Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

К 55-летию педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета (с 2025 года Институт педиатрии и репродуктивного здоровья)

https://doi.org/10.37489/2949-1924-0110

EDN: DQIGOC

Содержание

Перейти к:

Аннотация

К 55-летию педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета, реорганизованного в декабре 2024 года в Институт педиатрии и репродуктивного здоровья, подготовлен аналитический обзор становления и развития педиатрического образования в России в целом и в Ярославском медицинском университете в частности. Затронуты вопросы организации эффективного учебного процесса, способствующие реализации важнейших задач Института — подготовке высококвалифицированных специалистов как педиатрического профиля, так и в области, отвечающей за репродуктивное здоровье населения, с целью обеспечения приоритетов профилактики охраны репродуктивного здоровья, охраны материнства и детства.

Для цитирования:


Углов Е.С., Николаева Т.Н., Петрова Н.В. К 55-летию педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета (с 2025 года Институт педиатрии и репродуктивного здоровья). Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):116-126. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0110. EDN: DQIGOC

For citation:


Uglov E.S., Nikolaeva T.N., Petrova N.V. On the 55th anniversary of the Faculty of pediatrics of Yaroslavl State Medical University (Institute of Pediatrics and Reproductive Health since 2025). Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):116-126. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0110. EDN: DQIGOC

Введение

Охрана материнства и детства, защита здоровья детей, их интересов и прав является одним из стратегических направлений государственной социальной политики в нашей стране. Детский возраст является наиболее динамичной и подверженной рискам частью онтогенеза в отношении соматического, психоэмоционального, функционального и интеллектуального развития и здоровья человека в последующие периоды его жизни. Многие болезни взрослого истоками обращены в детство. Поэтому в национальной системе здравоохранения большое внимание уделяется сектору детской медицины.

Эффективность детского здравоохранения обеспечивается не только материально-техническим состоянием современных педиатрических лечебно-профилактических и социальных учреждений, развитием педиатрической науки, государственной поддержкой охраны здоровья матери и ребёнка, но и наличием профильного педиатрического высшего медицинского образования. Речь идёт о концепции подготовки врачей педиатров на специальных педиатрических факультетах. Для студента педиатрического факультета (института) «педиатрия не является дополнением к основному общемедицинскому образованию, а изначально становится главной целью его образования, мировоззрением, жизненной позицией и официальным предназначением по диплому высшего образования» [1, 2].

В России эта концепция реализуется с 20-30-х годов ХХ столетия. В 1925 году впервые в мире был открыт специализированный педиатрический ВУЗ –– Ленинградский медицинский педиатрический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации), а в 1930 году –– первый в нашей стране факультет охраны материнства, младенчества и детства во ΙΙ Московском Медицинском институте имени Н.И. Пирогова. С 1936 года этот факультет стал называться педиатрическим, ныне это Институт материнства и детства Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова (РНИМУ).

В настоящее время высшее медицинское педиатрическое образование (специальность «Педиатрия» 31.05.02 –– на уровне специалитета) можно получить в 69 медицинских вузах России). Педиатрический факультет в Ярославском медицинском институте (ныне Ярославский государственный медицинский университет –– ЯГМУ) был создан в 1970 году в соответствии с:

  • Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1970 года №536 «О дальнейшем улучшении охраны здоровья детей в РСФСР» (пункт 5. Министерству здравоохранения РСФСР обеспечить организацию в установленном порядке в 1970-1972 годах педиатрических факультетов в Оренбургском, Пермском, Челябинском и Ярославском государственных медицинских институтах);
  • Приказом Министерства здравоохранения РСФСР №153 от 19 июня 1970 года.

В 2025 году факультет реорганизован в Институт педиатрии и репродуктивного здоровья.

Становление и развитие общего медицинского и педиатрического образования в России

До XVII века в России вообще не существовало медицинского образования. Приток медицинских кадров обеспечивался за счёт иностранных врачей.

Первые лекарские (медицинские) школы появились в XVII веке и связаны они были с военными ведомствами того времени. Примером является открытая в 1653 году при Стрелецком приказе костоправная школа. Костоправов в ней обучали 1 год.

Почти одновременно в 1654 году лекарская школа была создана при Аптекарском приказе, обучавшая лекарей в течение 5-ти лет. С 1669 года Аптекарский приказ начал присуждать выпускникам-лекарям степень доктора медицины.

В XVIII веке в 1706 году по указу императора Петра Ι в Москве «за Яузой-рекою против Немецкой слободы в пристойном месте, для лечения болящих людей» (нынешний район Лефортово) во главе с голландским доктором медицины, придворным врачом Петра Ι Николаем Ламбертовичем Бидлоо (1670-1733 гг.) было открыто первое государственное медицинское учреждение –– сухопутный госпиталь (ныне ФГУ Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко Министерства обороны Российской Федерации) и при нём (в 1707 году) первая в России госпитальная медико-хирургическая школа на 50 учеников, готовившая кадры для армии и флота. В течение 30 лет Н.Л. Бидлоо состоял инспектором этой школы, профессором анатомии и хирургии и оставил после себя рукописные учебники анатомии — «Инструкцию для изучения хирургии в анатомическом театре» (1710 г.), «Зеркало анатомии» и «Медико-практический сборник». Всего в годы царствования Петра I было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов. 

