Перейти к:
Соматическое здоровье студентов медицинского университета в течение учебного года
https://doi.org/10.37489/2949-1924-0002
Аннотация
Цель исследования: оценить уровень соматического здоровья обучающихся в медицинском университете на различных этапах учебного года.
Материалы и методы: исследование проведено в 2021/2022 учебном году на кафедре физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России. Оценка индивидуального здоровья студентов проводилась в два этапа: первый в начале учебного года, второй в конце учебного года. Определение уровня соматического здоровья студентов производилось по экспресс-методу, предложенному Апанасенко Г. Л.
Результаты: в начале учебного года установлен средний уровень здоровья в обследованных группах девушек и юношей. В конце учебного года выявлены различия в изменениях, определяющих индекс здоровья в зависимости от пола испытуемых. У девушек выявлено достоверное снижение уровня здоровья, кистевой динамометрии и сило-весового индекса, повышение массы тела, ЧСС, САД, ДАД, весо-ростового индекса. У юношей зафиксировано статистически значимое увеличение массы тела и весо-ростового индекса, уменьшение сило-весового индекса. Значимой динамики времени восстановления ЧСС после приседаний как у студентов, так и у студенток по завершении года не выявлено.
Выводы: 1) в начале учебного года установлен средний уровень здоровья в обследованных группах девушек и юношей. Показатели ЧСС, АД, ЖЁЛ, роста, массы тела, кистевой силы и функциональной пробы с 20 приседаниями во всех группах находились в пределах физиологической нормы; 2) в конце учебного года уставлены значимые изменения оцениваемых параметров. У девушек выявлено достоверное снижение уровня здоровья, кистевой динамометрии и сило-весового индекса, повышение массы тела, ЧСС, САД, ДАД, весо-ростового индекса. У юношей зафиксировано статистически значимое увеличение массы тела и весо-ростового индекса, уменьшение сило-весового индекса. В то же время уровень здоровья обучающихся и их функциональная подготовленность сохранились на среднем уровне.
Для цитирования:
Гудимов С.В., Осетров И.А., Плещёв И.Е., Рипачева Е.Ю. Соматическое здоровье студентов медицинского университета в течение учебного года. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2023;1(1):5-11. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0002
For citation:
Gudimov S.V., Osetrov I.A., Pleshchev I.E., Ripacheva E.Y. Somatic health of medical university students during the academic year. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2023;1(1):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0002
Введение
Медико-биологические и учебно-методические вопросы физического здоровья населения страны находят отражение в научных публикациях в области спортивной физиологии, спортивной медицины и реабилитации, теории и методики физического воспитания. Показатели функциональной подготовленности, физического развития, соматотипа, компонентного состава тела юношей и девушек являются определяющими факторами в процессе отбора в различные виды физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодёжи [1-5]. В настоящее время использование нелекарственных технологий является одним из приоритетных направлений для улучшения функционального состояния спортсменов и физически активных лиц [6]. Специалистами в области лечебной физкультуры подготовлены практические рекомендации различных двигательных режимов для комплексной реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем [7]. Разработаны протоколы физической реабилитации для лиц старшего возраста, что позволяет избегать неблагоприятных исходов и способствует улучшению качества и продолжительности жизни, так как одним из главных факторов увеличения патологических изменений и летальности является мышечная недостаточность, характеризующаяся утратой мышечной массы и мышечной силы [8-10]. Регулярный мониторинг функционального состояния и адаптационных механизмов в динамике обучения позволяет определить практические рекомендации для повышения умственной работоспособности студентов и медико-социальной помощи для них, способствует формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся [11-13].
Вышеизложенное позволило сформулировать цель и задачи данного исследования.
Цель исследования: оценить уровень соматического здоровья обучающихся в медицинском университете на различных этапах учебного года.
Задачи исследования:
- определить уровень здоровья студенток и студентов в начале учебного года;
- определить уровень здоровья студенток и студентов в конце учебного года;
- провести сравнительный анализ оцениваемых параметров.
