Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Чем провизоры отличаются от юристов

Чем провизоры отличаются от юристовПрограмма
«Фарма-2020» изменила спрос на подготовку специалистов в фармвузах


Потребности фармацевтических
компаний в специалистах меняются год от года под действием многих
обстоятельств, главные из которых — политика государства на импортозамещение и
развитие отечественной фармацевтической промышленности. Какими навыками сегодня
должен обладать выпускник фармацевтического вуза, желающий построить карьеру в
области исследований и разработок лекарств? Какие возможности для получения
этих навыков сегодня предоставляются студентам? Об этом обозревателю «ФВ» Анне
Курской рассказал ректор Санкт-Петербургской государственной
химико-фармацевтической академии Игорь НАРКЕВИЧ.





Новые требования





— Игорь
Анатольевич, каким требованиям сегодня должен отвечать специалист, который
занимается разработкой лекарств?





— В идеале это человек, который сам
ставит себе задачи, увязывая их с задачами более высокого уровня —
корпоративными и общенаучными, и находит способы их решения. Конечно, он должен
обладать профессионализмом в области своей специализации и умением работать в
команде.





— Повлияла ли
на эти требования программа «Фарма-2020»?





— Да, и очень сильно. В России мы
увидели достаточно бурный рост отрасли и внедрение новых технологий, которые
подкреплялись активным запросом работодателей на специалистов. В принципе
кадровый заказ от промышленности и государства достаточно четко сформулирован,
что облегчает нам задачу формирования новых образовательных программ с учетом
новых необходимых компетенций.





С одной стороны, мы не всегда
успеваем за быстрым ростом отрасли, но, с другой стороны, этот рост позволяет
нам достаточно оперативно преодолевать образовательный, научный и
технологический разрыв с Большой фармой.





— Насколько
оперативно меняется программа подготовки специалистов под действием этих
факторов?





— Сейчас этот процесс идет
достаточно динамично. Например, еще пять лет назад все работодатели требовали
специалистов в области GMP, технологов и т.д. Но сейчас на их заказ
сформировался достаточно полноценный ответ, и проблема поиска перестала быть
острой.





Сейчас компании, в том числе и
российские, начинают очень активно искать специалистов в области клинических
исследований, традиционно востребованы медицинские представители. Идет набор в
сферу исследований и разработок, очень высок спрос на специалистов в области
биоинформатики и биотехнологии.





Открытый проект





— Какие
возможности сегодня есть у студентов, которые хотят специализироваться на
исследованиях и разработке лекарственных препаратов?





— В первую очередь это научная
работа в вузах и на кафедрах. Студенты нашей академии могут рассчитывать на
достаточно широкий спектр возможностей. Действуют меры государственной
поддержки молодых ученых, например, гранты президента и правительства на
стажировку за рубежом.





В Санкт-Петербурге есть достаточно
хорошо сформированная и понятная система поддержки студентов, аспирантов и
молодых ученых. Есть меры поддержки, связанные с малыми инновационными
предприятиями. Многих наших учащихся мы отправляем на зарубежные стажировки, в
том числе и по программе «Больше, чем образование».





— Расскажите,
пожалуйста, подробнее об этом проекте.





— Программу «Больше, чем
образование» мы реализуем с компанией Pfizer с 2011 г. С тех пор в рамках этого
проекта проводится по четыре недельных образовательных модуля в год. Занятия,
которые доступны для всех желающих (факультет и курс студента не имеют
значения), проводят ведущие специалисты компании Pfizer, в основном на
английском языке.





По окончании годового цикла студенты
проходят тестирование. Наиболее творческих из них приглашают на летние
зарубежные стажировки на предприятия и в научные центры компании, где их
вовлекают в выполнение реальных исследовательских проектов.





Все, кто ездил на эти стажировки за
последние годы, остались работать в России, получив при этом хорошие
предложения от разных фармацевтических компаний, связанные с исследованиями,
разработками и технологиями.





— Как
проходят занятия?





— Лекции продолжительностью до
четырех часов идут каждый день по вечерам. На каждую собирается до 100 человек.


Занятия проходят в мультимедийном
формате: ведущие лекторы приезжают в академию, а их коллеги из других стран
— Израиля, США, стран Европы — подключаются к аудитории через Интернет.





Последней из наших совместных
разработок стал модуль, посвященный жизненному циклу фармацевтического
продукта, предназначенный не только технологам, но и провизорам. Я сам
присутствовал на занятиях, и мне было очень интересно.





Мы ждем перемен





— В каких
переменах, на ваш взгляд, сегодня нуждается российское фармацевтическое
образование?





— Основная проблема, которой мы
сейчас занимаемся, понемногу решается. Мы хотим, чтобы люди поняли, что
фармацевтическое образование — недешевое. Это не экономика и не юриспруденция,
пусть меня простят экономисты и юристы, где для обучения по сути нужны только
компьютер и ручка.





Нашим студентам нужно научиться
работать на современном оборудовании. Хороший отечественный хроматограф стоит
сегодня около миллиона рублей, а таких хроматографов на каждой кафедре должно
быть не менее двух-трех. Я уже не говорю про более специфическое оборудование,
на котором студенты тоже должны уметь работать.





Здесь, в академии, на каждой кафедре
построить мини-завод просто невозможно. Есть самые разные технологические
линии, на которых изготавливают продукт от таблеток до инновационных
лекарственных форм, и стоимость этих линий такова, что никакое государство не
сможет их академии оплатить. Поэтому здесь один из выходов — это тесное
сотрудничество с работодателями — с глобальными и российскими фармацевтическими
компаниями.





За последние годы мы в полном объеме
восстановили некогда утраченную производственную практику. Наши студенты
работают на самом современном оборудовании на заводах от Калининграда до
Кургана. Сейчас на каждое предприятие ездит группа не более чем из пяти
студентов, что позволяет им получить нормальные практические навыки.





В рамках ФЦП «Фарма-2020» мы
занимаемся реконструкцией и перевооружением нашего основного лабораторного
корпуса. Городские власти нам помогают, сейчас они готовятся выделить академии
дополнительные площади.





— Видимо, это
проблема не только вашего вуза?





— Да, она характерна для всей
отрасли: фармацевтическая наука дорогая, она требует затрат и необходимых
механизмов, которые позволяли бы обучать специалистов в соответствии с кадровым
заказом нашей Фармы и которые могли бы дать возможность вузам современного
технологического оснащения.





К счастью, сегодня представители
Минобрнауки понимают нашу ситуацию. При поддержке зам. министра Людмилы
Огородовой в рамках технологической платформы «Медицина будущего» создан
научно-технический совет «Фармация будущего», и сейчас вместе с нашими
коллегами из МФТИ, СГМУ, Первого Медицинского университета и других вузов мы
ведем разработку мер поддержки фармацевтической науки. Кроме того, Министерство
здравоохранения сейчас переформатировало методологию образования за счет
создания учебно-методического объединения по фармации, которое возглавил акад.
Владимир Иванович Петров, ведущий специалист в области фармакологии и
разработки лекарств.





В целом ситуация развивается
положительно. Просто нужно много работать.





Анна Курская





Источник:«Фармацевтический
вестник» №18 2015г.