Позже госпитальные школы стали организовываться и при других крупных госпиталях. В Москве и Санкт-Петербурге они в дальнейшем трансформировались вначале в медико-хирургические училища, а затем в Медико-хирургические академии. Так, Императорская медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге была создана в 1798 году путём преобразования ранее существующего здесь медико-хирургического училища. С 1881 года она стала называться Военно-медицинской академией (ныне «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации).

26 апреля (7 мая) 1755 года по указу императрицы Елизаветы Петровны был основан Московский университет, одним из трёх факультетов которого был медицинский факультет (наряду с философским и юридическим). «…Медицинский факультет упражнение своё имеет в рассуждении человеческого здоровья и жизни. В оном обучаются практической и теоретической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии и производятся из природных подданных такие люди, которые как лекари и врачи согражданам своим помогать, о здравии их попечение иметь и таким образом общему благу в бесчисленных случаях споспешествовать могут…» (М. В. Ломоносов о медицинском факультете Московского университета).

Преемником медицинского факультета Московского университета является сегодня Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова.

Что касается среднего медицинского образования, то только 16 (28) апреля 1838 года вышло Положение о военно-фельдшерских школах, которое заложило основы систематического фельдшерского образования в России. Особую роль фельдшерские училища приобрели в период развития земской медицины в России.

Первые элементы педиатрического медицинского образования появились в программах акушерских училищ, организуемых в Московском и Санкт-Петербургском Воспитательных домах. Инициатором создания в Москве (в 1764 году) и в Санкт-Петербурге (в 1770 году) Воспитательных домов –– благотворительных учебно-воспитательных учреждений для «приема и призрения подкидышей и бесприютных детей», «несчастно рожденных» детей (подкинутых и сирот) был Иван Иванович Бецкой –– личный секретарь императрицы Екатерины II. Он же был инициатором создания Смольного института (1764 г.).

В 1801 году при Московском Императорском Воспитательном доме был открыт Повивальный институт (ныне Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта) –– первое в России родовспомогательное и образовательное учреждение для подготовки акушерок из числа наиболее способных воспитанниц. Директором и преподавателем института был профессор кафедры повивального искусства медицинского факультета Императорского Московского Университета, главный акушер Москвы Вильгельм Михайлович Рихтер. При Повивальном институте были открыты так же курсы для подготовки к поступлению на медицинский факультет Московского университета.

При Петербургском Воспитательном доме в 1784 году было учреждено Акушерское училище. В нём преподавал один из основоположников отечественного акушерства Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.). Он оказывал помощь беременным, родильницам и новорождённым младенцам и первым из акушеров начал читать систематический курс лекций по акушерству на русском языке. Но из-за отсутствия в русском языке научной медицинской терминологии Максимович-Амбодик написал несколько медицинских терминологических словарей, тем самым положив начало русской медицинской терминологии. Им написано и первое отечественное руководство по акушерству «Искусство в повивании или наука о бабичьем деле» (1786 г.), в котором есть раздел (часть 5) об уходе за ребёнком от рождения до отрочества.

В Европе к этому времени уже существовало подготовленное Нильсом Розен фон Розенштейном (1706-1773 гг.) –– шведский врачом, профессором медицины, профессором ботаники в Уппсальском университете, и изданное в 1764 году «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней», включавшее 28 глав по различным разделам педиатрии. Переведено на русский язык и издано в Москве это руководство было лишь спустя 30 лет в 1794 году [3].

Основоположником практической педиатрии (Петербургской педиатрической школы) признан доктор медицины и хирургии; адъюнкт-профессор кафедры «повивального искусства, судебной медицины и медицинской полиции»; заслуженный профессор кафедры «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» Императорской Военно-медицинской академии; член Медицинского совета Министерства внутренних дел Российской империи, академик Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885 гг.), которому принадлежит первый отечественный труд по педиатрии «Педиятрика» (1847 г.), содержащий сведения о ребенке от рождения до юношества, где он пишет: «…ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребёнок –– это не уменьшенная копия взрослого» и ещё …. «Конечно распознавание и лечение детских болезней требует гораздо тщательнейшего наблюдения, гораздо большей прозорливости и практического навыка, нежели как нужно в отношении к болезням взрослых особ; для детского врача нужны особенный такт и особенное чувство семиотическое». Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. В 1836 году С.Ф. Хотовицкий начал читать полный курс лекций по педиатрии (36 лекций) с включением анатомо-физиологических особенностей детского организма, заболеваний детей всех возрастов, острых детских инфекций. Он определил цели и задачи педиатрии как самостоятельного раздела медицины, разработал первую учебную программу по детским болезням.

