Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

Глобальная аптечная экономика. Часть 2: за счет чего зарабатывают аптеки аптека, финансовое вознаграждение, скидки, дисконты

Глобальная аптечная экономика. Часть 2: за счет чего зарабатывают аптеки аптека, финансовое вознаграждение, скидки, дисконтыВ современной системе
здравоохранения фармацевту отведена ключевая роль в предоставлении
затратно-эффективных решений для плательщиков в системе здравоохранения
(частные или государственные страховые фонды) и наилучших с точки зрения
результатов для здоровья решений для населения.





Рабочая группа FIP по моделям
вознаграждения розничных и госпитальных аптек провела исследование принципов и
механизмов получения прибыли аптеками. В исследование включено 49 стран (у
которых есть организационные члены в FIP). Данные получали с помощью
исследований, полуструктурированных интервью и анализа соответствующей
документации. Участие в исследовании было добровольным, в связи с чем некоторые
страны давали ответы не на все вопросы. По этой причине по некоторым
рассмотренным вопросам выборка меньше.


ФИНАНСОВОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АПТЕК — ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОЙ
РАБОТЫ


Исходя из того, что профессия
фармацевта и работа аптек в целом играют незаменимую и значимую роль в
функционировании системы здравоохранения, они должны получать надлежащее
финансирование— то есть финансовое вознаграждение.





Финансовое вознаграждение—
плата за предоставленные услуги и отпущенные лекарственные средства. Оплата
может осуществляться непосредственно пациентами или плательщиком— третьей
стороной (зачастую под этим подразумевается страховой фонд).





Модель финансового вознаграждения
утверждается между официальными представителями фармацевтического сообщества
страны (например фармацевтическая палата) и стороной-плательщиком.





В моделях финансового
вознаграждения должны учитываться


все затраты аптек— начиная от
непосредственно отпуска лекарственных средств и заканчивая предоставлением
услуг.





Экономические модели аптек могут
быть закрепленными на уровне законодательства, договорными или
комбинированными.


В 23 из 34 стран функционируют
экономические модели, закрепленные на уровне законодательства, в 14—
договорные модели (закрепленные с помощью договоров). В 5 странах действуют
модели, закрепленные на уровне законодательства и договоров.


Среди стран с законодательно
утвержденной экономической моделью подавляющее большинство имеют одного
игрока— плательщика в системе здравоохранения (страховой фонд). В
18 странах модель финансирования основывается на стоимости продукта, в то
время как в 12 странах модель базируется преимущественно на оплате услуг
(fee-for-service).





В 11 странах системы
вознаграждения аптек учитывают тип аптечного учреждения. Например, в некоторых
случаях, сельские или специально выбранные (назначенные) аптеки в бедных
регионах вознаграждаются отлично от аптек в доходных районах (регионах).





То есть особое значение в данном
контексте уделяется обеспечению надлежащего доступа всех пациентов к аптекам и
фармацевтическим услугам. В некоторых странах на законодательном уровне
прописаны специальные финансовые механизмы, направленные на поддержку так
называемых аптек высокой социальной значимости.





Другими словами, государство предпринимает
меры для финансовой поддержки аптек, которые по социальным и экономическим
причинам не могут быть коммерчески успешными предприятиями. Предпринимаются
специальные меры во избежание повышения стоимости фармацевтических услуг (в том
числе лекарственных средств) в связи с операционными особенностями (отдаленный
регион, незаинтересованность поставщиков, различная покупательная способность
населения).





В большинстве стран (22 из 34)
аптеки проходят аккредитацию перед тем, как предоставлять услуги для третьей
стороны плательщика.





В табл.1 представлены
ключевые характеристики моделей вознаграждения аптек.










Таблица
1


Ключевые характеристики моделей
вознаграждения розничных аптек






































































































































































































































































































































































































































Страна


Тип регулирования


Плательщик


Аккредитация аптек
третьей стороной


Принцип оплаты


Различия в
вознаграждении зависят от:


Законодательный


Договорной


Один


Несколько


Продуктовый


За услугу


лекарственных
средств


аптеки


Австралия


+



+



+


+


+


+


+


Австрия


+



+



+


+



+



Аргентина



+



+



+



+



Бельгия


+



+





+




Босния


+



+



+



+




Великобритания


+



+



+



+



+


Гана


+




+


+


+



+



Германия


+



+





+




Дания


+



+



+



±



+


Зимбабве



+



+


+


+



+


+


Израиль



+



+


+


+



+



Ирландия


+


+


+



+


+


+


+



Испания


+




+


+


+




+


Италия


+



+





+


+


+


Канада


+


+



+




+



+


Македония


+


+


+



+


+





Черногория


+



+



+






Нидерланды


+



+



+



+


+


+


Панама



+




+


+



+


+


Польша


+


+


+



+


+



+



Португалия


+



+




+





Россия


+



+



+



±




Сербия


+



+





±


±



Сингапур


+


+



+


+



±




США


+


+



+


+


+



+



Танзания


+


+



+


+


+



+



Турция


+



+





+




Уганда



+



+


+


+



+



Уругвай





+



+



+


+


Швейцария



+


+



+



+




Швеция


+



+



+



+


+



ЮАР



+



+



+





Япония


+



+




+



+


+


± — национальные особенности.





В 60% стран модель вознаграждения
распространяется только на аптеки (рис.1). В остальных странах действуют
модели вознаграждения как для аптек, так и для оптовых поставщиков. То есть
страховые фонды возмещают (доплачивают) некоторые средства оптовым поставщикам.
Исключения составляют Сингапур и Сербия, в которых действуют специфические
модели.


Рис. 1


Глобальная аптечная экономика. Часть 2: за счет чего зарабатывают аптеки аптека, финансовое вознаграждение, скидки, дисконты


Финансовое вознаграждение со
стороны плательщика (третьей стороны)


Страны, в которых вознаграждаются
и аптеки и поставщики: Аргентина, Австралия, Япония, Испания, Швейцария,
Танзания, Турция, Уганда, США.





ПРОДУКТОВО-ОСНОВАННЫЕ МОДЕЛИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ





Среди исследованных стран (18) в
7 странах аптеки получают вознаграждение за счет наценки (маржи), а в 5—
дополнительного сбора (как надбавка к стоимости препарата или надбавка за
обслуживание рецепта). При этом в 4 странах (Бельгия, Германия, Португалия и
Зимбабве) используют комбинацию наценки и дополнительного сбора. В 9 странах
используется линейная наценка/маржа. В 8 странах— регрессивная некумулятивная
наценка— процент вознаграждения уменьшается по мере повышения стоимости
препарата. На рис.2 представлены схемы наценок.


Рис. 2


Глобальная аптечная экономика. Часть 2: за счет чего зарабатывают аптеки аптека, финансовое вознаграждение, скидки, дисконты


Схемы наценок


Несмотря на то что
продуктово-основанная модель вознаграждения де-факто позволяет зарабатывать с
отпуска препаратов, в нее должна быть заложена стоимость работы аптек (например
затраты на складирование препаратов, утилизацию и др.).


В табл.2 представлена
характеристика наценок в разрезе различных стран.



Источник: apteka.ua