«Если описывать складывающуюся ситуацию на фармрынке одной
фразой, то, наверное, ей станет крылатое «Быть или не быть?». Причем выражение
это применимо как к государственным инициативам, так и к тем процессам, которые
происходят с участниками. Какие-то вопросы решаются с резолюцией «Быть», а
какие-то откладываются в сторону с подписью «Не быть». Но надолго ли?», —
именно такими словами начинается аналитический
отчет по итогам 2018 года на фармрынке компании DSM Group, опубликованный
14 мая.
Согласно опубликованному документу, в 2018 году закрылся
вопрос с расширением каналов продажи лекарственных средств в продуктовом
ретейле. Но более остро встал другой — разрешение онлайн-торговли
безрецептурными препаратами. Причем понятно, что развитие экономики во всех
отраслях движется в сторону e-commerce, но на традиционные аптеки накладывается
большой пул законодательных требований, которые регламентируют работу аптечного
учреждения: от получения специальной лицензии на свою деятельность до
квалификации сотрудников. Как простым «Быть» не сломать систему, которая
выстраивалась годами, и тем самым, наоборот, не понизить лекарственную
доступность?
А вот пилотный проект по маркировке ЛП вышел на следующий
уровень. И уже точно понятно, что обратной дороги нет. Есть федеральный закон,
который регламентирует сроки внедрения и распространения системы на весь рынок.
Остались ряд вопросов (криптокодирование, его стоимость для производителя, но
так или иначе процесс запущен, и максимум, на который можно рассчитывать —
очередной перенос сроков.
Еще одна инициатива так и осталась покапилотным
проектом. Речь в данном случае идёт о лекарственном возмещении. На протяжении
нескольких лет обсуждались возможные схемы его реализации. Но в 2018 году
никаких новых решений принято не было. Регионы сами проводят различные
«эксперименты». Например, в Москве с 1 марта по 31 декабря 2019 года льготные
категории граждан с московской пропиской могут обратиться за получением
компенсационной выплаты на приобретение лекарственного препарата взамен
получения бесплатного лекарства или приобретения лекарств с 50% скидкой, если
необходимый препарат отсутствует по федеральной программе. То есть, опять
эксперимент рассчитан на ограниченный список лиц.
Стоит отметить, что все инициативы, которые получают отметку
«Быть», могут привести к существенным изменениям на рынке. С 2019 года
заработала новая система ценообразования для препаратов, относящихся к ЖНВЛП.
Методика рассчитана на то, что цены на лекарственные средства, входящие в этот
список, должны понизиться. Все ли производители пойдут на этот шаг или просто
решат уйти с рынка?
И такие системообразующие законы принимаются в не совсем
благоприятных экономических условиях для фармрынка. Поэтому его участники ищут
новые способы «выживания».
Объем фармацевтического рынка России в 2018 году
достиг1 682 млрд рублей, чтона 2,6% выше, чем годом ранее. Объемы
продаж лекарств в натуральном выражении вырослина 1,5%, и
составили6,4 млрд упаковок.
Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент
лекарств. Динамика розничного рынка продолжила положительную тенденцию 2017
года в упаковках. Прирост рынка в рублях ниже, чем в 2017 году. На это повлиял,
в том числе, и низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, который не привёл
к росту спроса на «сезонные» препараты. В 2018 году на рынке превалировали две
тенденции: снижение доли безрецептурных препаратов и рост рынка за счет двух
ценовых сегментов — «до 50 рублей» и «свыше 500 рублей». Таким образом,
структура потребления меняется в зависимости от доходов потребителя.
Государственный сегмент в 2018 году в деньгах остался на
уровне 2017 года, а вот в упаковках сократился. Основной причиной является
перераспределение закупленных лекарств в 2017 году на потребности прошлого
года. Также наблюдается продолжающийся рост сегмента льготного лекарственного
обеспечения, финансируемого из регионального бюджета.
Доля лекарств импортного производства в целом на рынке по
итогам 2018 года составила 70,2% в рублях и 39,4% в упаковках. Первые места в
рейтинге производителей сохранили за собой иностранные компании:Sanofi,
Novartis, Bayer. В рейтинге топ-20 три отечественных
производителя:«Отисифарм», «Фармстандарт»и (впервые в него
попал)«Биокад».
Консолидация на аптечном рынке принимает всё новые формы:
появились партнерские союзы со «средними» и крупными (более 1000 точек) сетями,
организовываются объединения для единичных аптек, и это помимо уже сложившихся
компаний. Доля топ-20 игроков составила 58%. Наилучших результатов в
объединении аптек и аптечных сетей добилась«АСНА», заняв 13,2%. Среди
«традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная
сеть«Ригла»— 5,6%. На третью строчку поднялась компанияГК
«Эркафарм»с долей 5,3%. Топ-5 маркетинговых ассоциаций занимают 12,5%
рынка.
В 2018 году дистрибьюторы изменили взаимоотношения с
аптечными сетями в сторону ужесточения процесса отгрузки товара. Они стали
требовать дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек
(страхование или банковские гарантии). Изменения в принципах работы
дистрибьюторов сказались на результатах и динамике лидеров. Топ-10 компаний
заняли порядка 72%. В 2018 году первое место сохранил
дистрибьютор«Протек», заняв 16%. Второе место у
дистрибьютора«Катрен»с долей 15,5%. Эти две компании показали отрицательную
динамику по обороту относительно 2017 года. Топ-3 в 2018 году замыкает
дистрибьютор«Пульс»с долей 14,6%.
Источник: gmpnews.ru |