Однако, в полной мере педиатрическое образование и первые педиатрические школы, где осуществлялось обучение врачей, предназначенных для оказания медицинской помощи именно детям, связано с открытием первых детских больниц и первых детских консультаций.

Первая в мире детская больница была открыта в Париже в 1802 году, а первая в России (она же –– вторая в мире) в Петербурге в 1834 году. В Москве первая детская больница открылась в 1844 году. Детские консультации для детей грудного возраста стали открываться гораздо позже –– в 1903 году в Париже и в 1908 году –– в Москве по инициативе профессора Георгия Несторовича Сперанского (1873-1969 гг.). Особое внимание при обучении будущих педиатров уделялось в это время вопросам питания детей, анализа причин возникновения и характера течения различных заболеваний у детей.

Первая кафедра педиатрии в Санкт Петербурге была организована в 1865 году в Императорской медико-хирургической академии, где систематический курс лекций по педиатрии читал адъюнкт-профессор акушерства Василий Маркович Флоринский (1841-1906). С 1870 года кафедру возглавлял Николай Иванович Быстров, который в 1885 году организовал Общество детских врачей Петербурга.

В Москве курс лекций по педиатрии с 1861 года читал акушер профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891 гг.) в составе факультетской терапевтической клиники медицинского факультета Московского университета. Он создал небольшую педиатрическую клинику (на 11 коек) и через 5 лет на основе этой клиники ему удалось открыть первую в Москве кафедру педиатрии, т.е. почти одновременно с Петербургом.

Первые Российские педиатры –– Нил Федорович Филатов (1847-1902 гг.), Карл Андреевич Раухфус (1835-1915 гг.), Николай Петрович Гундобин (1860-1908 гг.), Александр Николаевич Шкарин (1876-1921 гг.), Александр Андреевич Кисель (1859-1931 гг.), Владимир Иванович Молчанов (1868-1959 гг.), Михаил Степанович Маслов (1885-1961 гг.) и другие заложили основу практической и научной педиатрии, (учения о ребёнке), обосновали структуру детского здравоохранения.

В ХХ веке активная реформа медицинского и, в частности, педиатрического образования развернулась в нашей стране после 1917 года. В 20-30 годы прошлого века многие медицинские факультеты университетов были преобразованы в самостоятельные медицинские институты. В структуре их клинических кафедр непременно есть кафедра педиатрии (или «детских болезней»).

С 1925 года в медицинских институтах были введены аспирантура и ординатура по клиническим дисциплинам, в том числе, по педиатрии.

В те годы в России были по-прежнему высокими показатели младенческой, детской и материнской заболеваемости и смертности. В декабре 1917 года при комиссариате социального обеспечения была создана коллегия для «проведения неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как основной социальной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства». Первый Нарком здравоохранения Николай Александрович Семашко в 1926 году говорил: «Нам нужно обеими руками ухватиться за главнейшее звено –– охрану материнства и младенчества, и тогда мы вытянем всю сеть –– оздоровим всё население». В январе 1918 года все, обслуживающие детей учреждения, передаются в ведение «Отдела охраны материнства и детства» и издаётся декрет по борьбе с детской смертностью. В Ярославле коллегия по охране материнства и младенчества при отделе социального страхования была создана в октябре 1918 года [4].

Таким образом, на основании принципа государственной поддержки и заинтересованности создавалась в нашей стране уникальная система детского здравоохранения, развивалась педиатрическая наука и совершенствовалось педиатрическое образование.

Медицинский факультет Ярославского государственного университета (1919-1924 гг.)

Из истории: Декрет Совета Народных Комиссаров. Статья №21.

Об учреждении Государственных Университетов в г.г. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и о преобразовании в Государственные Университеты бывших Демидовского Юридического Лицея в Ярославле и Педагогического Института в Самаре.

Совет Народных Комиссаров постановляет:

  1. В ознаменование Октябрьской Революции 1917 г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знания и культуры, учредить Государственные Университеты в г.г. Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове и преобразовать в Государственные Университеты бывшие Демидовский Юридический Лицей в Ярославле и Педагогический Институт в Самаре.
  2. Сроком открытия Костромского, Смоленского, Астраханского, Тамбовского, Ярославского и Самарского Государственных Университетов считать день первой годовщины Октябрьской Революции — 7 ноября 1918 г.
  3. Кредиты на содержание указанных в п.п. 1 и 2‑м сего декрета Высших Учебных Заведений отпускать по сметам Народного Комиссариата Просвещения.

 Подписали:

 Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

 Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.

 21 января 1919 года.

