Если описывать складывающуюся ситуацию на фармрынке одной
фразой, то, наверное, ей станет крылатое «Быть или не быть?». Причем выражение
это применимо как к государственным инициативам, так и к тем процессам, которые
происходят с участниками. Какие-то вопросы решаются с резолюцией «Быть», а
какие-то откладываются в сторону с подписью «Не быть». Но надолго ли?
В 2018 году закрылся вопрос с расширением каналов продажи
лекарственных средств в продуктовом ретейле. Но более остро встал другой –
разрешение онлайн-торговли безрецептурными препаратами. Причем, понятно, что
развитие экономики во всех отраслях движется в сторону e-commerce, но на
традиционные аптеки накладывается большой пул законодательных требований,
которые регламентируют работу аптечного учреждения: от получения специальной
лицензии на свою деятельность до квалификации сотрудников. Как простым «Быть»
не сломать систему, которая выстраивалась годами, и тем самым, наоборот, не
понизить лекарственную доступность?
А вот пилотный проект по маркировке ЛП вышел на следующий
уровень. И уже точно понятно, что обратной дороги нет. Есть федеральный закон,
который регламентирует сроки внедрения и распространения системы на весь рынок.
Остались ряд вопросов — криптокодирование, его стоимость для производителя, но
так или иначе процесс запущен, и максимум, на который можно рассчитывать —
очередной перенос сроков.
Еще одна инициатива так осталась пока пилотным проектом.
Речь в данном случае идёт о лекарственном возмещении. На протяжении нескольких
лет обсуждались возможные схемы его реализации. Но в 2018 году никаких новых
решений принято не было. Регионы сами проводят различные «эксперименты».
Например, в Москве с 1 марта по 31 декабря 2019 года льготные категории граждан
с московской пропиской могут обратиться за получением компенсационной выплаты
на приобретение лекарственного препарата взамен получения бесплатного лекарства
или приобретения лекарств с 50% скидкой, если необходимый препарат отсутствует
по федеральной программе. То есть, опять эксперимент рассчитан на ограниченный
список лиц.
Стоит отметить, что все инициативы, которые получают отметку
«Быть», могут привести к существенным изменениям на рынке. С 2019 года
заработала новая система ценообразования для препаратов, относящихся к ЖНВЛП.
Методика рассчитана на то, что цены на лекарственные средства, входящие в этот
список, должны понизиться. Все ли производители пойдут на этот шаг или просто
решат уйти с рынка?
И такие системообразующие законы принимаются в не совсем
благоприятных экономических условиях для фармрынка. Поэтому его участники ищут
новые способы «выживания».
Объем фармацевтического рынка России в 2018 году достиг
1682 млрд рублей, что на 2,6% выше, чем годом ранее. Объемы продаж
лекарств в натуральном выражении выросли на 1,5%, и составили 6,4 млрд
упаковок.
Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент
лекарств. Динамика розничного рынка продолжила положительную тенденцию
2017 года в упаковках. Прирост рынка в рублях ниже, чем в 2017 году. На это
повлиял, в том числе, и низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, который
не привёл к росту спроса на «сезонные» препараты. В 2018 году на рынке
превалировали две тенденции: снижение доли безрецептурных препаратов; рост
рынка за счет двух ценовых сегментов — «до 50 рублей» и «свыше 500 рублей».
Таким образом, структура потребления меняется в зависимости от доходов
потребителя.
Государственный сегмент в 2018 году в деньгах остался на
уроне 2017 года, а вот в упаковках сократился. Основной причиной является
перераспределение закупленных лекарств в 2017 году на потребности прошлого
года. Также наблюдается продолжающийся рост сегмента льготного лекарственного
обеспечения, финансируемого из регионального бюджета.
Доля лекарств импортного производства в целом на рынке по
итогам 2018 года составила 70,2% в рублях и 39,4% в упаковках. Первые
места в рейтинге производителей сохранили за собой иностранные компании:
Sanofi, Novartis, Bayer. В рейтинге ТОП-20 три отечественных производителя:
«Отисифарм», «Фармстандарт» и впервые в него попал «Биокад».
Консолидация на аптечном рынке принимает всё новые формы:
появились партнерские союзы со «средними» и крупными (более 1000 точек) сетями,
организовываются объединения для единичных аптек, и это помимо уже сложившихся
компаний. Доля ТОП-20 игроков составила 58%. Наилучших результатов в
объединении аптек и аптечных сетей добилась «АСНА», заняв 13,2%. Среди
«традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная сеть «Ригла» — 5,6%.
На третью строчку поднялась компания ГК «Эркафарм» с долей 5,3%. ТОП-5
маркетинговых ассоциаций занимают 12,5% рынка.
В 2018 году дистрибьюторы изменили взаимоотношения с
аптечными сетями в сторону ужесточения процесса отгрузки товара. Они стали
требовать дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек
(страхование или банковские гарантии). Изменения в принципах работы
дистрибьюторов сказались на результатах и динамике лидеров. ТОП-10 компаний
заняли порядка 72%. В 2018 году первое место сохранил дистрибьютор «Протек»,
заняв 16%. Второе место у дистрибьютора «Катрен» с долей 15,5%. Эти две
компании показали отрицательную динамику по обороту относительно 2017 года.
ТОП-3 в 2018 году замыкает дистрибьютор «Пульс» с долей 14,6%.
Годовой отчет
2018
Источник: dsm.ru
|