В июле с.г. городские стационары Санкт-Петербурга лишились права самостоятельно закупать ЛС. С этого момента они должны подавать квартальную заявку в Комитет по здравоохранению, который, в свою очередь, формирует заявку для всего города. Но простая на первый взгляд схема внедряется тяжело, преодолевая множество объективных и субъективных препятствий. Ряд городских ЛПУ оказался не готовым к работе по такой системе, что уже привело к серьезному дефициту ЛС. Новая система закупок выглядит довольно просто. Заявки, поданные ЛПУ, систематизируются и корректируются Комитетом по здравоохранению. Затем формируется общегородская заявка, и Комитет по экономическому развитию Санкт-Петербурга организует конкурсную процедуру, в ходе которой определяются цены на данные ЛС и компании, которые обязуются поставлять соответствующие препараты в ЛПУ в течение определенного законом срока. Каждое конкретное ЛПУ на основе результатов проведенного конкурса заключает госконтракт, в котором фиксируется перечень ЛС и торговая наценка. В Комитете по здравоохранению отмечают, что в данном случае процедура проведения конкурса едина, но при этом каждое ЛПУ получает ЛС в рамках собственного контракта, по своей, пускай и откорректированной, заявке и по своему графику месячной отгрузки. При этом комитет не проводит конкурс и не подводит его итоги — он только узнает о его результатах по решению госкомиссии. После того как контракт ЛПУ зарегистрирован, из бюджета этого учреждения списывается соответствующая сумма — она резервируется под контракт. В контракте записано, что в собственность больницы переходит товар, который в течение двух месяцев не был передан в отделение. Переданные в отделения препараты становятся собственностью больницы автоматически. Информация о складских остатках в стационарах позволит делать выводы о качестве составления заявки, говорят в Комитете здравоохранения. Георгий Манихас, главный врач Городского клинического онкологического диспансера, заслуженный врач РФ, чл.-корр. РАЕН: — Если сейчас спросить всех главных врачей, были ли они до этого довольны работой с поставщиками, каждый скажет “да”. Какие претензии были к той системе? Конечно, был аргумент: один главврач покупает упаковку таблеток за 5 руб., а другой — за 15 руб. Можно было разобраться с тем главврачом, который покупает дороже, и выяснить, почему у него такие взаимоотношения с той же самой коммерческой структурой. Поверьте, таких главврачей будет один-два. В той системе это было отработано: мы постоянно давали информацию в Комитет по здравоохранению, в отделы фармакологии и экономики — по каким ценам мы покупаем. Это все было видно, это можно было регулировать. Решение было принято сверху, отбор уполномоченных поставщиков проводился без учета мнения госучреждений. Не было даже экспертно-консультативных оценок. Но при этом госконтракт подписывает руководитель ЛПУ, за которого все решили. Вот здесь, я считаю, есть некоторый недостаток работы. И это вызывает определенные трудности. Самое важное, что мы — государственное учреждение — взаимодействуем с коммерческой компанией, а ответственность перед пациентом и перед государством ляжет все равно в конечном итоге на нас. Конечно, уполномоченному поставщику непросто работать с городскими ЛПУ, поскольку и учреждения, и руководители разные. Эта коммерческая структура должна идти навстречу и требованиям, и условиям учреждений, с которыми заключает контракт. Под одну гребенку со всеми работать невозможно. Такие изменения в системе лекарственного обеспечения требуют шагов навстречу друг другу, для того чтобы обеспечить устойчивость каждого учреждения, как корабля, остающегося на плаву при любом ветре. Хотя я оптимист и считаю, что все получится. Но лишь в том случае, если мы будем помнить о нашей главной задаче — чтобы пациент получил препарат, получил качественное, эффективное лечение. В конкурсной документации содержится требование к поставщику установить в ЛПУ сетевые компьютеры со специализированными программами, позволяющими в режиме реального времени отслеживать движение складских запасов поставляемых препаратов. Понятно, что данная схема предполагает, что поставщиков не может быть много, а их частая смена экономически нецелесообразна. ПредпосылкиО необходимости реорганизации системы госпитальных закупок губернатор города