---

Таким образом в Ярославле декретом Совета народных Комисаров РСФСР года был учреждён и создан путём преобразования существовавшего под разными названиями с 1803 года Демидовского юридического лицея Ярославский Государственный Университет. В 1919 году в Университете был открыт медицинский факультет, действовавший до 1924 года в составе 5 курсов. Ректорами университета были вначале последний директор юридического лицея Валериан Николаевич Ширяев (1918-1922 гг.) и Василий Васильевич Потёмкин (1922-1924 гг.). Первыми деканами медицинского факультета были Иван Осипович Зубов и с 18 июля 1920 года Пётр Петрович Дьяконов. И.О. Зубов –– доктор медицины с 1903 года, работавший в Демидовском юридическом лицее ещё до 1917 года. Занятия на медицинском факультете начались 25 декабря 1919 года. Декан факультета выступил перед преподавателями и студентами с лекцией «Медицина как наука, как творчество и как дело милосердия» и, в частности сказал: «Мало открыть факультет, надо его поставить так, чтобы широким лучом исходил из него свет науки, и чтобы выпускал он людей действительных знаний, трудолюбивых, воспитанных и проникнутых моральными началами как в сфере обязанностей гражданина, так и обязанностей профессионала. Дело врачебной помощи не укладывается в рамки исправного, даже добросовестного исполнения своих обязанностей, но нередко требует большего: оно требует приносить на пользу страждущего не только холодный мозг с его познаниями, но и душу, исполненную терпения и любви».

Становление медицинского факультета в Ярославском университете пришлось на тяжелейшее время Гражданской войны. Ярославль ещё не оправился от последствий мятежа 1918 года, когда город был практически разрушен, в том числе, здания Университета. В то время весь Ярославский университет размещался в одном здании –– бывшей Антиповской гимназии (сейчас это анатомический корпус ЯГМУ). Свирепствовали болезни (сыпной тиф, оспа). Не хватало преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и оборудования для лабораторий и учебных помещений. Для чтения лекций и заведования кафедрами приглашались профессора из московских и петербургских медицинских вузов. В частности, лекции по педиатрии и общей патологии читал профессор Василий Павлович Жуковский (Петербургская медико-хирургическая академия), ученик профессора Н.И. Быстрова. А условия и возможности для адекватного содержания медицинских факультетов были явно недостаточными.

Вместе с тем, после завершения Гражданской войны и демобилизации бойцов Красной армии в некоторых губерниях возник даже переизбыток врачей. Встал вопрос о закрытии некоторых университетов и/или медицинских факультетов. И 29 апреля 1924 года после предварительного анализа учебной деятельности, материальной базы, состава студентов, обеспеченности преподавательскими кадрами коллегией Наркомпроса РСФСР было принято решение о закрытии медицинских факультетов Крымского, Нижегородского, Самарского, Уральского и Ярославского Университетов. А декретом Совнаркома РСФСР от 8 августа 1924 года «Об изменениях в сети высших учебных заведений», вызванным нехваткой финансирования, Ярославский Государственный Университет был закрыт с преобразованием с 1 октября 1924 года его педагогического факультета в Ярославский педагогический институт. 88 студентов, окончивших медицинский факультет в 1924 году, получили звание врачей. Большинство из них работали в дальнейшем в лечебных учреждениях Ярославской губернии. Недоучившиеся были распределены по другим вузам [5, 6].

Педиатрический факультет Ярославского государственного медицинского университета (с 2025 года –– Институт педиатрии и репродуктивного здоровья)

Педиатрический факультет в Ярославском медицинском институте (ныне Ярославский государственный медицинский университет –– ЯГМУ) был создан в 1970 году в соответствии с:

  • Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1970 года №536, «О дальнейшем улучшении охраны здоровья детей в РСФСР» (пункт 5. Министерству здравоохранения РСФСР обеспечить организацию в установленном порядке в 1970-1972 годах педиатрических факультетов в Оренбургском, Пермском, Челябинском и Ярославском государственных медицинских институтах);
  • Приказом Министерства здравоохранения РСФСР №153 от 19 июня 1970 года.

В 2025 г. факультет реорганизован в Институт педиатрии и репродуктивного здоровья (см. рисунок).

Рис. В ЯГМУ создан Институт педиатрии и репродуктивного здоровья (2025 г.)

С момента открытия в 1944 году Ярославского медицинского института (после реэвакуации Белорусского медицинского института) функционировала кафедра детских болезней, которую до 1952 года возглавляла профессор Эсфирь Марковна Каплан, приглашённая из Ι Московского медицинского института.

