная динамика наблюдалась по общей заболеваемости: снижение показателей на втором этапе на 4,9% и рост на третьем на 6,4%, а также более существенное увеличение на четвёртом этапе (на 18,3%). В целом первичная заболеваемость миопией за период 2000-2023 гг. возросла на 3,5% (с 1050,00/0000 до 1087,20/0000), а общая – на 19,7% (с 3660,00/0000 до 4382,10/0000). Значительно более высокие показатели и процент прироста общей заболеваемости миопией по сравнению с первичной подтверждают хронизацию патологических процессов.

Первичная заболеваемость детей болезнями системы кровообращения за период с 1995г. по 2023 г., включительно, возросла на 30,1% (с 397,80/0000 до 517,70/0000), а общая заболеваемость увеличилась на 72,1% (с 1039,40/0000 до 1789,20/0000). Статистический учёт болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, ведётся более 30 лет. Поэтому установлено, что на первом этапе отмечался существенный рост первичной заболеваемости болезнями с повышенным АД –– на 406,5% (с 3,10/0000 до 15,70/0000) и общей заболеваемости –– на 343,2% (с 8,10/0000 до 35,90/0000). На втором этапе рост показателей продолжался: прирост первичной заболеваемости составил 55,4% и общей заболеваемости –– 128,7%. Однако на третьем этапе показатели снизились на 41,0 и 39,1%, соответственно, а на четвёртом этапе первичная заболеваемость практически стабилизировалась (рост только на 2,1%), а общая заболеваемость продолжала снижаться (на 11,6%). В целом за период 1995-2023 гг. выявлен значительное увеличение первичной заболеваемости на 374,2% и общей заболеваемости на 445,7%.

По всему классу болезней органов пищеварения за период с 1995 до 2023 гг. можно видеть однонаправленную тенденцию снижения заболеваемости детей: первичная заболеваемость уменьшилась на 24,7%, а общая –– на 4,9%. Проследить динамику заболеваемости язвенной болезнью и гастритом, дуоденитом можно с 2000 г. Первичная заболеваемость язвой желудка и 12-перстной кишки возросла на втором этапе на 84,4% (с 7,00/0000 до 12,70/0000), но на третьем и четвёртом этапах снизилась на 44,1 и 14,1%, соответственно. В целом за период 2000-2023 гг. первичная заболеваемость язвенной болезнью уменьшилась на 12,9%. Общая заболеваемость указанной патологией снижалась на всех этапах и за период 2000-2023 гг. уменьшилась на 67,3% (с 70,00/0000 до 22,90/0000). Первичная заболеваемость детей гастритом и дуоденитом тоже снижалась на всех этапах и за период 2000-2023 гг. уменьшилась на 54,4% (с 9600/0000 до 437,70/0000). Изменения общей заболеваемость детей гастритом, дуоденитом имели аналогичную тенденцию –– снижение на 48,8% (с 2700,00/0000 до 1382,30/0000).

Выявлен рост первичной и общей заболеваемости по классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани за период с 1995 г. до 2023 г.: первичная заболеваемость увеличилась на 57,9% (с 1577,90/0000 до 2490,70/0000), общая заболеваемость ––более значительно: на 159,6% (с 3244,60/0000 до 8423,30/0000). Заболеваемость деформирующими дорсопатиями можно проанализировать только за четвёртый период цифрового обновления школы с 2019 до 2023 гг. Первичная заболеваемость детей этой группой болезней снизилась на 16,3%, а общая всего на 0,7%.

Таким образом оценка динамики заболеваемости детей свидетельствует о следующем: на первом и втором этапах цифрового обновления образовательных организаций происходил в основном рост первичной и общей заболеваемости детей, связанный с неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов, в т.ч. с «ранней информатизацией» школы; на третьем этапе –– «этапе зрелой информатизации» снизилась первичная и общая заболеваемость по большинству рассматриваемых классов болезней и отдельным нозологиям; в начале четвёртого этапа –– «этапа цифровой трансформации образования» отмечается неустойчивая тенденция стабилизации первичной и общей заболеваемости. Особое беспокойство вызывает неуклонный рост заболеваемости детей миопией и ожирением, что в определённой мере обусловлено возрастающим зрительным напряжением и снижающейся двигательной активностью.

Заболеваемость подростков школьно-обусловленными заболеваниями

В таблице 2 представлены данные первичной и общей заболеваемости старших подростков в 1995, 2000, 2010, 2019 и 2023 годах, а также темп прироста (+) и убыли (-) показателей 2023 года по отношению к 1995 году.

