Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики




Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристикиРозничные игоспитальные
аптеки работают во всем мире для обеспечения доступа пациентов
к лекарственным средствам и оказания помощи в их ответственном
применении. Согласно концепции FIP аптеки— это учреждения
здравоохранения, вкоторых предоставляются фармацевтические услуги.
К ним относятся как традиционный отпуск лекарственных средств, так
и оказание дополнительных услуг.





Аптеки— необходимый элемент
инфраструктуры системы здравоохранения. В данной статье рассматривается
инфраструктура аптечного рынка в разрезе стран. Вследующей
публикации будет представлен анализ экономики розничных игоспитальных
аптек. Забегая на перед, отметим, что существует немалое количество различных
систем вознаграждения аптек. Это связано с тем, что в глобальном
фармацевтическом сообществе сегодня понимают, что деятельность аптек
и работа фармацевтов должны надлежащим образом вознаграждаться.





В исследование включено
49 стран (у которых есть организационные члены вFIP). Данные
получали спомощью исследований, полуструктурированных интервью
ианализа соответствующей документации. Участие в исследовании было добровольным,
в связи с чем некоторые страны давали ответы не на все
вопросы. По этой причине по некоторым рассмотренным вопросам выборка
меньше.


РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ


Количество аптек существенно
варьирует в разных странах (табл. 1).










Таблица
1


Количество аптек вразрезе
стран суказанием данных онаселении














































































































































































































































































































Количество
розничных аптек


Количество
жителей, имеющих доступ кодной аптеке


Рейтинг:
количество аптек на100тыс. населения


Австралия


5240


4483


22


Австрия


1342


6360


16


Аргентина


20 000


2090


48


Афганистан


12 571


2499


40


Бельгия


4985


2252


44


Босния иГерцеговина


1310


2920


34


Бразилия


80 000


2525


40


Великобритания


13 450


4796


21


Вьетнам


10 250


8852


11


Гана


2391


11 059


9


Германия


20 921


3866


26


Дания


314


17 960


6


Зимбабве


480


30 415


3


Израиль


1450


5666


18


Индия


65 000


19 498


5


Иордания


2910


2270


44


Ирак


6300


5441


18


Иран


15 941


4923


20


Ирландия


799


5773


17


Испания


21 458


2163


46


Италия


18 102


3388


30


Канада


8925


3982


25


Китай


918 003


1486


67


Ливан


2722


1657


60


Македония


843


2501


40


Черногория


241


2580


39


Непал


16 119


1745


57


Нигерия


3000


59 506


2


Нидерланды


1981


8508


12


Панама


1025


3830


26


Парагвай


2200


3144


32


Польша


13 730


2767


36


Португалия


2912


3571


28


Россия


52 600


2734


37


Сербия


2574


2770


36


Сингапур


198


27 625


4


США


62 000


5143


19


Таиланд


12 300


5465


18


Танзания


500


101 515


1


Турция


24 406


3107


32


Уганда


750


51 793


2


Уругвай


1111


3077


32


Швейцария


1740


4707


21


Швеция


1280


7750


13


Шри-Ланка


2082


9913


10


ЮАР


3058


17 659


6


Япония


55 797


2278


44


Украина*


21 830


1961


51


 


*По данным синдикативной базы данных «Axioma».



Наиболее низкий доступ каптекам отмечен встранах снебольшим
уровнем дохода. Например, в Танзании всего 1 аптека приходится
на 100 тыс. населения. В Зимбабве и Уганде этот показатель
составляет 3 и 2 аптеки соответственно. Наибольшее количество
аптек на 100 тыс. населения функционирует в Китае.
При общем количестве аптечных точек на уровне 918 тыс.,
в этой наиболее густонаселенной стране на 100 тыс. населения
приходится 67 аптек.

 


ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


В большинстве стран
используются те или иные подходы к регулированию цен
на лекарственные средства (табл. 2). В зависимости от поставленных целей
могут регулироваться все лекарственные средства или конкретный сегмент. Во
многих развитых странах регулируются цены на препараты, включенные в систему
реимбурсации.










Таблица
2


Подходы крегулированию
цен налекарственные средства







































































































Навсе
лекарственные средства


Нарецептурные
лекарственные средства


Нареимбурсируемые
лекарственные средства


Нерегулируются


Афганистан


Канада


Австрия


Аргентина


Бельгия


Индия


Австралия


Дания


Босния и Герцеговина


Македония


Германия


Ирак


Бразилия


Нидерланды


Гана


Япония


Иран


Португалия


Ирландия


Черногория


Израиль



Италия


Нигерия


Иордания



Польша


Панама


Ливан



Россия


Сингапур


Парагвай



Сербия


Танзания


ЮАР



Испания


Таиланд


Турция



Швеция


Уганда




Швейцария


США




Великобритания


Зимбабве




Вьетнам



Итого: 11


5


14


13


Среди стран, включенных
в исследование, у 30% отсутствует какое-либо регулирование цен на
лекарственные средства.