 С 1952 года –– кафедрой детских болезней руководила заслуженный деятель науки, профессор Титова Александра Ивановна. Александра Ивановна успешно готовила научно-педагогические кадры и клинические базы, много сил отдавала повышению квалификации врачей-педиатров и совершенствованию организационных форм медицинской помощи детям. Под её руководством окончили клиническую ординатуру 99 врачей и аспирантуру –– 14 врачей. Защищены 35 кандидатских и 2 докторских диссертации. Профессором А.И. Титовой опубликовано более 100 научных работ. Из них 8 монографий и 2 учебника (в соавторстве). Из Ярославской педиатрической школы профессора Александры Ивановны Титовой вышли: доктора медицинских наук, профессора Тамара Матвеевна Голикова и Антонина Васильевна Волкова; кандидаты медицинских наук Сергей Александрович Покровский, Таисия Георгиевна Железнова, Василий Дмитриевич Сурков, Надежда Александровна Котова, Татьяна Никитична Николаева, Евгения Геннадьевна Чиркова и ряд других сотрудников кафедры детских болезней и практических врачей. Именно из этой педиатрической школы Александры Ивановны Титовой и формировался педагогический коллектив педиатрического факультета в первые годы своего становления [7].

В 2020 году в 50-летний юбилей факультета память Александры Ивановны Титовой была увековечена открытием мемориальной доски на доме, где она длительно жила и работала на благо развития ярославской педиатрии.

Особое место в становлении факультета принадлежит профессору В.Д. Суркову, который с 1972 по 1993 г. поочерёдно возглавлял курс, затем кафедру пропедевтики детских болезней с факультетской педиатрией, кафедру госпитальной педиатрии. Одновременно с организацией профильного преподавания для студентов педиатрического факультета В.Д. Сурковым при кафедре было организовано преподавание педиатрии для слушателей факультета повышения квалификации. В 1974 г. на факультете начали функционировать кафедра факультетской педиатрии с курсом пропедевтики, кафедра госпитальной педиатрии, кафедра хирургических болезней и кафедра внутренних болезней. В сентябре 1975 г. были созданы кафедра детской хирургии и кафедра детских инфекций. С 1977 года начали действовать кафедры госпитальной педиатрии и факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней. В 1998 г открыта кафедра поликлинической педиатрии.

Значительная роль в будущем развитии факультета принадлежит его сотрудникам, практически полностью посвятившим себя медико-педагогической деятельности: Т.Н. Николаева, Ю.П. Губов, Н.П. Пампутис, В.И. Марушков, Н.Л. Черная, В.В. Дашичев, Е.М. Спивак, А.Е. Кратнов, Ю.К. Александров, Г.А. Суханов, Л.Ф. Шмонин, А.А. Зотов, О.В. Серкова, Ю.П. Троханов, И.И. Василевский, А.Г. Агамов, А.Н. Абиссов, В.В. Жильцов, Г.В. Мелехова, Г.С. Ганузина, Л.Н. Старунова, М Е. Троцкая, Н. А. Кравченко, О.В. Кун, О.И. Герасимова, Т. А. Любченко, Л.Е. Строева.

В 2019 была проведена реорганизация педиатрических кафедр. В результате структурных преобразований значительно увеличился штат профессорско-преподавательского состава на педиатрическом факультете. Обучение студентов стало проходить дополнительно на двух кафедрах, раннее преподававших на других факультетах.

Существенно реформировались кафедры госпитальной педиатрии и факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней. В результате их объединения образовалась кафедра педиатрии №1 (заведующий кафедрой –– доктор медицинских наук, профессор И.М. Мельникова). На созданной кафедре стали преподаваться дисциплины педиатрического профиля для обучающихся с 1-го по 6-ой курс: уход за больными детьми, пропедевтика детских болезней, факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия. На клинических базах кафедры студенты проходят практику, что позволяет наблюдать рост и развитие обучающихся как специалистов.

Кафедра детских болезней лечебного факультета была переименована в кафедру педиатрии №2 (заведующий кафедрой –– доктор медицинских наук, профессор Е.П. Ситникова) и стала принимать участие в преподавании факультетской и госпитальной педиатрии по отдельным модулям. Кафедра педиатрии №2, традиционно преподававшая на лечебном факультете, в настоящее время проводит обучение студентов педиатров старших курсов.

Кроме того, кафедра педиатрии ИНПО (заведующий кафедрой –– доктор медицинских наук, профессор Л.И. Мозжухина), где ранее проводилось обучение ординаторов и врачей, последние 5 лет является выпускающей кафедрой, где студенты осваивают навыки работы в детской поликлинике, а затем продолжают обучение в ординатуре по педиатрии или повышают квалификацию как врачи. Такая реорганизация кафедр позволила обеспечить хорошую преемственность между дисциплинами и этапное освоение компетенций.

Организационную работу факультета осуществляет деканат.

Первым деканом педиатрического факультета стал доцент кафедры нормальной анатомии Анатолий Дмитриевич Хрусталев, отличавшийся своим высоким профессионализмом.

С 1977 года и в течение 30 лет, до 2007 года, руководителем факультета был Заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой общей гигиены, доцент Юрий Александрович Буров. В своей работе особую роль он отводил организации учебного процесса на факультете. Юрий Александрович был принципиален по многим вопросам: он был достаточно требователен и по-отечески строг как к студентам, так и к преподавателям.

