Представитель Центрального штаба ОНФ, директор Фонда развития
интернет-инициатив, руководитель Центра мониторинга технологической
модернизации и научно-технического развития Кирилл Варламов рассказал в
интервью корреспонденту сайтаONF.RUо приоритетах импортозамещения в России, доступности
лекарств для населения и лекарственной безопасности.
– Кирилл Викторович, складывается впечатление, что в последнее
время только ленивый не взялся заимпортозамещение…
– А ведь еще в мае 2014 года президент России, лидер ОНФ
Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме обозначил
необходимость вернуть внутренний рынок отечественному производителю и
ликвидировать критическую зависимость от импорта, были даны соответствующие
поручения правительству. Однако комплексный анализ возможностей
импортозамещения не проведен, приоритеты не определены, большая часть
соответствующих отраслевых программ до сих пор в процессе разработки… При этом
постепенно изменяется сама суть импортозамещения.
– Что вы имеете ввиду?
– Всесторонний анализ возможностей конкурентоспособного импортозамещения,
который провел наш Центр мониторинга технологической модернизации и
научно-технического развития в прошлом году, показывает, что импортозамещение
является важным и эффективным инструментом модернизации экономики, создания
новых рабочих мест и обеспечения благосостояния граждан, но, подчеркну, всего
лишь инструментом. У нас же, особенно в свете последних событий,
импортозамещение возвели в ранг национальной проблемы, от решения которой
зависит чуть ли не дальнейшая судьба страны. Давайте перестанем говорить об
импортозамещении как о проблеме, а вернемся к обсуждению тех возможностей,
которые оно открывает перед нами.
– Но импортозамещение рассматривается именно как один из
инструментов правительственного плана по обеспечению устойчивого развития
экономики в 2015 году.
– В том-то и дело, что антикризисный план рассчитан только на
текущий год. То есть речь идет в первую очередь о том, как бы с наименьшими
потерями пережить сложившуюся ситуацию. В таком случае приходится говорить о
так называемом срочном импортозамещении. Оно представляет собой перечень
оперативных мер обеспечения минимального уровня безопасности страны, общества,
каждого из нас.
Но, повторю, импортозамещение не должно сводиться к «латанию дыр
на уровне ватерлинии». Нужно понимать, куда вообще «плывет корабль». Таким
образом, срочное импортозамещение должно быть частью стратегического плана
по обеспечению технологического суверенитета в жизненно важных областях и
технологического лидерства в перспективных отраслях экономики. Этот план
предполагает структурные преобразования в экономике и должен быть рассчитан на
десятилетия вперед.
Такой подход к импортозамещению требует привязки к четко
сформулированным приоритетам развития. Приоритеты должны, с одной стороны,
соотноситься с факторами, обеспечивающими технологический суверенитет, с другой
— с вероятными драйверами национальной экономики.
– Что это за приоритеты развития? Можете привести пример?
– В текущей напряженной ситуации подобным примером может
являться содействие импортозамещению в сельском хозяйстве, производство
качественных российских лекарств и комплектующих, создание собственных
информационных систем. Это позволит не только обеспечить в короткие сроки
продовольственную или, например, лекарственную безопасность, но и сформировать
заделы для будущего обновления существующих производственных мощностей и
строительства новых промышленных предприятий.
– Недавно вы проводили выездное совещание Центра НТР в Калуге по
теме лекарственной безопасности…
– Эксперты характеризуют отечественный фармацевтический рынок
как «типично колониальный», поскольку в стоимостном выражении только около 1/4
его составляют отечественные препараты. Объем производства отечественных
субстанций за последние 20 лет сократился более чем в 20 раз, и в настоящее
время из них производится менее 10% лекарственных препаратов. По данным
Минпромторга, степень зависимости фармацевтической промышленности от импорта
составляет 73%, медицинской промышленности — 81%. Такая критическая
зависимость, по мнению экспертов, создает потенциальную угрозу национальной
безопасности, может привести к возможному дефициту лекарственных препаратов и
дальнейшему кратному удорожанию лекарств и медицинских услуг.
В той же Калужской области, несмотря на наличие фармацевтических
производств, доля отечественных закупаемых лекарственных средств в упаковках и
в торговых наименованиях составляет 65и 46% соответственно, в то время
как в денежном выражении — всего 28%.
При этом цены на лекарственные препараты из перечня жизненно
необходимых и важнейших (ЖНВЛП) в ценовой категории до 50
руб.приблизились к предельно установленным. С начала года аптекари
отмечают, что в ряде случаев цена поставщика может превышать максимальную
розничную цену по реестру. Например, закупка воды для инъекций осуществляется
по 13,38 руб., в то время как ее розничная цена по реестру составляет 12,86
руб. В связи с этим некоторые позиции из перечня в аптеках отсутствуют. Если своевременно
не вмешаться, то аптеки просто перестанут осуществлять закупку таких лекарств,
что может привести к отказу от их производства.
Из-за указанного расхождения срываются региональные закупки
необходимых лекарств. Прошлой осенью в 16 субъектах РФ соответствующие торги не
состоялись, так как не было ни одного желающего поставлять лекарственные
препараты по зафиксированным ценам.
Ситуация усугубляется тем, что в феврале оптовая надбавка на
указанные лекарства в Калужской области доходила до рекордных 20%. И это при
том что доля отечественных препаратов в этом сегменте — 83%. Мы поставили
для себя задачу разобраться в ситуации и вместе со всеми участниками рынка
найти оптимальное решение, чтобы не допустить дальнейшего роста цен и
исчезновения с прилавка доступных жизненно важных лекарств. Чтобы люди не
остались без доступных лекарств, мы требуем от Минздрава взять ситуацию под
особый контроль.
– Что еще сказывается на доступностилекарств?
– Руководители областных больниц и аптечных сетей
подтвердили нам, что цены на то или иное лекарство взлетают из-за факторов,
которые, казалось бы, никак не связаны с фарммедпромом. Так, например,
отмечалось резкое повышение стоимости фольги для упаковок таблеток. Оказалось,
что в России внутренние цены на алюминий, из которого изготавливается фольга,
привязаны к ценам на Лондонской бирже. Получается, что рост мировых цен на
российский алюминий вредит отечественному покупателю лекарств. Эта проблема
давно известна, и такого, конечно, быть не должно.
Источник: onf.ru
|