Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Ценообразование: корректировка по отдельным позициям

Ценообразование: корректировка по отдельным позициям
Выбрав однажды методику ценообразования, не стоит слепо доверять ей и пускать это дело на самотек, ведь экономические реалии очень изменчивы, а положение на рынке крайне неустойчивое. Часто возникает необходимость корректировать цены на отдельные позиции ассортимента. Как сделать это максимально эффективно — читайте в нашей статье.


Определяемся с методом


Текущая корректировка цен может осуществляться двумя способами:



  • на основе наблюдений продавцов и товароведов (или категорийных менеджеров);

  • основе маркетингового и экономического анализа.


Наблюдай и корректируй


Суть метода: внимательно наблюдать за эластичностью спроса от цены (замечать, насколько увеличивается спрос при снижении цены или насколько он уменьшается при ее увеличении).


Особенности: метод особенно актуален для небольших аптек, т.к. в них проще всего проводить подобные наблюдения.


Плюсы метода: простота и низкая стоимость.


Минусы метода: проще угадать нижний порог цены, высокая цена часто не назначается, из-за чего упускается явная выгода.


Анализируй это


Суть метода: по каждому наименованию продукции рассчитывается или оценивается рентабельность, коэффициент вклада на покрытие, точка безубыточности, эластичность спроса от цены, динамика спроса (стабильный спрос, растущий спрос, падающий спрос).


 


Особенности: практически неосуществим без внедренной в аптеке программы автоматизированного учета; оптимальное решение относительно корректировки цены определяется по каждому наименованию товара.


 


Плюсы метода: позволяет максимизировать прибыль за счет оперативных действий.


Минусы метода: сложность осуществления (требует особой подготовки и довольно много времени).


 





Необходимо снизить цену по позициям: имеющим положительную рентабельность и хороший уровень спроса с тенденцией к снижению при наличии устойчивой эластичности спроса от цены (повышается цена — снижается спрос).




По понятиям


А теперь предлагаем вам внимательнее изучить составляющие маркетингового и экономического анализа.


Рентабельность — доля прибыли товара в общем объеме выручки.


Как рассчитать: (объем выручки — общая себестоимость)/ объем выручки * 100%.


На что обратить внимание:



  • нулевая рентабельность — аптека тратит на обеспечение процесса продажи столько же, сколько получает от продажи данного товара;

  • отрицательная рентабельность — себестоимость превышает выручку от продаж;

  • чем меньше рентабельность, тем меньше аптека зарабатывает на продаже этого товара;

  • средняя рентабельность в розничной торговле находится в диапазоне 20—30%.


Точка безубыточности (самоокупаемости) — это величина объема продаж, при которой аптека будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.


 


Как рассчитать: постоянные затраты в точке безубыточности + переменные затраты в точке безубыточности.


 


На что обратить внимание: точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельность продаж.


 


Вклад на покрытие (постоянных затрат и формирование прибыли) — превышение выручки от продаж над совокупными переменными затратами.


 


Как рассчитать: выручка от реализации — переменные издержки на продажу данного товара.


 


На что обратить внимание: увеличение вклада на покрытие увеличивает возможность повышения прибыли, т.к. сократить постоянные издержки значительно проще, чем переменные.


 


Коэффициент вклада на покрытие — отношение величины вклада на покрытие к выручке от реализации продукции — после того, как окупились переменные издержки, дальнейшая продажа товара будет способствовать покрытию постоянных затрат, без которых аптека может в принципе обойтись (на рекламу, административные траты и т.д.).


 





Необходимо увеличить цену по позициям: имеющим отрицательную рентабельность, невысокий коэффициент вклада на покрытие и растущий спрос до достижения уровня точки безубыточности; имеющим невысокий вклад на покрытие и отрицательную эластичность спроса от цены (при снижении цены снижается спрос).




Как рассчитать: (объем выручки — переменные издержки)/ объем выручки.


 


На что обратить внимание:



  • высокий коэффициент вклада на покрытие гарантирует большие «поступления» в «фонд покрытия постоянных издержек»;

  • высокий коэффициент вклада на покрытие при низкой рентабельности означает, что необходимо повышать объем продаж данного товара;

  • отрицательный коэффициент вклада на покрытие — продажи товара не покрывают даже переменных издержек.


Эластичность спроса по цене — коэффициент, показывающий относительное изменение объема потребления (спроса) при изменении цены данного товара или цен других связанных с ним товаров.


 


На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:



  • наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);

  • незаметное для покупателя изменение уровня цен;

  • консерватизм покупателей;

  • фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание, тем выше эластичность);

  • удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).


На что обратить внимание:



  • спрос эластичен (коэффициент эластичности больше единицы) — повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более чем на 1%, и наоборот, понижение цены приводит к росту покупок больше чем на 1%;

  • спрос неэластичен — повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее чем на 1%;

  • спрос единичной эластичности — изменение цены на 1% вызывает 1%-ное изменение объема продаж;

  • абсолютно неэластичный спрос — изменение цены на 1% и более не влияет на изменение объема продаж.


Постоянные издержки (накладные расходы) — расходы предприятия, не зависящие непосредственным образом от объема производимой (продаваемой) продукции. Основные статьи постоянных затрат: административные и хозяйственные расходы, заработная плата административно-управленческого персонала, арендная плата и коммунальные платежи, налог на имущество и т.д.


 


На что обратить внимание: независимо от объема выручки и количества наименований проданного товара необходимо платить заработную плату сотрудникам, которые непосредственно не участвуют в процессе продажи, а обеспечивают его (директору, бухгалтеру, уборщице, грузчику).


 


Переменные издержки — денежные и вмененные издержки, которые изменяются в ответ на изменение объема продаваемой продукции. Основные статьи переменных затрат: прямые материальные затраты (закупка товаров, упаковочных материалов и т.д.), сдельная заработная плата, затраты на хранение товаров и т.д.


 


На что обратить внимание: различают пропорционально-переменные, регрессивно-переменные и прогрессивно-переменные затраты.


 


 


Источник: pharmvestnik.ru