Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

Информационные технологии на страже лекарственной безопасности государства

Целью внедрения информационных технологий в любой сфере деятельности, связанной с использованием материальных, технических, кадровых или финансовых ресурсов, является совершенствование деловых процессов, с оценкой результатов на основании достижения ряда заранее определенных параметров, например, оптимизация соотношения «затраты – конечный результат». Применительно к задачам лекарственного обеспечения населения Российской федерации требуемый результат – полноценное и качественное исполнение гарантий Государства гражданам в медико-социальной сфере при экономии ресурсов, четкой адресности и эффективности расходования финансовых средств. 




При этом, гарантии Государства включают в себя не только доступность и качество используемых в Российской Федерации лекарственных препаратов и предоставление льгот по лекарственному обеспечению отдельным категориям граждан за счет бюджетов всех уровней, но и эффективное регулирование импорта, отечественного производства и оборота лекарственных средств (в том числе – государственное регулирование цен на лекарства из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), выявление и исключение случаев реализации фальсификатов, просроченных и забракованных препаратов), реальное стимулирование развития отечественного производства фармацевтической продукции, сопоставимой по качеству с мировыми стандартами, т.е. – решение стратегической задачи достижения «импортонезависимости» страны, контроль рационального использования предоставляемых регионам субвенций и субсидий на реализацию программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) отдельных категорий граждан и исполнения субъектами РФ собственных обязательств по льготному лекарственному обеспечению населения за счет региональных и муниципальных бюджетов.




Безусловное понимание исключительной значимости обладания всей полнотой актуальной и достоверной информации о процессах, связанных с оборотом лекарственных препаратов и медикаментозном обеспечении населения страны, послужило мотивом к созданию Министерством здравоохранения и социального развития РФ комплексной информационной системы, призванной обеспечить полную информационную прозрачность в данной сфере, реальную возможность государственного регулирования отрасли и оперативного контроля за ситуацией.




Общее представление о назначении, структуре и широте охвата предметной области дает приведенная ниже укрупненная схема (см. рис. 1) информационных потоков в системе лекарственного оборота РФ. Наиболее значимыми из автоматизируемых процессов следует выделить:



  • Государственную регистрацию лекарственных средств и фармацевтических субстанций, включая рабочие процессы, связанные проведением клинических исследований, аккредитацией медицинских учреждений, имеющих право на проведение клинических исследований, проведением экспертизы представленных материалов и документов ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздравсоцразвития России, подтверждением Государственной регистрации, внесением изменений в ранее выданные регистрационные удостоверения, другие процессы, непосредственно связанные с ведением Государственного регистра лекарственных средств (ГРЛС);

  • Государственную регистрацию предельных цен на лекарственные препараты, включая ведение реестра предельных цен на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП;

  • Информационное взаимодействие с Федеральной таможенной службой, обеспечивающее проверку ввозимых на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций по актуальной версии ГРЛС и получение Министерством здравоохранения и социального развития РФ детальных сведений о всех ввезенных на территорию страны партиях товара, включая формализованную информацию о торговых наименованиях, сериях/номерах партий, ценах, импортерах и количестве лекарственных препаратов;

  • Информационное взаимодействие с отечественными производителями лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций, включающее предоставление в Министерство здравоохранения и социального развития РФ детальных сведений о всех произведенных партиях товара, включая формализованную информацию о торговых наименованиях, сериях/номерах партий, ценах, производителях и количестве произведенных лекарств;

  • Информационное взаимодействие с Росздравнадзором, в том числе – предоставление в Министерство здравоохранения и социального развития РФ данных мониторинга лекарственной безопасности, включающих формализованную информацию о забракованных и фальсифицированных сериях лекарственных препаратов;

    • Мониторинг ассортимента и цен на лекарственные препараты, реализуемые в аптечных организациях регионов Российской Федерации (коммерческий сектор рынка);

    • Оперативный контроль и управление системами льготного лекарственного обеспечения населения субъектов РФ по всем видам льгот, включая мониторинг реализации в регионах специализированной программы «7 нозологий», контроль рациональности и эффективности использования субъектами РФ субвенций и субсидий, выделяемых федеральным бюджетом на реализацию программы обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), регулирование региональных, в том числе – целевых, программ льготного лекарственного обеспечения граждан, реализуемых за счет средств региональных и муниципальных бюджетов.





