По данным DSM Group , за 2017 год через аптечную сеть было
реализовано 5065,8 млн. упаковок лекарств на сумму 940,7 млрд рублей в
розничных ценах. Это на 6,5% выше, чем в 2016 году в стоимостном выражении и на
3,5% выше в натуральном выражении.
Положительная динамика в упаковках в 2017 году
свидетельствует об улучшении покупательской способности населения и о снижении
влияния финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок.
«В 2016 году фармацевтический рынок начал расти в августе,
из-за раннего начала сезона простудных и вирусных заболеваний. Высокие темпы
роста сохранялись и в первом полугодии 2017 года. Но начиная с августа прирост
аптечного рынка ЛП заметно снизился. «Виновником» такой динамики стали теплая
погода осенью и зимой, низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, которые не
привели к росту спроса на «сезонные» препараты. В упаковках же рынок показал
даже отрицательные значения. Таким образом, годовой прирост рынка определился
опять в 4 квартале – в 2017 году «4 квартал» сыграл на понижение, в результате
прогнозные значения в 9% не были достигнуты», — отмечает эксперт
фармацевтического рынка, генеральный директор DSM GroupСергей Шуляк.
Несмотря на рост рынка в упаковках, ценовой фактор также
внес свой вклад в рост аптечного рынка. В большей мере это было связано с
изменением структуры продаж в пользу более дорогих лекарственных средств.
Инфляция на лекарства в 2017 году оказалась практически нулевая – по итогам
декабря 2017 года цены выросли только на 0,3% относительно декабря 2016 года.
Низкий рост цен и раньше наблюдался, но на препараты списка ЖНВЛП. В 2017 году
такие препараты выросли на 0,06%. В отчетном году низкая инфляция были и на
остальные лекарственные позиции, продающиеся в аптеках – 0,4%.
Низкий рост цен на препараты отмечается во всех подгруппах:
импортные увеличились в цене на 0,6%, российские лекарства упали на 0,5%.
Рецептурные препараты в среднем потребителю стали обходиться на 0,1% дороже,
безрецептурные – на 0,4%.
До 2017 года основной рост цен наблюдался на препараты
дешевого сегмента (до 50 рублей). 2017 стал исключением по этому показателю:
препараты данной ценовой категории потеряли 3,4% в среднем в цене, тогда как
лекарства, относящиеся к «дорогому» сегменту (от 500 руб. и выше) стали стоить
на 0,2% больше. Основное «подорожание» коснулось сегмента от 150 до 500 рублей
– 1,2%.
В 2017 году продолжился переход потребителя на более дорогие
лекарственные средства. Сильнее всего вырос ценовой сегмент «свыше 500 рублей»
— на 12% в рублях и на 13% в упаковках. За счёт такого прироста доля
данного сегмента увеличилась практически на 2% в деньгах. Несмотря на высокую
выручку препаратов с ценой выше 150 рублей, у потребителя остается популярным
сегмент с ценой до 50 рублей – в упаковках доля таких лекарственных препаратов
занимает около 40%. При этом сохраняется тенденция уменьшения — доля препаратов
«низкого» ценового сегмента снизилась на 0,7% в упаковках и на 0,4% в
стоимостном.
Соотношение импортных и отечественных продаж лекарственных
препаратов:в 2017 году доля отечественных препаратов составила 28,5% в
стоимостном выражении и 58,7% в натуральном. При этом заметим, что реализация
отечественных препаратов в рублях выросла на 7,4%, тогда как объём продаж
импортных препаратов на 6,1%. За счет этого доля российских препаратов в
структуре аптечных продаж увеличилась, причем рост доли происходит как в
стоимостном объеме, так и в натуральном выражении.
Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в
розничных ценах за 2017 год составила 90 руб., что приблизительно в 3,6 раз
ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость средства
зарубежного производства в ценах закупки аптек составила порядка 321 рублей).
Соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и
безрецептурного отпуска:в 2017 году доля безрецептурных препаратов
составила 50,4% в стоимостном выражении и 67,6% в натуральном. RX-препараты
росли быстрее в денежном выражении (+7,7%), тогда как безрецептурные к 2016
году выросли на 5,3%. В упаковках разница приростах почти в два раза (5,4% для
рецептурных против 2,6% для ОТС-препаратов). В результате доля безрецептурных
препаратов сократилась на 0,6%.
За счет большего прироста как в денежном, так и в
натуральном выражении, доля рецептурных препаратов выросла. В упаковках доля
увеличилась также на 0,6%.
Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата была на
уровне 283 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в
среднем 139 руб. Колебания в цене по сравнению с 2016 годом были в пределах 2%
Соотношение продаж оригинальных и генерических лекарственных
препаратов:в 2017 году доля оригинальных препаратов составила 34,6% в
стоимостном выражении и 13,8% в натуральном. При этом относительно 2016 года
доля продолжает сокращаться по обоим показателям. Генерические препараты в
целом выросли в стоимостном объеме на 8,3%, в упаковках на 4,1%, тогда как темп
прироста оригинальных препаратов составил только 3,2%, а в натуральном
выражении остался на уровне 2016 года.
Таким образом, потребитель переключается на генерические
препараты, чаще на брендированные генерики. Так, в упаковках брендированные
генерики выросли на 6,9%, а препараты, продающиеся по МНН, только на 0,7%.
Средняя стоимость упаковки оригинального препарата составила
646 руб. (+3,5% к показателю 2016 года), генерик закупался в среднем по 141
руб. (+4%).
ТОП-20 брендов,
лидирующих по объёму продаж на коммерческом рынке России
Совокупно ТОП-20 брендов занимают 10,9% рынка. В рейтинге
брендов, лидирующих по объему на коммерческом рынке, можно отметить ряд
существенных изменений. Полностью изменился ТОП-3. На первое место вышел
«Нурофен», обогнав «Кагоцел». Третье место, поднявшись на 5 строчек вверх,
занял «Детралекс».
Один из лидеров прошлых периодов «Ингавирин» по итогам
продаж 2017 года оказался только на 7 месте, продемонстрировав максимальное
снижение (-10%).
Из существенных положительных изменений можно отметить +9
мест и вхождение в ТОП-20 препарата «Канефрон», +6 мест «Ксарелто», +5
мест «Детралекс». Покинул рейтинг только препарат «Дюфастон» (27 строчка).
Рейтинг2017 г. |
Изменение |
Бренд |
Стоимостный объем, млрд руб. |
Прирост стоимостного объема |
Доля |
2017 г. |
1 |
2 |
НУРОФЕН |
7,1 |
14,9% |
0,8% |
2 |
-1 |
КАГОЦЕЛ |
6,2 |
-9,3% |
0,7% |
3 |
5 |
ДЕТРАЛЕКС |
6,1 |
21,9% |
0,7% |
4 |
1 |
КОНКОР |
6,1 |
6,2% |
0,6% |
5 |
2 |
КАРДИОМАГНИЛ |
6,0 |
13,7% |
0,6% |
6 |
-2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
5,9 |
-0,8% |
0,6% |
7 |
-5 |
ИНГАВИРИН |
5,7 |
-10,0% |
0,6% |
8 |
-2 |
АКТОВЕГИН |
5,7 |
4,5% |
0,6% |
9 |
1 |
МИРАМИСТИН |
5,6 |
23,0% |
0,6% |
10 |
1 |
МЕКСИДОЛ |
5,3 |
19,3% |
0,6% |
11 |
-2 |
ТЕРАФЛЮ |
5,1 |
5,6% |
0,5% |
12 |
1 |
ПЕНТАЛГИН |
5,1 |
16,5% |
0,5% |
13 |
6 |
КСАРЕЛТО |
4,8 |
43,5% |
0,5% |
14 |
-2 |
ЛОЗАП |
4,5 |
1,4% |
0,5% |
15 |
-1 |
НАЙЗ |
4,3 |
2,8% |
0,5% |
16 |
— |
ЛИНЕКС |
4,2 |
10,0% |
0,4% |
17 |
— |
ВОЛЬТАРЕН |
4,1 |
16,8% |
0,4% |
18 |
— |
ЛОРИСТА |
3,8 |
13,9% |
0,4% |
19 |
-4 |
ЭРГОФЕРОН |
3,8 |
-8,9% |
0,4% |
20 |
9 |
КАНЕФРОН |
3,7 |
17,6% |
0,4% |
В натуральном выражении продолжают лидировать «традиционные»
дешевые препараты «Бактерицидный пластырь», «Цитрамон» и «Уголь
активированный». Шесть препаратов, входящих в ТОП-20 по упаковкам, показали
отрицательную динамику, причем большая часть из них относится к успокаивающим:
«Валериана», «Корвалол», «Пустрыник». Наибольшие темпы роста демонстрируют
«Хлоргексидин, «Омепразол» и «Феррогематоген». Отметим, что ТОП-20 брендов по
натуральному выражению занимают около 21% аптечных продаж, то есть концентрация
выше, чем в стоимостном объеме.
gmpnews
|