Политики ценового регулирования
могут распространяться на цены производителя, оптовые и/или розничные
наценки (по­дробно этот вопрос будет рассмотрено в следующей публикации).
В европейских странах один из наиболее распространенных подходов
к регулированию цен производителя основан на использовании метода
внешнего референтного ценообразования.


ОТПУСК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ


В большинстве стран отпуск
лекарственных средств разрешен только в аптеке. Однако довольно
распространенной практикой является разрешение реализовывать лекарственные
средства безрецептурного статуса впрочих розничных точках (например
супермаркеты, заправки ит.д.). Такая политика обусловлена тем, что
в развитых странах к вопросу присвоения статуса подходят достаточно
скрупулезно. Для того чтобы лекарственное средство получило безрецептурный
статус, заявители должны предоставить регуляторным органам убедительные
доказательства его безопасности для пациента (в том числе при самолечении).
Другими словами, безрецептурный статус является гарантией безопасности
препарата.





Реализация ОТС-препаратов вне
аптек разрешена втаких странах: Австралия, Канада, Дания, Германия, Гана,
Индия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Македония, Нидерланды, Нигерия,
Панама, Португалия, Польша, Сингапур, Южно-Африканская Республика (ЮАР),
Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Танзания, Таиланд, Уганда, Великобритания, США,
Зимбабве.





Примечательно, что вряде
стран разрешен отпуск рецептурных лекарственных средств вне аптеки.
По данным исследования, к этим странам относятся Индия, Израиль,
Италия, Сингапур, Шри-Ланка, Танзания, Уганда.





Еще одним интересным моментом
является отпуск лекарственных средств не посредственно врачами (табл. 3).
Согласно данным исследования такая практика довольно распространена.










Таблица
3


Страны, вкоторых врачи
могут отпускать лекарственные средства






































































































Страны


Разрешено


Разрешено,
ноограничено


Австрия




Австрия




Канада




Дания




Гана




Индия




Ирландия




Япония




Нидерланды




Сингапур




ЮАР




Шри-Ланка




Швейцария




Танзания




Таиланд




Великобритания




США




Зимбабве




В15% стран врачи могут
отпускать лекарственные средства без каких-либо ограничений. Впрочих
странах, где такая практика разрешена (24% стран, включенных
висследование), отпуск препаратов врачами разрешен, однако он подлежит
регулированию и контролю со стороны компетентных структур. В 60%
стран такая практика запрещена.


АПТЕЧНЫЕ СЕТИ


Объединение аптек в аптечные сети
разрешено не во всех странах (рис. 1). В частности, образование
аптечных сетей запрещено в таких странах: Австрия, Дания, Финляндия,
Германия, Ирак, Ливан, Испания и Турция.





Рис. 1


Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики


Легальный статус аптечных сетей


Среди исследованных стран доля
розничных аптек, входящих в аптечные сети, значительно варьирует.
В Швеции, Сингапуре, Канаде, Сербии, Боснии и Герцеговине, США
и Великобритании более 50% аптек относятся к сетевым объединения­м.
Впрочих странах менее 50% аптек образуют аптечные сети. Однако
вцелом (сопределенными исключениями) индивидуальные аптеки—
превалирующая форма собственности аптечного бизнеса.





Наиболее консолидированы
розничные сегменты в Швеции и Сингапуре. В этих странах на долю
аптечных сетей приходится более 90% аптечного рынка. В Канаде— 80%
аптек относятся к сетевым объединениям. В Сербии 70% аптек входят
в состав сетей.


ТРЕБОВАНИЯ КПОМЕЩЕНИЯМ


Регуляторные требования
к помещениям аптек отличаются в разных странах.
В 28 из 42 исследованных стран действуют обязательные
требования к площади аптечных учреждений (рис. 2). В то же время
в 13 странах существуют регуляторные требования, согласно которым в аптеке
должно быть предусмотрено отдельное место для оказания консультационных услуг.
В 27 странах таких требований нет вообще.





Только в2странах эти
требования конкретизированы. Впортугальской аптеке для этого должно быть
отведено минимум 7кв. м, авовьетнамской— 1кв. м.


МНН ИГЕНЕРИЧЕСКАЯ ЗАМЕНА


Выписывание рецептов
по международным не патентованным наименованиям (МНН) добровольно
в более чем половине исследованных стран (рис.3). Внекоторых
из них (21%) врачи обязаны выписывать рецепты с указанием только МНН.
В14,5% стран выписывание рецептов суказанием только МНН (без
торгового наименования) запрещено.


Рис. 2


Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики


Требования кпомещениям
аптек


Рис. 3


Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики


Выписывание рецептов поМНН
иосуществление генерической замены


Вто же время ни
водной изанализируемых стран незапрещено проводить
генерическую замену. Вменее чем половине стран фармацевты ваптеках
обязаны осуществлять генерическую замену.


