Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

DSM Group: Доля российских компаний в структуре закупок в рамках программы ЛЛО сократилась (1часть)

DSM Group: Доля российских компаний в структуре закупок в рамках программы ЛЛО сократилась (1часть)С января по март 2019 года в рамках программы ЛЛО было
закуплено 44,1 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 58,6 млрд руб.,
что на 38,7% больше в стоимостном выражении, чем за аналогичный период
предыдущего года, и на 1,3% меньше в натуральном эквиваленте.





Таковы данные аудита льготного лекарственного обеспечения
фармацевтического рынка России (ОНЛС, ВЗН и РЛО), проводимого DSM Group.
Аналитические данные отражают факты оплаты и поставки исполненных за I квартал
2019 г. контрактов по программе ЛЛО.





ВЗН





В проекте бюджета программы ВЗН на 2019-2021 гг.
предусмотрено увеличение финансирования по программе высокозатратных нозологий
с учетом расширения данной программы с 2019 года до 12 нозологических форм на
12 млрд рублей (согласно данным Минздрава РФ). Это объясняет существенный
прирост объема закупок лекарственных препаратов в I квартале 2019 г.— на 415,8%
в стоимостном выражении и на 413,3% в натуральном относительно аналогичного
периода прошлого года. Таким образом, емкость рынка ВЗН за первые 3 месяца
текущего года составила 1,4 млн упаковок, или 15,9 млрд руб.





Также аналитики отмечают, что до настоящего времени
регулятором не принят перечень лекарственных препаратов, предназначенных для
обеспечения лиц по новым нозологиям (то есть уже по 12 нозологиям). С 1 января
2019 г. действует лишь перечень лекарственных препаратов, предназначенных для
обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом,
болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и
родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации
органов и (или) тканей (утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018
г. № 2738-р).





DSM Group: Доля российских компаний в структуре закупок в рамках программы ЛЛО сократилась (1часть)





Доля российских компаний в структуре закупок сократилась. За
год удельный вес отечественных препаратов из перечня высокозатратных нозологий
снизился на 24,7% до 17,9% в рублях и на 5,1% до 24,7% в упаковках. Данная
динамика обусловлена более значительным приростом продаж импортных препаратов:
+637,7% в рублях против +116,3% у российских лекарств. Также повлияли и продажи
новых МНН, включенных в программу в 2019 г.





Несмотря на это, аналитики отмечают, что по некоторым МНН
происходит заметное переключение на отечественные средства. Так, например, при
закупках МНН циклоспорин предпочтение было отдано российскому препарату
«Оргаспорин» (производитель «Фармасинтез») вместо зарубежных препаратов
«Панимун» и «Сандиммун». Доля компании «Фармасинтез» в поставках препаратов с
действующим веществом циклоспорин за I квартал 2019 г. составила 44,6% в стоимостном
выражении.




































































































Рейтинг


МНН


Объем закупок,


1 кв. 2019,


млн руб.


Доля,


1 кв. 2019, %


Прирост,


1 кв. 2019 / 1 кв.
2018, %


1


Фактор свертывания
крови VIII


1 942,8


12,2


865,0


2


Леналидомид


1 370,5


8,6


219,9


3


Ритуксимаб


1 262,7


7,9


46,2


4


Октоког альфа


1 192,4


7,5


408,6


5


Интерферон Бета-1a


967,9


6,1


346,4


6


Экулизумаб


924,5


5,8


new


7


Интерферон Бета-1b


912,8


5,7


670,5


8


Фактор свертывания
крови VIII+Фактор Виллебранда


812,0


5,1


692,2


9


Идурсульфаза


744,6


4,7


new


10


Антиингибиторный коагулянтный
комплекс


709,5


4,5


999,9



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Объем закупок вырос за счет импортных препаратов: темп
прироста объема реализации зарубежных средств был более значительным: +637,7% в
рублевом эквиваленте и +451,0% в натуральном. Закупки лекарственных препаратов,
производимых в России, увеличились на 116,3% в рублях и на 325,1% в упаковках.





В целом по программе льготного лекарственного обеспечения по
итогам I квартала 2019 г. доля препаратов отечественного производства в
натуральном выражении составила 61,4% против 64,0% в январе-марте 2018 г.
Зарубежные средства обладают более высокой стоимостью: одна упаковка препарата
импортного производства обошлась государству при закупке в 3 135 руб., в то
время как российские лекарственные средства обошлись при закупке в 6 раз
дешевле – 523 руб. В результате такой разницы в цене импортные компании
опередили отечественные по объему закупок в стоимостном выражении (79,0% против
21,0%).





С января 2019 г. список лекарств, закупаемых по программе
ВЗН, пополнился 6-ю МНН (адалимумаб, галсульфаза, идурсульфаза, ларонидаза,
тоцилизумаб, экулизумаб). За I квартал 2019 г. объем закупок новых МНН составил
около 55,6 тыс. упаковок стоимостью 3,1 млрд руб. При сравнении с закупками
данных наименований в программе ОНЛС годом ранее объем реализации вырос на
512,8% в натуральном выражении и на 580,2% в рублевом эквиваленте.