Валентина Матвиенко заявила на совещании с руководством здравоохранения и главными врачами города в феврале этого года. Тогда причинами такого шага были названы многочисленные жалобы пациентов стационаров на необходимость покупать ЛС на собственные средства, а также выявленные нарушения и злоупотребления в системе закупок. В частности, говорилось о том, что закупочные цены на одни и те же медикаменты в разных городских ЛПУ значительно различались. Этому совещанию предшествовал длительный мониторинг и анализ ситуации с госпитальными закупками, проведенный аппаратом вице-губернатора города Людмилы Косткиной. Как рассказал начальник отдела по организации лекарственного обеспечения льготных категорий жителей Комитета по здравоохранению Захар Голант, в то время занимавший пост советника вице-губернатора, одним из наиболее широко распространенных нарушений, практиковавшихся в “дореволюционный” период, была так называемая декомпозиция — дробление конкурсных процедур, с тем чтобы больница могла сама распоряжаться финансами. Таким образом, на уровень государственных комиссий почти ничего не выводилось. Другим распространенным нарушением стали публичные закупки, которые по закону допускаются один раз в квартал для приобретения расходных материалов на сумму до 100 тыс. руб. из одного источника. Однако во многих петербургских ЛПУ эта процедура стала использоваться для закупок ЛС, причем по 10—15 раз в квартал. Есть стационары, в которых более половины ЛС (до 63% — на 12 млн руб.) были закуплены таким образом. Еще одной важной причиной введения новой системы закупок, по словам Захара Голанта, стала необходимость мониторинга ЛС, поступающих в стационары. Во многом эта система повторяет идеологию ДЛО: “Мы вводим персонификацию расходов ЛС по больницам. Причем отслеживается не просто приход конкретного наименования ЛС в больницу, но и его списание на отделение. Это очень важно, так как мы имеем возможность оценить качество заявки лечебных учреждений. Потому что помимо “как” не менее важен вопрос: “Что, собственно, закупается?” Заранее собрать заявку, проанализировать ее, сравнить ее между разными лечебными учреждениями, по профилю, выявить определенные закономерности или, наоборот, проблемы в формировании заявки, назвать того главврача, который делает эту работу некачественно, или, наоборот, отметить и в виде методических рекомендаций распространить опыт тех ЛПУ, которые грамотно и хорошо эту заявку делают”. Движущие силыВ результате проведенных конкурсов эксклюзивным поставщиком препаратов для городских стационаров до конца с.г. стала компания “Империя-фарма”. Напомним, что эта же компания с 2005 г. является основным поставщиком ЛС по программе ДЛО. Во всех стационарах города, уже включившихся в работу по новой схеме, этой компанией действительно установлены компьютеры с удаленным доступом для отслеживания движения препаратов со склада поставщика до конкретного отделения. Другие дистрибьюторы, ранее поставлявшие ЛС на госпитальный рынок Северной столицы, отказываются комментировать ситуацию. Заявки на III и IV кварталы собраны и отчасти проанализированы. “На хорошем, качественном уровне сделали заявку около 10% больниц, где-то половина учреждений сделали заявку на удовлетворительном уровне. А остальные подошли к этой работе не с той степенью ответственности, с которой было надо. Уже видно, кто готов к этой работе, а кто к ней не готов”, — говорит Захар Голант. Алла Рудакова, ответственный секретарь формулярной комиссии Военно-медицинской академии и Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ: — Централизация лекарственного обеспечения стационаров — в принципе, позитивный процесс, поскольку снижаются трудозатраты на оформление документации, проведение аукционов и пр. Кроме того, при правильной организации цены на лекарственные препараты могут быть значительно ниже, чем при закупке их в небольших количествах отдельными стационарами. В качестве примера можно привести централизованное лекарственное обеспечение медицинской службы Минобороны РФ. Основные проблемы в данном случае — оперативность поставок и соответствие номенклатуры, входящей в сводную заявку, реальной потребности стационара. Формирование сводной заявки и оценка ее рациональности — весьма непростая задача, отнюдь не сводящаяся к суммированию заявок отдельных стационаров. Наиболее очевидна рациональность централизации лекарственного обеспечения в части, касающейся многопрофильных стационаров. Что касается специализированных стационаров (онкологических, психиатрических и т.