Таблица 2. Первичная и общая заболеваемость подростков (15-17 лет включительно) школьно-обусловленными заболеваниями на разных этапах цифрового обновления школы (0/0000)

Года/

Классы МКБ и заболевания

Заболеваемость

1995

2000

2010

2019

2023

Темп

при-роста/

убыли

2023 г. к 1995 или 2000 г. (%)

Всего заболеваний

Перв.

71010,1

104600,0

135763,3

137129,6

146650,5

+ 106,5

Общ.

113498,2

173000,0

221800,1

222536,0

233016,8

+ 105,3

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Перв.

1149,8

2570,0

2516,8

3067,7

3011,9

+ 162,0

Общ.

2172,0

3541,2

8349,9

10619,9

11182,0

+ 414,8

в т.ч. ожирение

Перв.

н/д

156,4

463,8

908,2

864,0

+ 452,4

Общ.

н/д

830,0

1980,0

3411,7

3683,4

+ 343,8

Психические расстройства и расстройства поведения

Перв.

759,9

1368,4

1400,0

780,2

767,2

+ 1,0

Общ.

4508,1

5820,4

6950,0

5508,8

5390,5

+ 19,6

Болезни нервной системы2

 

Перв.

5254,3

2420,0

3832,1

3879,0

3855,9

+ 59,3

Общ.

18397,7

8206,5

11800,1

12472,2

12285,3

+ 49,7

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Перв.

н/д

4340,0

5711,7

6270,8

5607,4

+ 29,2

Общ.

н/д

16860,1

19170,0

22601,5

23472,5

+ 39,2

в т.ч. миопия

Перв.

н/д

1720,5

1840,0

2382,9

2470,1

+ 43,6

Общ.

н/д

9189,8

9870,0

12889,8

13923,5

+ 51,5

Болезни системы кровообращения

Перв.

643,2

1120,0

1756,1

1638,1

1471,8

+ 128,8

Общ.

1997,6

2357,1

5390,0

5244,9

4896,0

+ 145,1

в т.ч. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давление

Перв.

57,7

140,0

220,0

167,5

149,1

+ 158,4

Общ.

179,2

330,5

690,0

536,9

487,6

+ 172,1

Болезни органов пищеварения

Перв.

4263,4

5150,0

7076,9

6353,1

5275,3

+ 23,7

Общ.

11157,5

15700,0

19510,0

16603,8

14722,2

+ 31,9

в т.ч. язва желудка и 12п кишки

Перв.

н/д

160,0

120,0

62,3

46,2

- 71,1

Общ.

н/д

590,0

480,0

254,4

177,7

- 69,9

в т.ч. гастрит, дуоденит

Перв.

н/д

1260,0

1850,0

1594,8

1222,1

- 3,0

Общ.

н/д

5690,1

7239,9

5530,2

4447,0

- 21,8

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Перв.

2073,0

4300,1

6079,2

5708,3

5250,4

+ 153,3

Общ.

4962,2

11020,0

17109,9

20222,4

18933,1

+ 281,5

в т.ч. деформирующие дорсопатии

Перв.

н/д

н/д

н/д

1978,6

1949,6

 

Общ.

н/д

н/д

н/д

6913,1

7293,4

 

Сравнительный анализ показателей свидетельствует о том, что первичная заболеваемость подростков, хотя и ниже заболеваемости детей, но за один и тот же период с 1995 г. по 2023 г. возросла более значительно –– на 106,5% (с 71010,10/0000 до 146650,50/0000). На первом и втором этапах цифрового обновления школы показатели увеличились на 47,3 и 29,8%, соответственно; на третьем и четвёртом этапах возросли в меньшей степени –– на 1,0 и 6,9%, соответственно. Общая заболеваемость подростков за указанный период также возросла на 105,3% (с 113498,20/0000 до 233016,80/0000). Существенный рост общей заболеваемости наблюдался на первом и втором этапах цифрового обновления школы (на 52,4 и 28,2% соответственно), а затем на третьем и четвёртом этапах темп прироста уменьшился и составил 0,3 и 4,7% соответственно.

С 1995 по 2023 гг. первичная заболеваемость подростков болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ увеличилась значительно –– на 162,0% (с 1149,80/0000 до 3011,90/0000), а общая заболеваемость –– ещё более выраженно –– на 414,8% (с 2172,00/0000 до 11182,00/0000). Как уже указывалось выше, первичную и общую заболеваемость ожирением можно проанализировать только, начиная с 2000 г. За второй, третий и четвёртый этапы цифрового обновления школы заболеваемость подростков ожирением увеличилась более существенно, чем заболеваемость детей. Так, первичная заболеваемость подростков возросла на 452,4% (с 156,40/0000 до 864,00/0000), а общая заболеваемость –– на 343,8% (с 830,00/0000 до 3683,40/0000).

