![]() в РФ™, по итогам 2014 г. одиннадцать отдельно рассматриваемых региональных рынков составляли 43,1% от всего госпитального сектора РФ. Годом ранее этот показатель был равен 46,2%. Крупнейшим является рынок Москвы, на долю которого приходились 15,1% больничных закупок (рис. 1). Далее следуют рынки С.-Петербурга (6,8%), Свердловской области (4,4%) и Краснодарского края (3,1%). Региональные рынки существенно различаются по средней стоимости упаковки больничного ГЛС. Наиболее высокая средняя стоимость отмечена в Санкт-Петербурге (10,12 долл.). Далее идут Москва (9,0 долл.), Красноярский край (7,47 долл.) и Свердловская область (7,13 долл.). Самая низкая средняя цена наблюдалась в Республике Башкортостан (4,09 долл.) В табл. 1 представлены данные о месте в региональных рейтингах компаний-производителей, лидирующих на общероссийском рынке. По итогам 2014 г., наибольшая доля российского госпитального рынка приходилась на препараты производства компании Pfizer. Однако она была лидером только в одном из анализируемых регионов, в Омской области. В Краснодарском крае компания занимала третье место, в Нижегородской области – пятое. Еще в пяти регионах этот производитель попал в первую десятку, тогда как в трех – занял места лишь во втором десятке. Занимавший в общероссийском рейтинге 2 место производитель Sanofi-Aventis был лидером на госпитальных рынках Краснодарского края и Ростовской области, вторым – на рынке Москвы и третьим – в Башкортостане, Нижегородской и Омской областях. Отметим, что во всех анализируемых регионах эта компания заняла места не ниже девятого. Замыкающий ведущую тройку Roche занимал аналогичные позиции на рынках Санкт-Петербурга, в Свердловской и Ростовской областях, был четвертым в Москве. В пяти регионах компания располагалась на местах с 6 по 9 включительно. Однако в Красноярском крае она была лидером, а в Краснодарском – заняла лишь 13 место. Отметим, что лидер Топ-10 Нижегородской области (компания Menarini) не входил в общероссийскую «десятку». Наибольшее число «пересечений» регионального и российского рейтингов наблюдалось в Новосибирской области (9 позиций), наименьшее – в Ростовской области (4 позиции). Более значительные отклонения в региональных рейтингах наблюдаются в разрезе отдельных торговых наименований (табл.2). Лидер российского госпитального рынка ПРЕВЕНАР в семи регионах попал в первую десятку, не став лидером ни в одном из них. В Санкт-Петербурге и Татарстане препарат расположился во втором десятке, а в Москве и Красноярском крае – в третьем. Традиционный госпитальный препарат НАТРИЯ ХЛОРИД был лидером рейтингов в Краснодарском крае, Ростовской и Омской областях. В Башкортостане он располагался на второй строчке, в Санкт-Петербурге и Свердловской области – на 3, в Татарстане и Новосибирской области – на пятой. При этом в Москве это наименование занимало 8 позицию, а в Нижегородской области – 15-ю. Занявшая третье место в общероссийском рейтинге КАЛЕТРА была лидером четырех анализируемых рынков (Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская и Новосибирская области). В Москве и Башкортостане препарат расположился на третьей строчке, в Краснодарском крае и Нижегородской области – на шестой и девятой соответственно. В трех оставшихся регионах он занимал гораздо более низкие места. Заметим, что в четырех анализируемых регионах лидер местного рейтинга не входил в состав общероссийского Топ-10. Наибольшее число «пересечений» с составом российского перечня лидирующих торговых наименований наблюдалось в Свердловской области (9 позиций), наименьшее – в Москве, Нижегородской и Омской областях (по 3 позиции). В зависимости от регионов, наблюдается значительное варьирование в структуре потребления не только отдельных препаратов, но и фармако-терапевтических групп (табл. 3). Однако надо отметить, что лидер обще-российского рейтинга –J05 Противовирусные препараты системного действия, практически во всех регионах попал в ведущую пятерку. При этом в пяти из них эта группа возглавляла региональный Топ-10. Лишь в Ниже-городской области она заняла 10 место. Вторая группа российского госпитального рейтинга - J01 Антибактериальные препараты для системного использования, попала в лидирующую тройку всех анализируемых регионов. При этом она возглавляла Топ-10 Краснодарского и Красноярского краев, а также Омской области. Имеющая третью рейтинговую позицию группа L01 Противоопухолевые препараты, была лидером рейтингов Санкт-Петербурга и Ростовской области, в Свердловской области занимала второе место. Еще в семи регионах она располагалась на третьей и четвертой позициях, тогда как в Татарстане – только на 27 месте. В наибольшей степени Топ-10 ведущих АТС групп российского госпитального сектора воспроизводился в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае (совпадение по 9 позициям), в наименьшей – в Нижегородской области (5 позиций). Заключение.Как показало сопоставление основных рейтингов, российский госпитальный сектор характеризуется выраженной региональной специфичностью в структуре рынка. Однако в большинстве случаев лидеры общероссийских рейтингов занимают высокое положение и на госпитальных рынках регионов. Файл: Загрузить (432кбайт)
Источник: remedium.ru |