п.), формирование списка закупаемых лекарственных средств должно тщательно согласовываться с профильными специалистами, поскольку в данном случае возможности генерической замены значительно снижены. Важнейший момент — прозрачность формирования сводной заявки и привлечение к ее анализу и обсуждению реально работающих клинических фармакологов стационаров, клиницистов, администраторов и специалистов по лекарственному обеспечению. Только такой подход позволит избежать лоббирования интересов определенных фирм-производителей, недовольства администрации и врачей стационаров, а вследствие этого — дискредитации проекта в целом. РеакцияРеализация новой системы закупок в первые месяцы столкнулась со значительными трудностями. Как рассказывали руководители больничных аптек на совещании петербургской Фармассоциации, проходившей в октябре в рамках выставки “Фармация-2007”, многие ЛПУ столкнулись с таким дефицитом ЛС, который напомнил самые мрачные периоды 90-х гг. прошлого века. Ситуация отчасти повторяла ту, что сложилась в начале запуска программы ДЛО, когда отсутствие препаратов у уполномоченной фарморганизации, нехватка опыта, недостаток ресурсов для взаимодействия со столь впечатляющей системой клиентов привели к значительной дефектуре. В ряде стационаров ситуация продолжает оставаться напряженной и сейчас. Между тем система госпитальных закупок в ближайшее время должна перейти на аукционную форму торгов, что еще больше усложнит задачу всех участников данной программы. Как подчеркивает Захар Голант, едва ли не на каждом совещании, встрече, конференции с медиками города “принципиальным для аукциона является грамотная, качественная заявка”. По его словам, декомпозиция прошлых лет — следствие неспособности просчитать собственные затраты на лекарственное обеспечение. Ведь провести два конкурса в году достаточно тяжело. Очень многие больницы физически к этому не готовы. “Они проводят небольшой конкурс, а потом закупают препараты на сумму до 100 тыс. руб. каждый день. Теперь, когда встает вопрос о проведении аукциона, становится ясно, что у них нет опыта составления больших заявок. В итоге все главные врачи, которые довели свои учреждения до этих дробных публичных закупок, будут находиться в очень тяжелом положении, потому что все равно сформируют эту заявку под аукцион — у них не будет другого выбора. Но закупят они не то, что нужно, а то, что посчитают нужным. В итоге у них какие-то позиции будут оголены, какие-то будут в переизбытке. Новая система закупок, безусловно, требует определенных трудозатрат в большем количестве, чем было до того. В том числе и по этой причине она вызывает сейчас определенные нарекания у врачей”, — говорит он. Проблема выбораКак рассказал “ФВ” главный клинический фармаколог Санкт-Петербурга Александр Хаджидис, по заданию Комитета по здравоохранению группой специалистов подготовлен проект лекарственного формуляра для госпитальных закупок. Он стал результатом анализа заявок, подаваемых стационарами. В итоге для формулярного списка было отобрано около 750 МНН и более 2 тыс. торговых наименований. Кроме того, комиссией был проанализирован объем ЛС по данному списку, необходимый для обеспечения всех городских стационаров. Выяснилось, что для закупки этого объема необходимо в три раза больше финансовых средств, чем отпускается сейчас. Как прокомментировала ответственный секретарь формулярной комиссии Министерства обороны РФ Алла Рудакова, в данный проект городского формуляра включено слишком много международных и торговых наименований ЛС, что сводит на нет его главную функцию — ограничительную. Александр Хаджидис при этом подчеркивает предварительный характер этого списка ЛС и возможность дальнейшей его доработки. Как неоднократно заявлял Захар Голант, создание общегородского формуляра станет закономерным итогом развития новой системы госпитальных закупок. Однако, по нашей информации, с его участием работает другая группа специалистов, разрабатывающая свой альтернативный вариант формуляра в тесном контакте с компанией — поставщиком ЛС. Какой из вариантов станет основным, сказать пока трудно. |