Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

Фармацевтический рынок 2018: сложные итоги


Фармацевтический рынок 2018: сложные итогиВ феврале 2019 г. состоялось очередное заседание РАФМ,
посвященное подведению итогов прошедшего 2018 г. Открывая мероприятие, Николай
Демидов, генеральный директор IQVIA, остановился на ключевых вызовах для
участников рынка в 2018/2019 гг. Среди них – длительный тренд сокращения темпов
роста рынка, снижение спроса на ОТС-препараты, кризис доверия между
фармацевтическими компаниями и аптечными сетями, онлайн-продажи как угроза
аптечному ретейлу, обновленное регулирование цен на ЖНВЛП и сложности
функционирования сектора госзакупок.




Динамика фармацевтического рынка за последние годы существенно замедлилась. По
данным компании DSM Group в 2018 г. его объем установился на уровне 1 663 млрд
руб. (+1,8% к 2017 г.). В натуральном выражении прирост к 2017 г. составил
+2,4%, достигнув объема в 6 399 млн упаковок. Согласно данным IQVIA, рынок
вырос на 4% в стоимостном выражении, но сократился на 3% в упаковках (1 116
млрд руб. или 5,2 млрд упаковок). Самыми оптимистичными оказались итоги 2018 г.
с точки зрения AlphaRM, которые представила генеральный директор компании Анна
Ермолаева: рынок вырос на +7% в рублях и на +6% в упаковках, а его объем достиг
1 256 млрд руб. в ценах конечного потребления или 5,60 млрд упаковок.




В качестве ключевого драйвера роста рынка выступил розничный сегмент, доля
которого в 2018 г. достигла максимального значения за последние годы (69,7% в
руб., 82% в упаковках по данным DSM Group). По словам Сергея Шуляка,
генерального директора аналитической компании DSM Group, данный тренд свидетельствует
о том, что в 2018 г. государство ослабило свои позиции в ключе финансирования и
основные расходы на лекарства в несколько большей степени легли на плечи
населения.




Олег Фельдман, управляющий директор Ipsos Healthcare, подробно остановился на
моделях поведения провизоров-фармацевтов, посетителей аптек, а также на
ключевых каналах коммуникаций фармацевтических компаний с целевыми аудиториями.
В качестве одного из интересных трендов эксперт отметил рост доли Digital
(email, SMS-рассылки, онлайн мероприятия, удаленные визиты) в объеме контактов
с врачами, который в 2018 г. впервые превзошел оффлайн активность (личные
контакты, мероприятия оффлайн и проч.). Доля этого канала в структуре
продвижения среди провизоров существенно ниже, чем среди врачей. Однако
провизоры более активно, чем врачи, прибегают к интернету в качестве источника
информации, для которых за последние 3 года этот канал стал основным.




Участники сошлись во мнении, что сложная ситуация в экономике в целом оказывает
существенное влияние на развитие фармацевтического рынка. Однако прогноз продаж
сохраняет положительную динамику как на 2019 г., так и в долгосрочной
перспективе. Согласно данным компании IQVIA, в период с 2019 по 2022 г.
ожидается рост рынка на 8,4% в руб. По данным компании DSM Group в 2019 г.
объем фармацевтического рынка увеличится на 4% в стоимостном выражении,
достигнув 1 736 млрд руб. Прогноз компании AlphaRM предполагает рост рынка в
2019 г на величину от +3% до +8% в руб. При этом его объем составит от 1 280 до
1 340 млрд руб.




Источник: remedium.ru