В следующие 11 лет, с 2007 по 2018 год, деканом факультета был доцент кафедры госпитальной педиатрии, Заслуженный врач РФ Леонид Фёдорович Шмонин. Результаты его работы всегда оценивалась на самом высоком уровне высшим руководством университета.

В 2018 году учёный совет впервые избрал на должность декана выпускника педиатрического факультета, заведующего кафедрой медицины катастроф, безопасности жизнедеятельности и тактической медицины, доцента Евгения Станиславовича Углова.

В 2024 году, в канун юбилея педиатрического факультета, началась подготовка к реорганизации его в Институт педиатрии и репродуктивного здоровья Ярославского государственного медицинского университета. В настоящее время деканат реорганизован в дирекцию Института педиатрии и репродуктивного здоровья.

Директором Института стал идейный вдохновитель его создания, заведующий кафедрой медицины катастроф, безопасности жизнедеятельности и тактической медицины, доцент Евгений Станиславович Углов.

В дирекции сформированы три отдела.

Отдел по организации медицинской деятельности и наставничеству, который возглавил доцент кафедры педиатрии №1 Александр Александрович Павликов. Учебным отделом руководит ассистент кафедры хирургической болезни с курсом эндокринной хирургии им. Н.П. Пампутиса Артём Дмитриевич Дякив. Во главе научного отдела –– профессор кафедры детской хирургии им. Ю.П. Губова Максим Александрович Вавилов. Директор и заместители директора являются выпускниками педиатрического факультета ЯГМУ в разные года. Также в состав дирекции входят советник директора, Заслуженный врач РФ, почётный профессор ЯГМУ Татьяна Никитична Николаева, помощник директора Наталия Викторовна Петрова.

Основными функциями работы дирекции являются организация учебного процесса по специальности «Педиатрия» и развитие научной базы профильных кафедр. В настоящее время студенты Института педиатрии обучаются на 44 кафедрах университета. Преподавание непрофильных дисциплин ведётся на 34 кафедрах, общих для всех факультетов и институтов университета. В процессе реорганизации факультета в институт в 2025 году увеличилось количество профильных кафедр. Так в состав профильных кафедр вошли традиционно: кафедра педиатрии №1 (зав. кафедрой профессор И.М. Мельникова); кафедра педиатрии №2 (зав. кафедрой профессор Е.П. Ситникова); кафедра педиатрии ИНПО (зав. кафедрой профессор Л.И. Мозжухина); кафедра детской хирургии им. Ю.П. Губова (зав. кафедрой профессор В.Ф. Бландинский); кафедра инфекционных болезней, эпидемиологии и детских инфекций (зав. кафедрой профессор И.Г. Ситников); кафедра хирургических болезней с курсом эндокринной хирургии им. Н.П. Пампутиса (зав. кафедрой профессор С.Н. Пампутис); кафедра внутренних болезней (зав. кафедрой доцент О.В. Климачева).

Новыми профильными кафедрами стали: кафедра урологии, андрологии и нефрологии (зав. кафедрой профессор И.С. Шорманов); кафедра акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины (и.о. зав. кафедрой, доцент И.Ю. Ильина) и созданные в 2025 году кафедра поликлинической педиатрии с пропедевтикой детских болезней (зав. кафедрой профессор Г.С. Маскова) и кафедра эндокринологии (зав. кафедрой профессор И.Г. Красивина). Таким образом, в настоящее время выделено 11 профильных кафедр, целью которых является не только преподавание, но и развитие научного потенциала на российском и международном уровне.

На 11 профильных кафедрах Института педиатрии и репродуктивного здоровья численность профессорско-преподавательского состава –– 127 человек, это 20% численности всех преподавателей университета. Ранее, на педиатрическом факультете, на 7 профильных кафедрах обучение проводили 51 сотрудник.

Число преподавателей Института педиатрии и репродуктивного здоровья с учёной степенью составляет 94 человека (74%), из них 19 (20%) имеет учёную степень доктора медицинских наук. Учёное звание имеют 60 (47,2%) преподавателей Института, из них учёное звание профессора –– 12 (20%).

На 1 сентября 2025-2026 учебного года контингент обучающихся в Институте педиатрии и репродуктивного здоровья Ярославского государственного медицинского университета составил 950 студентов, это самое большое количество студентов за последние десятилетия. На бюджетном финансировании обучается 737 (77,6%) студентов, из них 428 (58%) студентов на разных курсах обучаются по целевому набору из многих субъектов Российской Федерации (Ярославская, Вологодская, Костромская, Владимирская, Калининградская и другие области). Так же 213 (22,4%) студентов обучается на внебюджетном финансировании.