НДС НАЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА


Поданным исследования,
налог на добавленную стоимость (НДС) применяется к лекарственным
средствам во многих странах (рис. 4). Медианный НДС— 9%. Страны, в которых
НДС на лекарственные средства превышает 10%: Босния и Герцеговина (17%),
Дания (25%), Германия (19%), Израиль (18%), ЮАР (14%) и Танзания (18%).


Рис. 4


Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики


Налоговая политика
вотношении лекарственных средств


Лекарственные средства
не облагаются НДС в таких странах: Аргентина, Австралия, Канада,
Иран, Ливан, Нигерия, Панама, Шри-Ланка и Зимбабве. В Швеции
и Великобритании только рецептурные лекарственные средства
не облагаются НДС.





В большинстве стран ставка
НДС на лекарственные средства занижена по сравнению с другой
продукцией.





Вряде стран налогообложение
налекарственные средства неограничивается НДС. Например,
в Гане, Нигерии и Вьетнаме действует импортный сбор
на лекарственные средства. В то же время в 69% исследованных
стран лекарственные средства не облагаются другими налогами.


ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ


Госпитальная аптека, согласно
определению FIP — это учреждение здравоохранения, которое осуществляет
деятельность, связанную с закупкой, хранением и отпуском
лекарственных средств для пациентов, обслуживающихся в больнице.
В некоторых случаях госпитальные аптеки могут предоставлять услуги для
пациентов, находящихся на амбулаторном лечении.





Впервую очередь, необходимо
отметить, что среди проанализированных стран существенно варьирует количество
больниц и койко-мест. Поданным исследованиям, наибольшее количество
больниц функционирует в Японии (6,7 на 100 тыс. населения).
В Австрии и Финляндии на 100 тыс. населения приходится
более 5,7 и 5,5 больниц соответственно. В России этот
показатель составляет 4,3 больницы на 100 тыс. населения.





В 30% стран
на 100 тыс. населения приходится 2–4 больницы. Среди них
Великобритания (3,7), Германия (2,4) и другие. В40% стран этот
показатель колеблется на уровне 1–2 больницы на 100 тыс.
населения. В15% стран этот показатель менее единицы. Причем если в Дании,
Швеции, Израиле иСингапуре это может быть связано сразвитой
системой первичного звена (втом числе амбулаторий икабинетов
семейного врача), то в Зимбабве, Панаме и Нигерии—
с неразвитой инфраструктурой учреждений здравоохранения. Вчастности,
вНигерии на100тыс. населения приходится 0,1больницы.


Существенно варьирует и такой
показатель, как количество койко-мест надушу населения—
от 123 койко-мест на 10тыс. населения в Японии
до 2,6 на 10 тыс. населения в Панаме. На 2-м месте
по количеству койко-мест в перерасчете на население—
Россия (94 на 10 тыс. населения). Затем следует Венгрия—
65 койко-мест на 10 тыс. населения, Германия—
61 на 10тыс. населения.


Вболее чем 40% стран этот
показатель колеблется на уровне 20–40 койко-мест на 10 тыс.
населения. Среди них— только одна страна суровнем дохода ниже
среднего— Шри-Ланка, в которой функционируют 32 койко-места
на 10 тыс. населения. В20% стран количество койко-мест
на10тыс. населения составляет менее 20. Преимущественно это бедные
страны (Афганистан, Панама, ЮАР идругие).


ГОСПИТАЛЬНЫЕ АПТЕКИ


20стран, принимавших
участие висследовании, предоставили данные одоле больниц,
вкоторых действуют госпитальные аптеки. Вподавляющем большинстве
случаев аптеки функцио­нируют вовсех больницах (60% стран).


В США в 97% больниц
есть госпитальные аптеки. В Сербии и Испании этот показатель
составляет 95%. В Гане и Израиле аптеки функционируют в 70%
больниц. В Финляндии этот показатель довольно низкий— 40%.
ВРоссии в44% больниц работают аптеки. Меньше всего госпитальных
аптек в Австралии— в 30% больниц. Если в больнице не
функционирует аптека, это лечебное учреждение зачастую пользуется услугами
другой госпитальной аптеки.


Наибольшее количество
госпитальных аптек в перерасчете на душу населения— в Японии
(рис.5). Минимум госпитальных аптек— в Нигерии (0,06 на 100 тыс.
населения). В то же время в ряде развитых стран этот показатель также не
является высоким: в Швеции— 0,8 госпитальных аптек на 100 тыс. населения,
в Швейцарии— 0,7, а в Израиле и Германии— 0,5.


Рис. 5


Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики


Количество госпитальных аптек
в пересчете на 100 тыс. населения





В данной публикации
рассмотрена инфраструктура аптечного рынка в разрезе исследуемых стран.
В следующей публикации мы узнаем, как и за счет чего
зарабатывают аптеки и фармацевты.


Прод