По данным госпитального аудита фармацевтического рынка
России, проводимого DSM Group, для больниц России в 2016 году было закуплено
882,2 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму 221,9 млрд рублей.
«Если сравнивать данные показатели с объемом закупок в 2015
году, то можно говорить о стагнации на рынке: в то время как стоимостной показатель
практически не изменился (в 2015 году государство также потратило на
приобретение лекарственных препаратов для ЛПУ 221,9 млрд рублей), объем закупок
в упаковках значительно снизился (падение составило 13,6%)», — отмечает
генеральный директор DSM GroupСергей Шуляк.
Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении
всего 2016 года, – увеличение в структуре закупок лекарств доли генериков. В
стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в
структуре закупок с 39% в 2015 году до 37,5% в 2016 году. При этом в упаковках
на оригинальные препараты приходится всего 4,6% от всех закупаемых
лекарственных препаратов.
Препараты отечественного производства в натуральном
выражении традиционно занимают подавляющую долю в сегменте госпитальных
закупок. Однако в 2016 году наблюдалось снижение данного показателя: в 2015
году доля российских лекарств составляла 75,5%, а в 2016 почти на 3% меньше –
72,8%. В стоимостном объеме закупок отечественные производители, наоборот,
увеличили свою долю на 3,2%, в результате чего она составила 33,5%. Существенно
выросли закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Петровакс»
(в 9,5 раза), «Биокад» (в 2,7 раза), «Фармасинтез» (Иркутск) (в 1,7 раза)
(приведены компании из ТОП-20 по объему, показавшие максимальный прирост в
стоимостном выражении).
Однако рейтинг компаний-производителей в стоимостном
выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются
«Фармасинтез» (Иркутск) и «Биокад», которые по итогам закупок 2016 года заняли
5 и 9 строчки соответственно.
ТОР-10 производителей за 2016 год в госпитальных закупках в
стоимостном выражении
Рейтинг |
Изменение
рейтинга |
Фирма-производитель |
Объем
закупок, млн. руб., 2016 г. |
Доля,
2016 г.,% |
Прирост
2016/2015, % |
1 |
+1 |
ABBOTT |
10
840,9 |
4,89 |
7,9 |
2 |
-1 |
PFIZER |
10
781,7 |
4,86 |
-6,8 |
3 |
+1 |
F.HOFFMANN-LA
ROCHE |
7
162,8 |
3,23 |
-17,4 |
4 |
-1 |
SANOFI |
7
040,8 |
3,17 |
-21,2 |
5 |
+9 |
ФАРМАСИНТЕЗ
(ИРКУТСК) |
6
982,0 |
3,15 |
66,0 |
6 |
-1 |
JOHNSON
& JOHNSON |
6
829,1 |
3,08 |
-8,0 |
7 |
-1 |
Merck
& Co. Inc |
6
479,4 |
2,92 |
-2,3 |
8 |
+1 |
NOVARTIS |
6
239,0 |
2,81 |
8,3 |
9 |
+14 |
БИОКАД |
5
962,7 |
2,69 |
172,4 |
10 |
-3 |
BAYER |
5
569,8 |
2,51 |
-8,1 |
Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного
препарата составила 252 рубля (против 217 рублей в 2015 году). Это говорит о
значительном изменении структуры закупок в пользу более дорогих препаратов, что
видно даже из рейтинга ТОП-10 брендов: одно из максимальных падений
демонстрирует «дешевый» Натрия хлорид. Импортные препараты закупались в среднем
по 618 рублей (падение -0,4%), отечественные лекарства на порядок дешевле – за
2016 года средневзвешенная цена была на уровне 116 рублей (это на 32,8% выше,
чем в аналогичном периоде 2015 года).
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп
первого уровня за 2016 год, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему
является группа [J]: «Противомикробные препараты для системного использования».
Рейтинг АТС за 2016 год
Рейтинг |
Изменение
рейтинга |
АТС |
Объем
закупок, млн. руб., 2016 г. |
Доля,
2016 г.,% |
Прирост,
2016/2015, % |
1 |
0 |
[J]:
Противомикробные препараты для системного использования |
78
704,64 |
35,47 |
0,84 |
2 |
1 |
[L]:
Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы |
39
417,15 |
17,77 |
14,92 |
3 |
-1 |
[B]:
Препараты, влияющие на кроветворение и кровь |
31
950,76 |
14,40 |
-8,05 |
4 |
0 |
[N]:
Препараты для лечения заболеваний нервной системы |
19
507,19 |
8,79 |
-2,88 |
5 |
0 |
[A]:
Пищеварительный тракт и обмен веществ |
13
467,20 |
6,07 |
-10,94 |
6 |
0 |
[V]:
Прочие препараты |
9
870,33 |
4,45 |
1,99 |
7 |
0 |
[C]:
Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы |
6
779,97 |
3,06 |
-12,13 |
8 |
0 |
[R]:
Препараты для лечения заболеваний респираторной системы |
5
794,38 |
2,61 |
-2,84 |
9 |
0 |
[M]:
Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы |
4
531,49 |
2,04 |
-2,46 |
10 |
0 |
[G]:
Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны |
2
934,02 |
1,32 |
-7,59 |
11 |
0 |
[H]:
Гормональные препараты для системного использования (исключая половые
гормоны) |
2
579,50 |
1,16 |
-4,28 |
12 |
1 |
[S]:
Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
2
402,50 |
1,08 |
12,32 |
13 |
-1 |
[D]:
Препараты для лечения заболеваний кожи |
2
050,61 |
0,92 |
-10,33 |
14 |
0 |
Без
АТС |
1
844,66 |
0,83 |
50,92 |
15 |
0 |
[P]:
Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты |
42,42 |
0,02 |
-10,70 |
Наиболее успешной группой по показателю темпа прироста
объема продаж стала [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы»
(+14,9%), что позволило группе переместиться на вторую строчку. Максимальные
потери были отмечены у группы [C]: «Препараты для лечения заболеваний
сердечно-сосудистой системы» (-12,1%).
