Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Полнота и качество льготного лекарственного обеспечения граждан в Российской Федерации

 


Полнота и качество льготного лекарственного обеспечения граждан в Российской ФедерацииВ.С.
ФИСЕНКО
,начальник Управления контроля за
реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора,
к.ф.н.
,Ю.В. ВЕРИЖНИКОВА,советник отдела государственного
контроля за реализацией программ лекарственного обеспечения населения
Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере
здравоохранения Росздравнадзора




Статья представляет собой анализ полноты и качества осуществления органами
государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в
области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, а также за целевым использованием лекарственных препаратов,
предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями
лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом,
гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после
трансплантации органов и (или) тканей. Приведен анализ мониторируемой ситуации
в субъектах Российской Федерации, а также нарушения, выявляемые при проведении
выездных проверок Росздравнадзора.




Согласно п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (далее -- Закон 178-ФЗ), к полномочиям
Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие
полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр
лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не
отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2
Закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:




1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков)
лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а
также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

2) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для
медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по
государственным контрактам.




Согласно п. 8 ст. 4.1 Закона 178-ФЗ, Росздравнадзор осуществляет контроль и
надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти
субъектов Российской Федерации переданных полномочий.




В рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов
Российской Федерации данных полномочий Росздравнадзором осуществляется
проведение проверок органов управления здравоохранения субъектов Российской
Федерации, а также мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения.




По состоянию на 31.12.2014 на территории Российской Федерации в реализации
государственных программ льготного лекарственного обеспечения задействованы: 10
333 пункта отпуска лекарственных препаратов (в т. ч. 3 633 ФАП), 9 493
медицинские организации, 248 990 врачей и 17 251 фельдшер, осуществляющие
выписку лекарственных препаратов.




По итогам 2014 г. в субъекты Российской Федерации произведена поставка
лекарственных препаратов на общую сумму 84 262 541 тыс. руб., что соответствует
объемам поставок в 2013 г.




В том числе в рамках осуществления субъектами Российской Федерации переданных
полномочий по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных
категорий граждан в регионы поставлены лекарственные препараты на общую сумму
42 026 378 тыс. руб., что на 7% меньше объемов поставок в 2013 г.




При этом необходимо отметить, что на начало 2015 г. не все регионы были готовы
к реализации переданных полномочий. Так, например, в Республике Калмыкия объемы
товарных запасов составляли менее месячной потребности по причине отсутствия
проведенных торгов и, соответственно, поставок медикаментов.

 


 


В рамках
реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1155
в 2014 г. выписано 768 483 рецепта, что на 10% больше, чем в 2013 г., из
которых обеспечено 766 582 рецепта на общую сумму 40 150 938 тыс. руб. (на 7%
больше, чем в 2013 г.).




В рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий по организации льготного лекарственного
обеспечения отдельных категорий граждан в 2014 г. выписано 50 430 229 рецептов,
что на 6% меньше показателей прошлого года, из которых обеспечены 50 325
166 рецептов на сумму 47 572 499 тыс. руб. (на 4% больше, чем в 2013 г.), в т.
ч. 4 623 237 рецептов, выписанных гражданам федеральной меры ответственности,
на сумму 7 262 527 тыс. руб., обеспечены за счет средств региональных бюджетов.

 


Полнота и качество льготного лекарственного обеспечения граждан в Российской Федерации


 


Основным
индикатором качества и своевременности лекарственной помощи льготным категориям
граждан является количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении в
аптечных учреждениях.




По состоянию на 31.12.2014 в Российской Федерации на отсроченном обеспечении
находилось 4 952 рецепта, что на 8,6% больше аналогичного показателя 2013 г.




Наибольшее количество необеспеченных рецептов (в абсолютных показателях)
наблюдается:




- в Чеченской Республике -- 200 рецептов (0,12% от общего количества рецептов,
предъявленных в аптечные учреждения) и 636 отказов в обеспечении;

- в Кабардино-Балкарской Республике -- 443 рецепта (0,59%) и 321 отказ в
обеспечении;

- в Калининградской области -- 219 рецептов (0,08%) и 352 отказа в обеспечении;

- в Москве -- 522 рецепта (0,01%);

- в Кировской области -- 491 рецепт (0,10%);

- в Пермском крае -- 309 рецептов (0,03%);

- в Смоленской области -- 255 рецептов (0,08%).




Также необходимо обратить внимание на то, что в ряде регионов значительное
количество выписанных рецептов не были обеспечены и не зарегистрированы на
отсроченном обслуживании.




По состоянию на 31.12.2014 наибольшее количество таких рецептов (в абсолютных
показателях) наблюдалось:




- в Московской области -- 25 917 рецептов (2,06% от выписанных рецептов);




- в Кабардино-Балкарской Республике -- 17 610 рецептов (18,95% от выписанных
рецептов);




- в Санкт-Петербурге -- 8 149 рецептов (0,72 % от выписанных рецептов);




- в Пензенской области -- 6 973 рецепта (3,87 % от выписанных рецептов);




- в Республике Ингушетия -- 6 058 рецептов (4,77 % от выписанных рецептов);




- в Чеченской Республике -- 5 253 рецепта (3,13 % от выписанных рецептов);




- в Ульяновской области -- 3 437 рецептов (0,53 % от выписанных рецептов);




- во Владимирской области -- 2 668 рецептов (1,25 % от выписанных рецептов).




