Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Эксперты разошлись в оценке основных трендов развития рынка

Эксперты разошлись в оценке основных трендов развития рынкаРазличные факторы влияют на российскую экономику, и фармрынок
рынок не исключение, отметил генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк,
выступая 4 июня с докладом на очередном заседании Российской ассоциации
фармацевтического маркетинга «Где же кризис?».






По его словам, говорить о цифрах сейчас достаточно сложно,
«спасает» длительная волатильность рынка: «За последние 5 лет мы видим
практически не меняющиеся темпы роста — в среднем 12%, только в прошлом году —
10%».




В январе-апреле текущего года, по данным эксперта, рынок продемонстрировал
«достаточно хорошие показатели», несмотря на прогнозируемые ранее 12% прироста
за весь 2015 год, за первые 4 месяца рынок прибавил 23% в рублях, 1,8% — в
упаковках. Причина роста – высокая заболеваемость и рост цен.




 


По прошествии первых четырех месяцев 2015 года, отличающихся
подъемом, рынок испытает традиционный летний спад, отметил г-н Шуляк.
«Если говорить о ценах, то мы видели подъем в 1 квартале, снижение на 1%
индекса цен в апреле. В мае цены снова начали ползти вверх, — плюс 0,4%. Я
думаю, летом мы увидим некоторую заморозку индекса цен, потому что потребление
препаратов будет падать, и аптеки и дистрибьюторы будут бороться за своего
потребителя и сдержат цены, чтобы как-то поддержать оборот», — рассказал
эксперт.





Инфляция на препараты из списка ЖНВЛП, по его словам, составила в
прошлом году 6,6%, на не входящие в перечень — 15,8%.





Сергей Шуляк поделился прогнозом компании DSM Group, согласно
которому рост рынка в рублях составит 12-15%, в долларах падение 18% при
расчетном курсе 52 руб. за доллар. В долларах объем фармацевтического рынка
может вернуться на уровень 2010 года.





Генеральный директор «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов
перед началом своего выступления отметил, что тренды его компании значительно
расходятся с трендами DSM Group.





«После трех месяцев достаточно серьезной нервотрепки и
неопределенности с начала апреля мы получили некую передышку в виду укрепления
рубля и попытки стабилизации», — заметил эксперт.





По данным IMS Health , за первые четыре месяца этого года рынок
вырос на 10%, при этом в долларах рынок упал на 36%, в евро — на 21%. Для
расчетов были использованы среднемесячный взвешенный курс. «В то время как DSM
Group отмечает рост закупок ЛП со стороны аптек, по данным IMS
Health эти закупки заметно снизились и снижались все четыре месяца», —
отметил г-н Демидов.





По данным IMS Health, объем рынка в госпитальном секторе снизился
на 3% в денежном выражении, на 1% — в упаковках. «Впервые за четыре года
безрецептурный сектор вырос почти на 11%, при чем он рос немного быстрее, чем
рецептурный. БАД росли всего лишь на 6%, что является, на наш взгляд, небольшим
сигналом о том, что в потреблении лекарственных препаратов что-то не так.
Раньше они росли быстрее», — пояснил аналитик.





Абсолютным драйвером роста, по словам г-на Демидова, стала
инфляционная составляющая, в то время как нивелирован фактор переключения
потребителя на более дорогие препараты, который ранее был более значительным
для розничного сегмента.





«На протяжении четырех месяцев рынок показывал худшую динамику в
сравнении с прошлым годом.Только в феврале было небольшое восстановление
— даже удалось достигнуть показателя 2014 года», — уточнил эксперт.





Николай Демидов пояснил, что в сложившейся ситуации происходит
постоянный пересмотр стратегий компаний и соответствующий оперативный пересмотр
бюджетов. Консалтинговые компании отмечают значительный интерес игроков рынка к
подходам, позволяющим рассчитать медленный эффект от вложений в рекламу.
Ключевым для многих компаний маркетинговым инструментом, по его словам,
является управление ценой. «Если препараты компании не входят в список ЖНВЛП,
то для них ограничением будет эластичность спроса. Производители
проявляют интерес к вопросу, как измерить эластичность спроса, чтобы понять,
как победить эластичность, если максимально повысить цены без потери доли
рынка и темпов роста», — рассказал Николай Демидов.





«Фармацевтический
вестник»