В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа
первого уровня [В]: «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» с долей
рынка 15,6%: за 2016 год было закуплено 297,0 млн упаковок лекарственных
средств. Аналитики отмечают, что в упаковках по всем группам АТС наблюдается
снижение объемов закупок. Наибольшее падение было отмечено у группы [S]:
«Препараты для лечения заболеваний органов чувств»: — 25,8%.
На первое место в рейтинге брендов по стоимостному объему
закупок в 2016 году вырвался бренд «Калетра» (Abbvie), который занял 3,2%
рынка.
ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в
стоимостном выражении
Рейтинг |
Изменение
рейтинга |
Бренд |
Объем
закупок, млн. руб., 2016 г. |
Доля,
2016 г.,% |
Прирост,
2016/2015, % |
1 |
2 |
КАЛЕТРА |
7
011,68 |
3,16 |
14,11 |
2 |
-1 |
ПРЕВЕНАР |
6
748,78 |
3,04 |
-12,46 |
3 |
-1 |
НАТРИЯ
ХЛОРИД |
6
043,55 |
2,72 |
-16,37 |
4 |
3 |
ВАКЦИНА |
3
315,07 |
1,49 |
46,19 |
5 |
-1 |
ГЕРЦЕПТИН |
2
726,79 |
1,23 |
-10,69 |
6 |
-1 |
РЕАТАЗ |
2
459,65 |
1,11 |
-1,55 |
7 |
2 |
ИСЕНТРЕСС |
2
398,75 |
1,08 |
10,08 |
8 |
51 |
СОВИГРИПП |
2
094,89 |
0,94 |
250,29 |
9 |
2 |
КУРОСУРФ |
1
938,53 |
0,87 |
-2,88% |
10 |
37 |
КЕМЕРУВИР |
1
703,89 |
0,77 |
150,38 |
«Лидером 2015 года был бренд «Превенар», который из-за
значительного падения объема продаж (-12,5%), опустился на одну строчку вниз.
При этом в упаковках наблюдается рост объема продаж на 3,7%. Такая разница в
динамике стоимостного и натурального объемов объясняется снижением закупочной
цены на 15,6%. Доля рынка данного бренда в 2016 году составила 3% в стоимостном
выражении.
По сравнению с 2015 годом объем затраченных средств в
денежном выражении на препарат «Натрия Хлорид» упал на 16,4%, что является
самым существенным падением объема закупок среди ТОП-10 препаратов.
Максимальный же прирост показал «Совигрипп»: +250,3%, что дало возможность
бренду подняться на 51 позицию вверх», — отмечаетСергей Шуляк.
ТОР-10 брендов за 2016 год в госпитальных закупках в
натуральном выражении
Рейтинг |
Изменение
рейтинга |
Бренд |
Объем
закупок, млн. упак., 2016 г. |
Доля,
2016 г.% |
Прирост,
2016/2015, % |
1 |
0 |
НАТРИЯ
ХЛОРИД |
190,17 |
21,56 |
-16,43 |
2 |
0 |
ГЛЮКОЗА |
39,37 |
4,46 |
-16,92 |
3 |
0 |
ЦЕФТРИАКСОН |
38,92 |
4,41 |
-6,26 |
4 |
2 |
ЭТИЛОВЫЙ
СПИРТ |
21,61 |
2,45 |
6,69 |
5 |
0 |
ЦЕФАЗОЛИН |
19,46 |
2,21 |
-23,68 |
6 |
-2 |
ЦЕФОТАКСИМ |
16,55 |
1,88 |
-56,15 |
7 |
2 |
ВАКЦИНА |
15,44 |
1,75 |
33,84 |
8 |
-1 |
МЕТРОНИДАЗОЛ |
15,35 |
1,74 |
-15,28 |
9 |
New |
НАТРИЯ
ХЛОРИД БРАУН |
14,54 |
1,65 |
New |
10 |
0 |
ЦИПРОФЛОКСАЦИН |
9,26 |
1,05 |
-17,94 |
Рейтинг брендов по натуральным объемам закупок значительно
отличается от ТОП-10 брендов по стоимостным объемам. Здесь, по традиции
лидирует бренд «Натрия хлорид», который оставил далеко позади все остальные
бренды, заняв более 21% рынка госпитальных закупок. На втором месте бренд
«Глюкоза», который производят порядка 38 заводов. «Мосфарм», «Медполимер» и
«Гематек» занимают свыше половины объема поставок «Глюкозы» в больницы. На
третьем месте по упаковкам находится бренд «Цефтриаксон» с долей рынка 4,4%.
Максимальный рост принадлежит противомикробному препарату
для системного использования «Вакцина»: в 2016 году ЛПУ закупили на 33,8%
больше упаковок, чем в прошлом году. При этом наблюдается существенное
сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: бренды «Цефотаксим»
(-56%), «Цефазолин» (-24%).
Источник: «Фармацевтический
вестник»
|