В Госдуму внесен законопроект № 54490-7«О внесении
изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд».
Законопроектом предлагается внести изменения, исключив
государственные и муниципальные аптеки из перечня ГУП и МУП, на которые
распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности
руководствоваться требованиями ФЗ от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд».
Согласно закону №44-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017
года, план закупок формируется ГУП в соответствии с требованиями статьи,
предписывающей формирование плана закупок на срок, соответствующий сроку
действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
и плановый период. План закупок формируется государственным или муниципальным
заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства
РФ. Вместе с тем ряд ГУП и МУП, например государственные и муниципальные
аптечные организации, не являются получателем бюджетных средств, так как
отсутствует государственное задание. Следовательно, до них не доводятся
соответствующие бюджетные ассигнования.
Кроме того, согласно ГК и закону 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за
ней собственником имущество. Таким образом, государственное или муниципальное
предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления
деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации
определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Государственные и муниципальные аптечные организации созданы
с целью обеспечения населения и организаций здравоохранения лекарственными
средствами и другими товарами аптечного ассортимента, как правило, в силу своей
социальной направленности, в тех населенных пунктах, где данный вид деятельности
нерентабелен, и действуют на основе самофинансирования, самоокупаемости и
полной хозяйственной самостоятельности.
Осуществление закупок в соответствии с законом №44-ФЗ, по
мнению авторов законопроекта, снизит конкурентоспособность этих предприятий,
т.к. процедура проведения электронного аукциона от даты размещения закупки в
плане-графике до заключения контракта составляет от 42 до 60 дней (сегодня срок
от заказа и заключения договора до поставки лекарственных средств составляет в
среднем семь дней). Также авторы законопроекта выделяют риски игнорирования
поставщиками участия в электронном аукционе по причине невыгодных для них
условий контракта.
Депутаты предлагают ГУП и МУП, осуществляющим
фармацевтическую деятельность, и иным унитарным предприятиям, которые не
получают бюджетные средства, и впредь руководствоваться федеральным законом №
223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По мнению разработчиков законопроекта, это позволит им оставаться
конкурентоспособными с иными коммерческими организациями и достигать основной
цели – обеспечить граждан необходимыми лекарственными средствами.
Источник: «Фармацевтический
вестник»
|