При этом в отдельных регионах при значительном количестве таких рецептов
в объеме общей выписки на отсроченном обеспечении рецепты не указываются либо
указываются в единичном количестве (Белгородская, Пензенская, Владимирская,
Московская области и др.).




В ряде регионов необходимо отметить значительную разницу в количестве
выписанных и обеспеченных рецептов (включая рецепты, принятые на отсроченное
обслуживание) в рамках реализации постановления Правительства Российской
Федерации от 26.12.2011 №1155:




- в Кабардино-Балкарской Республике -- 495 рецептов;




- в Пензенской области -- 328 рецептов;




- в Московской области -- 296 рецептов.




 


Полнота и качество льготного лекарственного обеспечения граждан в Российской Федерации


 


Наиболее
высокая средняя стоимость рецепта, превышающая 1 тыс. руб., наблюдается в 36
регионах:




- в Республике Дагестан -- 3 334 руб.;




- в Чеченской Республике -- 2 604 руб.;




- в Московской области -- 2 270 руб.;




- в Кабардино-Балкарской Республике -- 1 908 руб.;




- в Краснодарском крае -- 1 730 руб.;




- в Республике Северная Осетия-Алания -- 1 722 руб.;




- в Ленинградской области -- 1 722 руб.;




- в Республике Хакасия -- 1 611 руб. и др.




При этом средняя стоимость рецепта в программе в целом по Российской Федерации
удерживается на уровне 945 руб. (в 2013 году -- 852 руб.).

 


По
«высокозатратным» нозологиям средняя стоимость рецепта составила 52 358 руб.
Наиболее высокие показатели наблюдаются в Магаданской области (135 301 руб.),
Санкт-Петербурге (125 666 руб.), Республике Карелия (92 515 руб.),
Калининградской области (83 402 руб.) и Еврейской А.О. (81 060 руб.).





Доля рецептов,
находящихся на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях Российской
Федерации, составляет 0,01% (что соответствует показателю 2013 г.).





Полнота и качество льготного лекарственного обеспечения граждан в Российской Федерации


 


В 2014 г.
сотрудниками центрального аппарата Росздравнадзора проведено 12 мероприятий по
контролю за полнотой и качеством реализации органами государственной власти
субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по
организации обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов, а также за целевым использованием субъектами Российской
Федерации централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета
лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными
новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией,
муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а
также после трансплантации органов и (или) тканей, закупленных в рамках
реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011
№1155.




Проведены плановые комплексные проверки в 9 субъектах Российской Федерации
(Псковская, Мурманская, Вологодская, Астраханская области, Чеченская
Республика, Пермский край, Еврейская АО, республики Дагестан, Карелия) и
внеплановые проверки в Республике Ингушетия, Калининградской и Вологодской
областях.




По результатам проверок установлено, что во всех проверенных субъектах
полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами,
переданные субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
от 17.07.1999 №178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ),
исполняются не в полном объеме.




Большинство выявляемых нарушений являются типичными и носят системный характер,
необходимо отметить следующие нарушения:




- отсутствие ведомственного контроля со стороны органов управления
здравоохранения субъектов Российской Федерации за организацией льготного
лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;




- отсутствие контроля за исполнением условий заключенных Государственных
контрактов, следствием чего является систематическое несоблюдение сроков
поставок лекарственных препаратов со стороны поставщиков;




- отсутствие единого информационного сопровождения системы льготного
лекарственного обеспечения;




- не достигнуты показатели обеспечения необходимыми лекарственными препаратами
отдельных категорий граждан, запланированные в региональных программах развития
здравоохранения и т. д.




Отдельно необходимо отметить, что по итогам внеплановой проверки Министерства
здравоохранения Калининградской области установлено, что полномочия по
организации лекарственного обеспечения исполняются неудовлетворительно.




Так, в ходе проверки Министерства здравоохранения Калининградской области
установлено, что пациентам произведена одномоментная выписка и отпуск
лекарственных препаратов с истекающим сроком годности в объеме полугодовой или
годовой потребности. Также при этом выявлен факт отсутствия приема и назначения
в амбулаторной карте лекарственных препаратов при наличии оформленных рецептов.
С учетом факта ограниченного срока годности данных препаратов их прием создает
угрозу жизни и здоровью граждан. Отмечено истечение сроков годности
лекарственных препаратов на сумму 3 591 109,68 руб. по федеральной льготе и на
сумму 24 305 006,35 руб., закупленных и поставленных в регион в рамках
реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011
№1155, что является неэффективным расходованием средств федерального бюджета.