По классу психических расстройств и расстройств поведения отмечаются однонаправленные тенденции в динамике первичной и общей заболеваемости подростков –– рост заболеваемости на первом и втором этапе и снижение показателей на третьем и четвёртом. В целом первичная заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения за период 1995-2023 гг. изменилась незначительно –– возросла всего на 1,0% (с 759,90/0000 до 767,20/0000), а общая заболеваемость увеличилась на 19,6% (с 4508,10/0000 до 5390,50/0000). Так же как в популяции детей обращает на себя внимание значительная разница (в 5-6 раз) в показателях первичной и общей заболеваемости, что указывает на хронизацию психических расстройств.

Первичная и общая заболеваемость подростков болезнями нервной системы с 2000 г. до 2023 г. в целом возросли: первичная заболеваемость на 59,3% (с 2420,00/0000 до 3855,90/0000), общая заболеваемость – на 49,7% (с 8206,50/0000 до 12285,30/0000). Следует напомнить, что в сравнительный анализ не были включены показатели 1995 г. Выявлено, что на втором и третьем этапах цифрового обновления школы заболеваемость, как первичная, так и общая, болезнями нервной системы увеличивалась, а на четвёртом незначительно снизилась.

Как указывалось выше, динамику заболеваемости болезнями органа зрения можно проанализировать только с 2000 г. Выявлено, что с 2000 по 2023 гг. первичная заболеваемость подростков болезнями глаза возросла на 29,2% (с 4340,00/0000 до 5607,40/0000), а общая заболеваемость –– на 39,2% (с 16860,10/0000 до 23472,50/0000). Четырёхкратное различие в показателях между первичной и общей заболеваемостями свидетельствует о значительной хронизации заболеваний. Первичная и общая заболеваемость подростков миопией возрастала с 2000 до 2023 гг. Первичная заболеваемость увеличилась на 43,6%, а общая –– на 51,5%. Существенно более высокие показатели общей заболеваемости миопией по сравнению с первичной подтверждают хронизацию патологических процессов.

С 1995 г. по 2023 г. первичная заболеваемость подростков болезнями системы кровообращения возросла на 128,81% (с 643,20/0000 до 1471,80/0000), а общая заболеваемость увеличилась на 145,1% (с 1997,60/0000 до 4896,00/0000). За период 1995–2023 гг. выявлен значительное увеличение первичной заболеваемости болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, на 158,4% (с 57,70/0000 до 149,10/0000) и общей заболеваемости на 172,1% (с 179,20/0000 до 487,60/0000). Заболеваемость подростков болезнями с повышенным АД выше заболеваемости детей.

Необходимо отметить, что если заболеваемость детей болезнями органов пищеварения (по всем заболеваниям класса вместе) имела тенденцию к снижению, то заболеваемость подростков, наоборот, –– к повышению. Так, первичная заболеваемость подростков увеличилась с 1995 г. до 2023 г. на 23,7% (с 4263,40/0000 до 5275,30/0000), а общая –– на 31,9% (с 11157,50/0000 до 14722,20/0000). Однако, период с 2000 г. по 2023 г. первичная заболеваемость подростков язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки снизилась на 71,1% (с 160,00/0000 до 46,20/0000), а общая заболеваемость уменьшилась на 69,9% (с 590,00/0000 до 177,70/0000). Первичная заболеваемость подростков гастритом и дуоденитом повышалась на втором этапе на 46,8%, но затем снизилась на третьем этапе на 13,8% и на четвёртом этапе на 23,4%. В целом первичная заболеваемость гастритом и дуоденитом уменьшилась с 2000 по 2023 гг. на 3,0% (с 1260,00/0000 до1222,10/0000), а общая заболеваемость подростков указанными болезнями снизилась на 21,8% (с 5690,10/0000 до 4447,00/0000). Рост заболеваемости подростков болезнями системы пищеварения произошёл не за счёт язвенной болезни, гастрита и дуоденита, а за счёт патологии других отделов желудочно-кишечного тракта.

Оценка динамики заболеваемости болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани за период с 1995 г. до 2023 г. свидетельствует о значительном росте первичной и общей заболеваемости: первичная заболеваемость увеличилась на 153,3% (с 2073,00/0000 до 5250,40/0000), общая заболеваемость –– ещё более значительно: на 281,5% (с 4962,20/0000 до 18933,10/0000). Первичная заболеваемость подростков деформирующими дорсопатиями снизилась незначительно (на 1,5%), а общая заболеваемость возросла на 5,5%.