Материалы и методы
Исследование проведено в 2021 / 2022 учебном году на кафедре физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России (ЯГМУ). Оценка индивидуального здоровья студентов проводилась в два этапа: первый в начале учебного года (сентябрь), второй в конце учебного года (май). В определении уровня здоровья приняли участие девушки и юноши всех (основной, подготовительной, специальной) медицинских групп первого курса фармацевтического и стоматологического факультетов ЯГМУ. Средний возраст обследованных студентов составил 18 лет. Определение уровня соматического здоровья студентов производилось по экспресс-методу, предложенному Г. Л. Апанасенко. С этой целью использовались следующие методы: масса и рост студентов определялись на медицинских весах и ростомере; кистевая сила измерялась на кистевом динамометре ДРП-90; частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД, ДАД) определялись на электронном тонометре LD 23A; жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) измерялась на спирометре ССП; время восстановления ЧСС до исходного уровня после 20 приседаний в течение 30 с фиксировалось по секундомеру (tвосст). На основании полученных данных рассчитывались предусмотренные этим методом индексы, характеризующие резерв и степень экономизации функций организма, и сумма баллов для оценки уровня здоровья (< 3 баллов — низкий уровень, 4-6 баллов — ниже среднего, 7-11 баллов — средний, 12-15 баллов — выше среднего, 16-18 баллов — высокий). Результаты исследования обработаны с использованием t-критерия Стьюдента в приложении Statistica 6.0.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе, в начале учебного года установлен средний уровень здоровья в обследованных группах девушек и юношей (табл. 1, 2). Показатели ЧСС, АД, ЖЁЛ, роста, массы тела и кистевой силы во всех группах находились в пределах физиологической нормы. Функциональная проба с 20 приседаниями позволила определить средний уровень восстановления как студенток, так и студентов. В предыдущих исследованиях уровня соматического здоровья обучающихся первого курса в медицинском университете также был выявлен средний уровень здоровья со значимыми отрицательными корреляциями с ЧСС и АД [14]. В процессе многолетних популяционных исследований был описан феномен безопасного уровня здоровья (выше среднего и высокий) [15][16]. В «безопасной зоне» здоровья крайне редко фиксируются различные формы хронических неинфекционных заболеваний, низок риск летального исхода от них. При среднем уровне здоровья (а также ниже среднего и низком) возможно проявление феномена «саморазвития» патологических процессов без изменения условий жизнедеятельности.


На втором этапе, в конце учебного года выявлены различия в изменениях, определяющих индекс здоровья в зависимости от пола испытуемых. Так, у девушек в 7 тестах из 10 установлены (см. табл. 1) высокозначимые (p<0,01) отличия, в то время как у юношей таких отличий оказалось всего 3 (см. табл. 2). У девушек выявлено достоверное снижение уровня здоровья, кистевой динамометрии и сило-весового индекса, повышение массы тела, ЧСС, САД, ДАД, весо-ростового индекса. У юношей зафиксировано статистически значимое увеличение массы тела и весо-ростового индекса, уменьшение сило-весового индекса. Процент изменений параметров индивидуального здоровья девушек составил от 1 % (масса тела) до 7 % (сило-весовой индекс), а показатель их уровня здоровья, несмотря на снижение на 3,4 %, остался на среднем уровне. Процент изменений показателей, определяющих уровень здоровья юношей, составил от 2,6 % (масса тела) до 15 % (весо-ростовой индекс). Следует отметить, что статистически значимой динамики времени восстановления ЧСС после выполнения дозированной физической нагрузки как у студентов, так и у студенток по завершении года не выявлено. Таким образом, функциональная подготовленность обучающихся в течение учебного года практически не изменилась. Предположительно, снижение уровня здоровья у девушек и некоторых показателей, его определяющих у юношей, было связано с уменьшением двигательной активности обучающихся в период с января по апрель, отменой аудиторных занятий физической культурой в связи с переходом на дистанционный формат обучения из-за риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Согласно данным, представленным [17][18], регресс показателей соматического здоровья связан с ограничением двигательной активности, как одного из наиболее жизненно значимого фактора здоровья.
Выводы
В начале учебного года установлен средний уровень здоровья в обследованных группах девушек и юношей. Показатели ЧСС, АД, ЖЁЛ, роста, массы тела, кистевой силы и функциональной пробы с 20 приседаниями во всех группах находились в пределах физиологической нормы.
В конце учебного года уставлены значимые изменения оцениваемых параметров. У девушек выявлено достоверное снижение уровня здоровья, кистевой динамометрии и сило-весового индекса, повышение массы тела, ЧСС, САД, ДАД, весо-ростового индекса. У юношей зафиксировано статистически значимое увеличение массы тела и весо-ростового индекса, уменьшение сило-весового индекса. В то же время уровень здоровья обучающихся и их функциональная подготовленность сохранились на среднем уровне.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие конфликта интересов.
Участие авторов. Гудимов С. В. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, ответственность за целостность всех частей статьи, написание текста; Осетров И. А. — статистическая обработка данных, редактирование; Плещёв И. Е. — сбор и обработка материала, редактирование; Рипачева Е. Ю. — сбор и обработка материала.
Финансирование. Работа выполнялась без спонсорской поддержки.
ADDITIONAL INFORMATION
Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.
Authors' participation. Gudimov SV — study concept and design, collection and processing of data, responsibility for the integrity of all parts of the article, writing the text; Osetrov IA — statistical data processing, editing; Pleshchev IE — collection and processing of data; Ripacheva EY — collection and processing of data.
Список литературы
1. Матвеев С. В., Успенский А. К., Успенская Ю. К., Дидур М. Д. Антропометрические критерии, соматотип и функциональная подготовленность баскетболистов на различных этапах спортивной подготовки. Спортивная медицина: наука и практика. 2020;10 (1):5-12. https://doi.org/10.17238/ISSN2223–2524.2020.1.5.
2. Гудимов С. В., Шкребко А. Н., Осетров И. А., Шаймарданов В. М. Анализ адаптационного эффекта у легкоатлеток на предсоревновательном этапе годового учебно-тренировочного макроцикла. Спортивная медицина: наука и практика. 2020;10 (3):67-72. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2020.3.67.
