Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

DSM Group: в 2016 году для российских больниц было закуплено лекарств на сумму 221,9 млрд рублей

DSM Group: в 2016 году для российских больниц было закуплено лекарств на сумму 221,9 млрд рублейПо данным госпитального аудита фармацевтического рынка
России, проводимого DSM Group, для больниц России в 2016 году было закуплено
882,2 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 221,9 млрд рублей.





«Если сравнивать данные показатели с объемом закупок в 2015
году, то можно говорить о стагнации на рынке: в то время как стоимостной показатель
практически не изменился (в 2015 году государство также потратило на
приобретение лекарственных препаратов для ЛПУ 221,9 млрд рублей), объем закупок
в упаковках значительно снизился (падение составило 13,6%)», — отмечает
генеральный директор DSM GroupСергей Шуляк.





Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении
всего 2016 года, – увеличение в структуре закупок лекарств доли генериков. В
стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в
структуре закупок с 39% в 2015 году до 37,5% в 2016 году. При этом в упаковках
на оригинальные препараты приходится всего 4,6% от всех закупаемых
лекарственных препаратов.





Препараты отечественного производства в натуральном
выражении традиционно занимают подавляющую долю в сегменте госпитальных
закупок. Однако в 2016 году наблюдалось снижение данного показателя: в 2015
году доля российских лекарств составляла 75,5%, а в 2016 почти на 3% меньше –
72,8%. В стоимостном объеме закупок отечественные производители, наоборот,
увеличили свою долю на 3,2%, в результате чего она составила 33,5%. Существенно
выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Петровакс»
(в 9,5 раза), «Биокад» (в 2,7 раза), «Фармасинтез» (Иркутск) (в 1,7 раза)
(приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в
стоимостном выражении).





Однако рейтинг компаний-производителей в стоимостном
выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются
«Фармасинтез» (Иркутск) и «Биокад», которые по итогам закупок 2016 года заняли
5 и 9 строчки соответственно.





ТОР-10 производителей за 2016 год в госпитальных закупках в
стоимостном выражении

































































































Рейтинг


Изменение
рейтинга


Фирма-производитель


Объем
закупок, млн. руб., 2016 г.


Доля,
2016 г.,%


Прирост
2016/2015, %


1


+1


ABBOTT


10
840,9


4,89


7,9


2


-1


PFIZER


10
781,7


4,86


-6,8


3


+1


F.HOFFMANN-LA
ROCHE


7
162,8


3,23


-17,4


4


-1


SANOFI


7
040,8


3,17


-21,2


5


+9


ФАРМАСИНТЕЗ
(ИРКУТСК)


6
982,0


3,15


66,0


6


-1


JOHNSON
& JOHNSON


6
829,1


3,08


-8,0


7


-1


Merck
& Co. Inc


6
479,4


2,92


-2,3


8


+1


NOVARTIS


6
239,0


2,81


8,3


9


+14


БИОКАД


5
962,7


2,69


172,4


10


-3


BAYER


5
569,8


2,51


-8,1


Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного
препарата составила 252 рубля (против 217 рублей в 2015 году). Это говорит о
значительном изменении структуры закупок в пользу более дорогих препаратов, что
видно даже из рейтинга ТОП-10 брендов: одно из максимальных падений
демонстрирует «дешевый» Натрия хлорид. Импортные препараты закупались в среднем
по 618 рублей (падение -0,4%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за
2016 года средневзвешенная цена была на уровне 116 рублей (это на 32,8% выше,
чем в аналогичном периоде 2015 года).





В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп
первого уровня за 2016 год, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему
является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».





Рейтинг АТС за 2016 год









































































































































Рейтинг


Изменение
рейтинга


АТС


Объем
закупок, млн. руб., 2016 г.


Доля,
2016 г.,%


Прирост,
2016/2015, %


1


0


[J]:
Противомикробные препараты для системного использования


78
704,64


35,47


0,84


2


1


[L]:
Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы


39
417,15


17,77


14,92


3


-1


[B]:
Препараты, влияющие на кроветворение и кровь


31
950,76


14,40


-8,05


4


0


[N]:
Препараты для лечения заболеваний нервной системы


19
507,19


8,79


-2,88


5


0


[A]:
Пищеварительный тракт и обмен веществ


13
467,20


6,07


-10,94


6


0


[V]:
Прочие препараты


9
870,33


4,45


1,99


7


0


[C]:
Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы


6
779,97


3,06


-12,13


8


0


[R]:
Препараты для лечения заболеваний респираторной системы


5
794,38


2,61


-2,84


9


0


[M]:
Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы


4
531,49


2,04


-2,46


10


0


[G]:
Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны


2
934,02


1,32


-7,59


11


0


[H]:
Гормональные препараты для системного использования (исключая половые
гормоны)