В соответствии с уставом университета руководящим органом Института является Ученый совет Института, председателем которого является с 2018 года директор Института, заведующий кафедрой медицины катастроф, безопасности жизнедеятельности и тактической медицины, доцент Евгений Станиславович Углов. Секретарь учёного совета –– доцент кафедры поликлинической педиатрии с пропедевтикой детских болезней Елена Викторовна Шубина. Учёный совет планирует работу Института, а также отчитывается перед членами учёного совета о проделанной работе, доводит информацию о решениях учёного совета университета, участвует в избирательном процессе профессорско-преподавательского состава. В своей работе учёный совет ориентирован на повышение эффективности системы управления качеством образовательного, научного и воспитательного процесса в Институте педиатрии и репродуктивного здоровья.

Дирекция осуществляет контроль над работой кафедр, связанной с основными направлениями деятельности университета: учебной, научно-исследовательской, воспитательной, организационной, методической, совместной работы с органами практического здравоохранения и материально-техническим оснащением учебного процесса. В последние годы акцент был сделан на совершенствование контроля знаний студентов, текущего и итогового тестового контроля, балльно-рейтинговой оценке их знаний, ежегодного междисциплинарного тестирования остаточных знаний студентов, внедрения активных и интерактивных методов обучения, издания учебно-методических пособий. С 2010 года введены единые принципы рейтинговой оценки учебных достижений студентов, с 2011 года –– рейтинговая оценка результатов ГИА, с 2012 года –– система факультетского рейтинга студентов. Образовательная программа факультета по педиатрии в 2013 и 2014 годах вошла в «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Преподавание на первых 3-х курсах студентам Института педиатрии и репродуктивного здоровья проводится в основном в семи учебных корпусах университета. На старших курсах студенты обучаются на клинических базах, в качестве которых для профильных кафедр используются детские отделения многопрофильных городских больниц, Областной детской клинической больницы, Областного перинатального центра, Областного детского клинико-диагностического центра, детские поликлиники города, Клиническая больница «РЖД-Медицина». В учебном процессе широко используется современное диагностическое и лечебное оборудование. Научно-теоретический и практический уровень обеспечения учебно-воспитательного процесса достаточно высок и соответствует современным требованиям подготовки специалистов.

Для совершенствования практической подготовки студентов создан Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр «СимКлиник», где, начиная с первого курса, идёт формирование и совершенствование практических навыков. В процессе отработки практических навыков на тренажёрах акцент делается на технологию выполнения той или иной манипуляции по принципу моделирования профессиональной деятельности. Для отработки навыков, начиная с простейших процедур ухода и заканчивая тактикой врачебных манипуляций, в центре предусмотрены учебные модели разных медицинских структур. Студенты младших курсов имеют возможность отработать основные навыки ухода за больными с патологией сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем органов, в том числе за пациентами с длительно незаживающими трофическими ранами, пролежнями и другой хирургической патологией кожи с использованием самых современных перевязочных материалов. На втором и третьем курсе студенты отрабатывают пропедевтические навыки работы с пациентом (дети и взрослые). Начиная с 4 курса, занятия строятся по принципу практического решения ситуационных задач по оказанию неотложной помощи в критических ситуациях. В условиях центра содержание обучения направлено не только на приобретение студентами отдельных навыков, но и на обучение их работе в команде, выработку навыков общения с пациентами. Почти каждый пятый студент старших курсов, 75 человек (17,7%), работают во время обучения на должностях «медицинская сестра», «фельдшер» в больницах города Ярославля.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Представители Института педиатрии и репродуктивного здоровья ежегодно становятся победителями, призёрами российских межвузовских студенческих научных конференций и олимпиад. С 2020 года институт проводит ежегодную Всероссийскую студенческую олимпиаду по педиатрии и неонатологии, которая получила признание среди ведущих медицинских вузов России. Олимпиада проходит в три этапа. Первые два отборочные: тестирование (внутривузовский первый этап) на платформе электронной образовательной среды университета и решение ситуационной задачи (межвузовский второй этап). Третий этап олимпиады, финальный, проводится в очном формате на базе «СимКлиник». В финал выходят победители и призёры из 4 групп второго этапа. Победителя и призёров олимпиады в торжественной обстановке награждают специально изготовленными медалями олимпиады и дипломами, а команду победителя и команды призёров –– специально изготовленным кубком (золотым, серебряным, бронзовым).

В течение последних лет в выводах Государственной Экзаменационной Комиссии отражалось (ГЭК), то, что профессиональная подготовка выпускников педиатрического факультета ЯГМУ, их нравственный, культурный уровень соответствует современным требованиям, предъявляемым к молодым специалистам. С 2011 в работе ГЭК применяется балльно-рейтинговая система оценки, которая является уникальной в России [8, 9]. Такая система оценки позволяет делать глубочайший анализ всей Итоговой государственной аттестации выпускников. В состав Государственной экзаменационной комиссии входит более 50% представителей работодателей, так в 2025 году 24 человека в составе ГЭК –– работодатели, и 23 человека –– преподаватели ЯГМУ, что соответствует требованиям ФГОС 3+ и 3++. Заинтересованность практического здравоохранения в специалистах-выпускниках Института –– огромная. При проведении анкетирования работодателей из практического здравоохранения о сформированных компетенциях выпускников ЯГМУ были получены следующие результаты: наиболее удовлетворены качеством образования молодых специалистов те работодатели, которые работают с выпускниками Института педиатрии и репродуктивного здоровья (доминируют ответы «удовлетворён» –– 76%, «удовлетворён, но не в полной мере» –– 24% и полностью отсутствуют неудовлетворительные ответы). Анкетирование провёл отдел качества образования и инноваций университета. Очевиден также значительный вклад Института в комплектование врачебными кадрами медицинский учреждений Ярославской, Вологодской и Костромской областей.