3. Гудимов С. В., Шкребко А. Н., Осетров И. А., Плещёв И. Е., Кузнецов М. А. Характеристика компонентного состава тела представителей игрового и циклического видов спорта. Спортивная медицина: наука и практика. 2021;11 (2):45-51. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2021.2.7.
4. Солонщикова В. С., Мавлиев Ф. А., Агмазов М. Ф., Парамонова Д. Б., Ахметшина Э. И. Актуальные проблемы физической и функциональной подготовки футболистов. Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021;12 (202):349-54.
5. Брель Ю. И., Медведева Г. А. Особенности показателей функционального состояния организма и композиционного состава тела у спортсменов с дефицитом жировой массы. Проблемы здоровья и экологии. 2022;19 (3):73-8. DOI: https://doi.org/10.51523/2708-6011.2022-19-3-10.
6. Ерофеев Г. Г. Исследование индивидуальных особенностей дыхательной системы спортсменов-лыжников в зависимости от физического состояния. Спортивная медицина: наука и практика. 2020;10 (1):30-6. https://doi.org/10.17238/ISSN2223–2524.2020.1.30.
7. Маргазин В. А. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем: учебное пособие / В. А. Маргазин, А. В. Коромыслов, А. Н. Лобов, В. А. Епифанов, И. Е. Никитина, П. В. Давыдов, М. А. Гансбургский, Е. Н. Квасовец. 2-е издание, исправленное и дополненное. СПб., 2021. 295 с.
8. Кулибина О. В., Плещёв И. Е., Скобелева Т. Н. Социально-гигиенические аспекты факторов риска учебного стресса студентов и возможные пути его профилактики. Санитарный врач. 2021;10:55-62. https://doi.org/10.33920/med-08-2110-05.
9. Плещёв И. Е. Николенко В. Н., Ачкасов Е. Е., Шкребко А. Н. Алгоритм применения индивидуально-группового протокола при комплексной реабилитации пациентов с саркопенией. Вестник «Биомедицина и Социология». 2022;7 (2):44-53. https://doi.org/10.26787/nydha-26188783-2022-7-2-44-53.
10. Плещёв И. Е., Ачкасов Е. Е., Николенко В. Н., Шкребко А. Н. Саркопения: современные подходы к диагностике и реабилитации. Современные проблемы науки и образования. 2022;1:66. https://doi.org/10.17513/spno.31443.
11. Полещук Т. С., Маркина Л. Д. Особенности функционального состояния студентов медицинского вуза. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018;1:109-14. https://applied-research.ru/ru/article/view-id=12075 (дата обращения: 27.12.2022).
12. Бердиев Р. М., Кирюшин В. А., Моталова Т. В., Мирошникова Д. И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2017;25 (2):303-15. https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ20172303–315.
13. Бородин П. В., Моисеенко С. А., Ярошенко В. О., Тютиков В. Г., Небураковский А. А. О состоянии физического развития и физической подготовленности студентов медицинских вузов России. Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021;9 (199):36-44.
14. Гудимов С. В., Осетров И. А., Климова Г. Ф., Ковалёв М. Н., Титова А. С. Взаимосвязь уровня здоровья и развития двигательных способностей студентов ЯГМУ. Физкультура. Спорт. Здоровье: материалы конференции «Чтения Ушинского» факультета физической культуры ЯГПУ. Ярославль: ЯГПУ. 2018;50-61.
15. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика. Валеология. 2006;1:5-12.
16. Апанасенко Г. Л. Двигательная активность как фактор, лимитирующий жизнь. Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: материалы восьмой международной научной конференции. Ростов н / Д.: РГУПС. 2019:42-6.
17. Калмыкова Е. М., Харламов Е. В. Характеристика уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов-медиков в зависимости от соматотипа. Медицинский вестник Юга России. 2011; (4):33-8.
18. Красноруцкая О. Н., Зуйкова А. А., Петрова Т. Н. Актуальные проблемы здоровья студентов медицинского вуза и пути их решения. Вестник новых медицинских технологий. 2013;20 (2):453.
Об авторах
С. В. ГудимовРоссия
Гудимов Станислав Владимирович — к. б. н., доцент, зав. кафедрой физической культуры и спорта
Ярославль
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов.
И. А. Осетров
Россия
Осетров Игорь Александрович — к. б. н., доцент кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры
Ярославль
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов.
И. Е. Плещёв
Россия
Плещёв Игорь Евгеньевич — старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта
Ярославль
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов.
Е. Ю. Рипачева
Россия
Рипачева Евгения Юрьевна — студентка 4-го курса лечебного факультета
Ярославль
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов.
Рецензия
Для цитирования:
Гудимов С.В., Осетров И.А., Плещёв И.Е., Рипачева Е.Ю. Соматическое здоровье студентов медицинского университета в течение учебного года. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2023;1(1):5-11. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0002
For citation:
Gudimov S.V., Osetrov I.A., Pleshchev I.E., Ripacheva E.Y. Somatic health of medical university students during the academic year. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2023;1(1):5-11. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0002