В январе-марте 2019 г. закупки всех МНН из ТОП-10 выросли
относительно аналогичного периода прошлого года. Наибольший прирост
продемонстрировало МНН антиингибиторный коагулянтный комплекс (+999,9%). В
рейтинг попали два новых МНН экулизумаб (доля 5,8%) и идурсульфаза (4,7%).





ТОП-10 МНН в
программе ВЗН в стоимостном выражении за I квартал 2019 г.





В программе «12 нозологий» на данный момент представлены
препараты от 36 фирм-производителей. В рейтинге корпораций за I квартал 2019 г.
первую строчку заняла иностранная компания Baxter, в портфеле которой 5
брендов. Все фирмы, вошедшие в рейтинг по стоимостному объему закупок, показали
рост. Наиболее заметное увеличение продаж показала компания F.Hoffmann-La Roche
– на 1 488,0% за первые 3 месяца 2019 г. относительно аналогичного периода 2018
г.. Данная корпорация представлена в ВЗН 4 лекарственными средствами – МИБП
«Актемра» и «Мабтера», муколитиком «Пульмозим» и иммунодепрессивным препаратом
«Селлсепт».





ТОП-10 производителей
в программе ВЗН в стоимостном выражении за I квартал 2019 г.






















































































Рейтинг


Производитель


Объем закупок,


1 кв. 2019,


млн руб.


Доля,


1 кв. 2019, %


Прирост,


1 кв. 2019 /


1 кв. 2018, %


1


Baxter


2 474,5


15,5


568,5


2


Octapharma


1 682,1


10,6


859,1


3


Celgene


1 370,5


8,6


219,9


4


Биокад


1 366,7


8,6


65,8


5


Генериум


1 109,8


7,0


533,4


6


F.Hoffmann-La Roche


931,4


5,9


1 488,0


7


Alexion Pharma


924,5


5,8


new


8


CSL Behring


839,4


5,3


1 429,4


9


Takeda


744,6


4,7


new


10


Sanofi-Aventis


705,1


4,4


1 451,3





В I квартале 2019 г. по программе ВЗН были осуществлены
закупки 73 брендов. На ТОП-10 наименований по объему продаж в стоимостном
выражении в программе «12 нозологий» приходится около 52,7%, а на ТОП-20 –
80,0%.





ТОП-10 брендов в
стоимостном выражении в программе ВЗН за I квартал 2019 г.






















































































Рейтинг


Бренд


Объем закупок,


1 кв. 2019,


млн руб.


Доля,


1 кв. 2019, %


Прирост,


1 кв. 2019/


1 кв. 2018, %


1


Ревлимид


1 370,5


8,6


219,9


2


Адвейт


1 192,4


7,5


408,6


3


Октанат


957,2


6,0


1 174,2


4


Солирис


924,5


5,8


new


5


Ацеллбия


760,0


4,8


-3,4


6


Элапраза


744,6


4,7


new


7


Фейба


709,5


4,5


999,9


8


Инфибета


643,6


4,0


667,4


9


Вилате


547,2


3,4


875,4


10


Тизабри


538,5


3,4


601,7





За год в рейтинге произошли существенные перестановки. На
первое место поднялся иммунодепрессивный препарат импортного производителя
Celgene – «Ревлимид», нарастив объем реализации на 219,9%. В ТОП-10 брендов в
январе-марте 2019 г. вошли 2 новых препарата – «Солирис» производства Alexion
Pharma и «Элапраза» от компании Takeda. У всех лекарственных средств (за
исключением моноклональных антител «Ацеллбия» (-3,4%)) выросли закупки.





ТОП-10 брендов в
натуральном выражении в программе ВЗН за I квартал 2019 г.






















































































Рейтинг


Бренд


Объем закупок,


1 кв. 2019,


тыс. упак.


Доля,


1 кв. 2019, %


Прирост,


1 кв. 2019/


1 кв. 2018, %


1


Октанат


154,6


11,4


973,8


2


Адвейт


105,5


7,8


188,5


3


Бериате


92,2


6,8


10 873,5


4


Гемофил


70,8


5,2


4 632,9


5


Реддитукс


68,7


5,1


541,1


6


Пульмозим


66,4


4,9


710,3


7


Такролимус


47,3


3,5


162,8


8


Оргаспорин


47,1


3,5


New


9


Интерферон Бета-1b


45,6


3,4


699,8


10


Ребиф


44,5


3,3


2 287,5



 


ТОП-10 брендов по натуральному объему значительно отличается
от стоимостного рейтинга. Лидером в январе-марте 2019 года стал препарат крови
«Октанат» с долей рынка 11,4%. Кроме того, в рейтинг попал новый бренд:
иммунодепрессивное средство «Оргаспорин» производства отечественной корпорации
«Фармасинтез».





Закупки всех препаратов натурального рейтинга увеличились. Максимальный
прирост продаж в упаковках за первые 3 месяца 2019 г. показали новинки
«Бериате» (+10 873,5%) производства CSL Behring и «Гемофил» (+4 632,9%) от
компании Baxter International.