Также в ходе контрольных мероприятий в 2013--2014 гг. Росздравнадзором
неоднократно выявлялись случаи неэффективного управления запасами лекарственных
препаратов как закупленных регионами за счет федерального бюджета, так и лекарственных
препаратов, централизованно закупленных и поставленных в регионы, в т. ч.
случаи списания по причине окончания срока годности:




- в Калининградской области лекарственные препараты Иматиниб и Филахромин на
сумму более 37 млн руб., находящиеся в карантинной зоне, впоследствии были
списаны;




- в Республике Коми списаны лекарственные препараты, медицинские изделия и
специализированные продукты диетического питания для детей-инвалидов на сумму
588 тыс. руб., а также централизованно поставленные препараты Панимун Биорал и
Инфибета на сумму 420 тыс. руб.;




- в Московской области списаны лекарственные препараты на сумму 61 834 руб., а
также централизованно поставленные препараты Супреста, Экорал и Ронбетал на
сумму 10 982 тыс. руб.;




- в Кабардино-Балкарской Республике выявлены лекарственные препараты на сумму
более 106 млн руб., находящиеся в карантинной зоне. Списаны препараты Пульмозим
(26 уп.), Генфаксон (199 уп.), Синновекс (114 уп.), Экорал (192 уп.),
Генфатиниб (66 уп.).




- в Орловской области списаны за счет удержания средств с аптечных организаций
лекарственные препараты Суксилеп (8 уп.), Экорал (15 уп.), Фендивия (6 уп.);




- в Новгородской области списан лекарственный препарат Нитразепам на сумму 3
456 руб.;




- в Мурманской области списан лекарственный препарат Ронбетал на сумму более
200 тыс. руб.; кроме того, в карантинной зоне выявлены препараты на сумму 1,1
млн. руб.;




- в Республике Ингушетия списаны лекарственные препараты СинноВекс и Генфаксон
на сумму 6,3 млн. руб.;




- в Еврейской АО списаны лекарственные препараты Экорал, Микофенолат-Тева и
Такролимус-Тева на сумму 549 тыс. руб.;




- в Курской области списан лекарственный препарат Экорал на сумму 421 тыс.
руб.;




- в Республике Тыва списаны лекарственные препараты Ронбетал, Инфибета и
Копаксон-Тева на сумму более 1 млн руб.




Полагаем, что в нынешних экономических условиях факты списания недопустимы, они
свидетельствуют о неэффективном расходовании средств федерального бюджета.
Указанные нарушения направляются Росздравнадзором в органы прокуратуры для принятия
соответствующих мер реагирования в отношении должностных лиц, допустивших
данное нарушение.




Также в ходе проверок Росздравнадзором проводится анализ территориальных
программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской
Федерации медицинской помощи (далее -- ТПГГ) на предмет соблюдения прав граждан
на лекарственное обеспечение.




Наиболее часто встречающимися нарушениями являются:




- не содержит определенное ПГГ обеспечение лекарственными препаратами в
соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых
лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой;




- лица, имеющие право на получение набора социальных услуг в соответствии со
статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной
социальной помощи», не имеют право получать лекарственные препараты и
медицинские изделия за счет средств областного бюджета и т. д.




Таким образом, выявленные в ходе проверок нарушения препятствуют получению
качественной медицинской и лекарственной помощи населению регионов.

 


 


По результатам
проведенных контрольных мероприятий выданы предписания об устранении выявленных
нарушений. Информация о результатах контрольных мероприятий систематически
доводится до высших должностных лиц субъектов Российской Федерации,
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, а также Полномочных представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах (126 информационных писем в 2014 г.).




Одним из количественных показателей, на основании которого можно провести
оценку полноты и качества осуществления органами государственной власти
субъектов Российской Федерации переданных полномочий по льготному
лекарственному обеспечению, является динамика обращений граждан.




По состоянию на 31.12.2014 в центральный аппарат Росздравнадзора поступило 2
403 обращения граждан по вопросам лекарственного обеспечения (9,4% от общего
количества обращений), что на 10,5% больше аналогичного показателя 2013 года.
Наибольшее количество обращений в абсолютных показателях поступило из
Московской области (448 обращений – 44% от общего количества обращений по
Центральному федеральному округу и 18,6% -- по Российской Федерации в целом).




Подавляющее большинство обращений поступает по вопросам отсутствия необходимых
лекарственных препаратов в аптечных организациях (56,9%), отказов в выписке
рецептов (15,4%), длительного отсроченного обеспечения (12,4%), выписке
препаратов-синонимов (9%).




Выводы

 


 


Выявляемые в
регионах нарушения препятствуют получению качественной медицинской и
лекарственной помощи населению регионов, в том числе отдельные положения ТПГГ
создают условия для нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Большинство нарушений носят системный характер и ежегодно повторяются, что
свидетельствует о неэффективности принимаемых со стороны власти отдельных
субъектов Российской Федерации мер.
 

 





Источник:Вестник Росздравнадзора, № 1, 2015

 



remedium.ru