Таким образом при анализе динамики заболеваемости старших подростков установлено, что так же как в популяции детей, на первом и втором этапах цифрового обновления школы наблюдалось увеличение первичной и общей заболеваемости практически по всем рассматриваемым классам болезней и нозологиям, связанное с неблагоприятным влиянием множества социально-экономических факторов; на третьем этапе темп прироста первичной и общей заболеваемости подростков снизился, что свидетельствует о наметившейся благоприятной тенденции. Однако в начале четвёртого этапа –– «этапа цифровой трансформации образования» первичная и общая заболеваемость подростков стала постепенно возрастать. Так же как в популяции детей, беспокойство вызывает неуклонный рост заболеваемости подростков миопией и ожирением, что в значительной мере обусловлено возрастающим зрительным напряжением и снижающейся двигательной активностью. В качестве положительного момента следует отметить снижение первичной и общей заболеваемости подростков язвенной болезнью, гастритом и дуоденитом.

Обсуждение результатов

Изучение тенденций первичной и общей заболеваемости детей и подростков свидетельствует о том, что в течение 28 лет (1995-2023 гг.) состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшалось: первичная заболеваемость детей выросла на 55,9%, общая –– на 46,9%; первичная и общая заболеваемость подростков увеличилась вдвое –– на 106,5 и 105,3%, соответственно. Безусловно нельзя утверждать, что в ухудшении здоровья подрастающего поколения неблагоприятную роль играет только цифровое обновление школы и/или цифровая трансформация всего образа жизни школьников. Целый ряд социально-экономических, психолого-педагогических, семейно-бытовых, поведенческих и других факторов вносит вклад в формирование нарушений здоровья. Однако полученные данные указывают на неуклонный рост первичной и общей заболеваемости детей и подростков миопией, развитие которой обусловлено зрительным напряжением и другими факторами. Кроме того, увеличение заболеваемости той же миопией, ожирением и болезнями костно-мышечной системы может быть связано с возрастающей гиподинамией школьников и постоянной сидячей позой за компьютером, ноутбуком, смартфоном [8-11].

Превышение показателей общей заболеваемости над значениями первичной заболеваемости в 4-5 раз и более по одному и тому же классу болезней или по одной и той же нозологии свидетельствует о хронизации патологических процессов [12]. Указанные тенденции выявлены в отношении ожирения, миопии, всего класса болезней глаза, класса психических расстройств, гастрита и дуоденита.

Для выявления связей и зависимостей между воздействующими на школьников факторами цифровой среды и формированием нарушений здоровья необходимо включение в статистические формы и общедоступные статистические справочники дополнительных статистических данных о первичной и общей заболеваемости некоторыми болезнями. Так, в классе психических расстройств и расстройств поведения (класс F по МКБ-10) в отдельную строку надо вынести данные о заболеваемости следующими патологиями: «невротические расстройств, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (F40-F48)»; в классе болезней нервной системы (класс G) в отдельную строку надо вынести заболеваемость патологиями: «расстройства вегетативной (автономной) нервной системы (G90)»; в классе болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс M) отдельной строкой надо вынести заболеваемость сколиозом (M41). Все эти данные представляются медицинскими организациями и регистрируются в форме 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организацией».

В настоящее время при индивидуальном обследовании и диагностике наиболее распространённых заболеваний у школьников (миопия, ожирение, невротические реакции и невроз, вегетативно-сосудистые нарушения, артериальная гипертензия, нарушения осанки и сколиоз, психосоматические нарушения системы пищеварения) врачам следует учитывать продолжительность использования электронных девайсов в школе, при дополнительном образовании и дома, как в будние, так и в выходные дни.

Выводы

В период цифрового обновления школы 1995-2023 гг. состояние здоровья детско-подростковой популяции ухудшалось: первичная заболеваемость детей выросла на 55,9%, общая –– на 46,9%; первичная и общая заболеваемость подростков увеличилась ещё более значительно –– на 106,5 и 105,3%, соответственно.

К числу школьно-обусловленных нарушений здоровья относят миопию, невротические реакции и неврозы, соматоформную дисфункцию и вегетативно-сосудистые нарушения, в том числе с повышением АД, также заболевания, отчасти связанные с гиподинамией и длительной вынужденной сидячей позой, –– сколиоз, ожирение. Выявлен неуклонный рост заболеваемости детей и подростков миопией, ожирением, возросла заболеваемость по классу костно-мышечной системы в целом.