За годы существования институт подготовил более 7500 врачей-педиатров, в настоящее время большинство из них работают в практическом здравоохранении, как в детской, так и взрослой практике. Практически все молодые преподаватели Института являются его выпускниками и прошли подготовку в системе «ординатура – аспирантура».

Многие преподаватели вуза также являются выпускниками педиатрического факультета: доктора медицинских наук С.В. Куликов, И.М. Мельникова, Л.И. Мозжухина, Т.А. Румянцева, Е.П. Ситникова, И.Г. Ситников, Е.М. Спивак, О.Г. Челнокова, В.В. Шиленкова, кандидаты медицинских наук О.А. Аленкина, Т.В. Кораблева, В.В. Нестеров, Е.С. Углов и другие, а доктор медицинских наук И.В. Иванова стала ректором Ивановского государственного медицинского университета.

В Институте созданы условия для повышения культурно-нравственного уровня студентов, их гармоничного всестороннего развития, социально-ответственного и патриотического воспитания, реализуются общественные и культурные проекты и инициативы. Работа по адаптации студентов к обучению в высшей медицинской школе начинается с первых дней учёбы. Большую роль в этом процессе играют кураторы академических студенческих групп первого курса. Первокурсники активно вовлекаются во внеучебные мероприятия благодаря деятельности Студенческого совета университета. Традиционными мероприятиями являются День первокурсника, Пушкинский бал, спортивный праздник «Эстафета поколений», Татьянин день. Важнейшей частью деятельности являются мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, вузовские спартакиады и олимпиады.

На педиатрическом факультете всегда присутствует дух патриотизма, студенты и выпускники отличаются активной гражданской позицией. Государственными наградами удостоены: Шенц С. В. –– «Орден Мужества», Маршилихина Т. С. –– медаль «За содействие донорскому движению», Паньковская О. В. – медаль «За спасение жизни», Макарычев Д. А. награждён ведомственной медалью Министерства Обороны Российской Федерации, имеет благодарность Губернатора Ярославской области, благодарность Президента Российской Федерации.

---

Таким образом, 55-летний опыт работы педиатрического факультета показывает, что содержание, уровень и качество подготовки обучающихся по специальности «Педиатрия» соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Реорганизация факультета в Институт педиатрии и репродуктивного здоровья открывает новую страницу возможностей стратегического развития самого большого на сегодняшний день института Ярославского государственного медицинского университета. Институт имеет сильный профессорско-преподавательский состав с хорошей перспективой профессионального развития за счёт увеличения профильных кафедр и межкафедрального взаимодействия. Выпускники Института пользуются спросом на рынке труда в практическом здравоохранении и достойно представляют Ярославский государственный медицинский университет на всей территории Российской Федерации.

Об авторах

Е. С. Углов
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»
Россия

Евгений Станиславович Углов, к. м. н., директор Института, заведующий кафедрой, доцент

Институт педиатрии и репродуктивного здоровья; кафедра медицины катастроф, безопасности жизнедеятельности и тактической медицины

Ярославль


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Т. Н. Николаева
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»
Россия

Татьяна Никитична Николаева, д. м. н., профессор кафедры, профессор

кафедра поликлинической педиатрии с пропедевтикой детских болезней, заслуженный врач РФ

Ярославль


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Н. В. Петрова
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»
Россия

Наталия Викторовна Петрова, преподаватель, помощник директора Института

кафедра медицины катастроф, безопасности жизнедеятельности и тактической медицины; Институт педиатрии и репродуктивного здоровья

Ярославль


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов



Рецензия

Для цитирования:


Углов Е.С., Николаева Т.Н., Петрова Н.В. К 55-летию педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета (с 2025 года Институт педиатрии и репродуктивного здоровья). Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(3):116-126. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0110. EDN: DQIGOC

For citation:


Uglov E.S., Nikolaeva T.N., Petrova N.V. On the 55th anniversary of the Faculty of pediatrics of Yaroslavl State Medical University (Institute of Pediatrics and Reproductive Health since 2025). Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(3):116-126. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0110. EDN: DQIGOC

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-1924 (Online)

Адрес редакции и издательства:

ООО «Издательство ОКИ»
115522, Москва, Москворечье ул., 4-5-129

Генеральный директор Афанасьева Елена Владимировна

Тел. + 7 (916) 986-04-65; Email: eva88@list.ru