Рис. 1 Общая схема информационных потоков в системе лекарственного оборота страны





Безусловно, создание целостной информационной системы лекарственного оборота в Российской Федерации еще далеко от завершения, часть подсистем уже работает в режиме промышленной эксплуатации, но требует дальнейшего развития и расширения функциональных возможностей, часть – еще находится на начальных стадиях реализации или теоретической проработки. Однако, одна из важнейших компонент, обеспечивающих комплексную автоматизацию региональных систем льготного лекарственного обеспечения населения субъектов Российской Федерации (см. рис. 2), работает в режиме полномасштабной промышленной эксплуатации в ряде регионов РФ на протяжении нескольких лет и уже сегодня позволяет обеспечить Федеральный центр всей необходимой информацией для реализации функций государственного контроля и регулирования.



Рис. 2 Общая схема информационных потоков в системе льготного лекарственного обеспечения населения субъекта РФ





Разработанная в качестве инструмента реализации Государственной политики в сфере лекарственного обеспечения граждан РФ Типовая информационная система льготного лекарственного обеспечения (Типовая ИС ЛЛО) населения субъектов РФ построена на принципах «единого информационного пространства», объединяющего компьютерные системы учета выписки и отпуска лекарственных средств региональной сетью лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций под управлением единого регионального информационного ресурса, обеспечивающего непрерывный (в режиме реального времени) сбор и консолидацию данных и информационно-технологическую поддержку территориально распределенных автоматизированных рабочих мест (АРМ) в поликлиниках и аптеках.




Центральная часть системы реализована в виде Портала, доступ к которому строго разграничен в зависимости от категорий пользователей – от технических специалистов службы поддержки программного обеспечения удаленных АРМ, до Руководителей региона, отвечающих за вопросы медико-социального обеспечения населения. Даже самые обобщенные данные, представленные на главных экранных формах региональных порталов (см. рис. 3), предоставляют возможность для сравнительного анализа оперативной ситуации в системах льготного лекарственного обеспечения населения различных субъектов РФ.



Рис. 3 Главные формы региональных порталов льготного лекарственного обеспечения населения субъектов РФ





Сведенные в таблице 1 суммарные стоимостные показатели выписки льготных рецептов, отпуска лекарственных препаратов и остатков лекарственных средств в аптечных организациях региона позволяют судить о сложившихся на сегодняшний день в разных субъектах РФ соотношениях затрат федерального и региональных бюджетов на льготное лекарственное обеспечение, а также – выявлять «зоны риска», связанные с потенциальной недостаточностью имеющихся товарных запасов для обеспечения уже выписанных пациентам льготных рецептов (так в Калужской и, особенно, Ульяновской области объемы выписки рецептов по региональной льготе на 27.10.2011 года существенно превышают актуальные на эту дату остатки лекарственных препаратов в аптеках соответствующих регионов.




Таблица 1.






































































Субъект РФ



Федеральная льгота



Региональная льгота



Соотношение расходов Федерального и регионального бюджетов



Выписано рецептов на сумму (руб.)



Обслужено рецептов на сумму (руб.)



Остаток ЛП в аптеках региона (в руб.)



Выписано рецептов на сумму (руб.)



Обслужено рецептов на сумму (руб.)



Остаток ЛП в аптеках региона (в руб.)


Московская область

1 733 357 634,90



1 610 632 214,27



124 190 070,89



1 724 803 995,25



1 560 741 074,83



149 014 803,05



51 / 49


Хабаровский край

384 356 701,84



306 374 804,17



93 598 961,45



186 696 866,36



158 605 748,79



44 277 394,79



66 / 34


Калужская область

247 982 902,46



227 781 662,07



19 729 126,10



103 827 719,72



84 610 569,29



13 200 506,28



73 / 27


Ульяновская область

178 078 637,45



177 501 683,60



33 390 303,81



124 495 232,95



56 024 515,02



9 277 761,04



76 / 24


Тамбовская область

280 782 470,48



268 649 731,84



54 842 168,05



67 345 727,58



63 394 665,91



31 363 897,15



81 / 19



 


Учет аналогичных общих показателей реализации в рассматриваемых регионах специализированной программы «7 нозологий» (таблица 2) позволяет получить общую структуру затрат на льготное лекарственное обеспечение, заметно отличающуюся в различных субъектах РФ (см. рис. 4).



Рис. 4 Структура затрат на льготное лекарственное обеспечения в различных субъектах РФ





Необходимо отметить, что каждый из перечисленных обобщенных показателей и многие другие могут быть детализированы вплоть до каждого выписанного в медицинском учреждении и обслуженного в аптеке льготного рецепта, до каждой поставленной в аптеку или отпущенной пациенту упаковки лекарственного препарата, до каждого врача или гражданина, имеющего право на льготы. В качестве примера приведем возможность «он-лайн-контроля» сроков годности на предназначенные для отпуска льготным категориям граждан лекарства. На рис. 5 представлен алгоритм действий, позволяющий в течение нескольких секунд получить самую полную и детальную информацию о лекарственных препаратах с истекающим сроком годности по любому региону Российской Федерации.