На первых двух этапах цифрового обновления школы (1995-2000 и 2000-2010 гг.) наблюдался значительный рост заболеваемости практически по всем анализируемым заболеваниям. На третьем этапе (2010-2019 гг.) отмечалась благоприятная тенденция некоторого снижения заболеваемости детей (на 7-8%) и стабилизация показателей подростков. На четвёртом этапе цифрового обновления школы (2019-2023 гг.) заболеваемость детей практически не изменилась, но заболеваемость подростков вновь стала возрастать.

______________

[1] Дети в России. Статистический сборник. ЮНИСЕФ/ Росстат. М.: 2009 (данные за 1995 г.).

Данные за 2000, 2010, 2019, 2023 гг. в статистических сборниках:

- Заболеваемость детского населения России (0-14 лет) с диагнозом, установленным впервые в жизни: статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024

- Заболеваемость детского населения России (15-17 лет) с диагнозом, установленным впервые в жизни: статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024.

- Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет): статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024.

- Общая заболеваемость детского населения России (15-17 лет): статистические материалы. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, М., 2001, 2011, 2020, 2024.

[2] В1995 году данные представлены в соответствии с МКБ-9, т.к. МКБ-10 была введена в России в 1999 году. По МКБ-9 в класс болезней нервной системы помимо болезней нервной системы входили и болезни органов чувств –– болезни глаз и его придаточного аппарата и болезни уха и сосцевидного отростка, а в класс болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ входили также нарушения иммунитета.

 

 

 

Список литературы

1. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020;3:85-91. doi: 10.24075/vrgmu.2020.037.

2. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(9):903-909. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909.

3. Begicevic Redjep N., Balaban I., Zugec B. Assessing Digital Maturity of Schools: Framework and Instrument. Technology, Pedagogy and Education. 2021;30(5):643–658. doi: 10.1080/1475939X.2021.1944291.

4. Bingham A.J., Pane J.F., Hamilton L.S., Steiner E.D. Ahead of the Curve: Implementation Challenges in Personalized Learning School Models. Educational Policy. 2018; 32(3):454–489. doi: 10.1177/0895904816637688.

5. Дворецкая И.В., Уваров А.Ю. Готовы ли школы к цифровой трансформации: о результатах мониторинга общеобразовательных организаций. Вопросы образования. 2025;1:140–168. doi: 10.17323/vo-2025-19763.

6. Тикашкина О.В., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Медико-социальный портрет современного старшеклассника. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022;3:25-37.

7. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Соколова С.Б., Яцына И.В. Динамика первичной заболеваемости (2005–2022 гг.) и медико-социальные проблемы подростков 15–17 лет. Гигиена и санитария. 2024;103(7):761–768. doi: 10.47470/0016-9900-2024-103-7-761-768.

8. Скоблина Н.А., Попов В.И., Еремин А.Л. Маркелова С.В., Милушкина О.Ю., Обрубова С.А., Цамерян А.П. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств. Гигиена и санитария. 2021;100(3):279-284. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284.

9. Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Бирюкова Н.В. Состояние психического здоровья старшеклассников в условиях цифровой трансформации образования (пилотное исследование). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023;3:33-49.

10. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование) : монография /под ред. В.Р. Кучмы, И.К. Рапопорт. – Москва: Издательство «Научная книга», 2021. – 350 с. – ISBN 978-5-6044147-8-1.

11. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания. 2018;5(302):30-34.

12. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Соколовская Т.А., Матвеев Э.Н. Тенденции заболеваемости и динамика хронизации патологии у детей 0-14 лет в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2019;65(5):10. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-10.


Об авторе

И. К. Рапопорт
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана»
Россия

Ирина Калмановна Рапопорт, д. м. н., профессор, главный научный сотрудник

Институт комплексных проблем гигиены; отдел гигиены детей, подростков и молодежи

Московская область; Мытищи


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье



Рецензия

Для цитирования:


Рапопорт И.К. Тенденции заболеваемости детей и подростков России в процессе цифрового обновления школы. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):86-97. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW

For citation:


Rapoport I.K. Trends in the morbidity of children and adolescents in Russia in the process of digital school renewal. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0107. EDN: SRHYIW

Просмотров: 246


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1924 (Online)

Адрес редакции и издательства:

ООО «Издательство ОКИ»
115522, Москва, Москворечье ул., 4-5-129

Генеральный директор Афанасьева Елена Владимировна

Тел. + 7 (916) 986-04-65; Email: eva88@list.ru