2
579,50


1,16


-4,28


12


1


[S]:
Препараты для лечения заболеваний органов чувств


2
402,50


1,08


12,32


13


-1


[D]:
Препараты для лечения заболеваний кожи


2
050,61


0,92


-10,33


14


0


Без
АТС


1
844,66


0,83


50,92


15


0


[P]:
Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты


42,42


0,02


-10,70


Наиболее успешной группой по показателю темпа прироста
объема продаж стала [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»
(+14,9%), что позволило группе переместиться на вторую строчку. Максимальные
потери были отмечены у группы [C]: «Препараты для лечения заболеваний
сердечно-сосудистой системы» (-12,1%).





В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа
первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей
рынка 15,6%: за 2016 год было закуплено 297,0 млн упаковок лекарственных
средств. Аналитики отмечают, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается
снижение объемов закупок. Наибольшее падение было отмечено у группы [S]:
«Препараты для лечения заболеваний органов чувств»: — 25,8%.





На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему
закупок в 2016 году вырвался бренд «Калетра» (Abbvie), который занял 3,2%
рынка.





ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в
стоимостном выражении

































































































Рейтинг


Изменение
рейтинга


Бренд


Объем
закупок, млн. руб., 2016 г.


Доля,
2016 г.,%


Прирост,
2016/2015, %


1


2


КАЛЕТРА


7
011,68


3,16


14,11


2


-1


ПРЕВЕНАР


6
748,78


3,04


-12,46


3


-1


НАТРИЯ
ХЛОРИД


6
043,55


2,72


-16,37


4


3


ВАКЦИНА


3
315,07


1,49


46,19


5


-1


ГЕРЦЕПТИН


2
726,79


1,23


-10,69


6


-1


РЕАТАЗ


2
459,65


1,11


-1,55


7


2


ИСЕНТРЕСС


2
398,75


1,08


10,08


8


51


СОВИГРИПП


2
094,89


0,94


250,29


9


2


КУРОСУРФ


1
938,53


0,87


-2,88%


10


37


КЕМЕРУВИР


1
703,89


0,77


150,38


«Лидером 2015 года был бренд «Превенар», который из-за
значительного падения объема продаж (-12,5%), опустился на одну строчку вниз.
При этом в упаковках наблюдается рост объема продаж на 3,7%. Такая разница в
динамике стоимостного и натурального объемов объясняется снижением закупочной
цены на 15,6%. Доля рынка данного бренда в 2016 году составила 3% в стоимостном
выражении.





По сравнению с 2015 годом объем затраченных средств в
денежном выражении на препарат «Натрия Хлорид» упал на 16,4%, что является
самым существенным падением объема закупок среди ТОП-10 препаратов.
Максимальный же прирост показал «Совигрипп»: +250,3%, что дало возможность
бренду подняться на 51 позицию вверх», — отмечаетСергей Шуляк.





ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в
натуральном выражении

































































































Рейтинг


Изменение
рейтинга


Бренд


Объем
закупок, млн. упак., 2016 г.


Доля,
2016 г.%


Прирост,
2016/2015, %


1


0


НАТРИЯ
ХЛОРИД


190,17


21,56


-16,43


2


0


ГЛЮКОЗА


39,37


4,46


-16,92


3


0


ЦЕФТРИАКСОН


38,92


4,41


-6,26


4


2


ЭТИЛОВЫЙ
СПИРТ


21,61


2,45


6,69


5


0


ЦЕФАЗОЛИН


19,46


2,21


-23,68


6


-2


ЦЕФОТАКСИМ


16,55


1,88


-56,15


7


2


ВАКЦИНА


15,44


1,75


33,84


8


-1


МЕТРОНИДАЗОЛ


15,35


1,74


-15,28


9


New


НАТРИЯ
ХЛОРИД БРАУН


14,54


1,65


New


10


0


ЦИПРОФЛОКСАЦИН


9,26


1,05


-17,94


Рейтинг брендов по натуральным объемам закупок значительно
отличается от ТОП-10 брендов по стоимостным объемам. Здесь, по традиции
лидирует бренд «Натрия хлорид», который оставил далеко позади все остальные
бренды, заняв более 21% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд
«Глюкоза», который производят порядка 38 заводов. «Мосфарм», «Медполимер» и
«Гематек» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На
третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 4,4%.





Максимальный рост принадлежит противомикробному препарату
для системного использования «Вакцина»: в 2016 году ЛПУ закупили на 33,8%
больше упаковок, чем в прошлом году. При этом наблюдается существенное
сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим»
(-56%), «Цефазолин» (-24%).





Источник: «Фармацевтический
вестник»