 



Рис. 5 «Он-лайн-контроль» сроков годности лекарственных препаратов





Аналогичным образом из единого центра управления льготным лекарственным обеспечением населения страны могут быть отслежены до каждой аптеки и каждой упаковки забракованные по данным мониторинга лекарственной безопасности или фальсифицированные серии лекарственных препаратов, что, собственно, и произошло в феврале 2009 года в ходе известных событий с медицинским применением потенциально опасного препарата «Листенон», ошибочно промаркированного ФармФирмой «Сотекс» как «Милдронат раствор для инъекций 0,5 г 5 мл». В целом по стране тогда не обошлось без трагических последствий, но, например, в Московской области никто из пациентов не пострадал, в том числе, благодаря практически мгновенному оповещению всех медицинских работников средствами Единой региональной информационной системы лекарственного обеспечения жителей Подмосковья.




В формате статьи невозможно описать или даже просто перечислить все функциональные характеристики Типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения субъектов РФ, только описание применения этой системы в составе технической документации составляет несколько тысяч страниц. Возможность оперативного централизованного управления товарными ресурсами системы льготного лекарственного обеспечения позволяет руководителям здравоохранения корректировать распределение лекарственных препаратов по аптечным организациям региона, при необходимости, «перебрасывая» товарные излишки в те муниципальные образования региона, где они на данный момент времени оказались наиболее востребованными, и таким образом, добиваться наиболее полного удовлетворения потребности льготных категорий граждан в необходимых им лекарствах. (Такая практика, широко распространенная в регионах, использующих Типовую информационную систему, может быть использована, в рамках известных ограничений бюджетного кодекса, и на Федеральном уровне в целях адаптивной оптимизации использования закупленных для льготных категорий граждан лекарственных препаратов).




Использование данных актуальной версии Государственного регистра лекарственных средств при проведении закупок и торгов позволит минимизировать риски появления недобросовестных поставщиков фальсифицированных партий лекарственных препаратов, а использование информации Федеральной таможенной службы и отечественных производителей дает возможность отследить и проконтролировать все изменения цен на лекарства от цены на таможне (или – цены производителя) до реализации в розничных аптечных организациях. Реализованная в типовой информационной системе компонента централизованного формирования всех отчетных и финансово-расчетных документов с одной стороны, позволяет избежать каких-либо технических ошибок и, как следствие, необоснованных задержек платежей, а с другой – исключает возможность приписок и каких-либо искажений отчетности, благодаря системе взаимного контроля всех субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне. Наконец, наличие детальных и актуальных сведений о товарных остатках в аптечных организациях и на региональных складах, обеспечивает врачам реальную возможность назначения лекарственных препаратов и направления пациентов в те аптеки, где эти рецепты обязательно будут обеспечены необходимыми лекарствами.




В целом, отличительной чертой Типовой информационной системы является создание в каждом регионе страны, (а при масштабном внедрении Типовой ИС ЛЛО – и на федеральном уровне) полной информационной прозрачности системы льготного лекарственного обеспечения для должностных лиц всех учреждений и организаций, участвующих в процессе, вплоть до Руководителей субъекта Российской Федерации, отвечающих за вопросы медико-социального обеспечения населения и, как следствие – предоставление лицам, принимающим решения, актуальной информации, позволяющей перейти от практики анализа ситуации «пост-фактум» к реальному оперативному управлению, своевременному выявлению проблемных ситуаций, эффективному контролю деятельности субъектов системы в регионах и муниципальных образованиях и количественно обоснованной выработке управленческих решений. Внедрение Типовой ИС ЛЛО предполагает создание при каждом Руководителе органа управления здравоохранения регионального и федерального уровней своего рода пункта управления системой лекарственного обеспечения, позволяющего не выходя из кабинета получать самую полную, достоверную и актуальную информацию о всех аспектах деятельности субъектов и участников системы и конкретных должностных лиц, включая как подведомственные территориальные и муниципальные органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения, так подрядные фармацевтические и аптечные организации, оперативно и обоснованно принимать и доводить до подчиненных управленческие решения.




Дальнейшее развитие информационных технологий в этой сфере, интеграция этой информационной системы в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) в сфере здравоохранения обеспечит руководителям здравоохранения полное владение ситуацией и абсолютную прозрачность и управляемость системы лекарственного обеспечения, вплоть до получения точной информации о работе каждого врача и лекарственном обеспечении каждого гражданина РФ в реальном режиме времени.


 


Источник: ami-tass.ru