Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

Власть фармы

Власть фармыФармацевтический рынок в России ближайшие пять лет будет
расти за счет локализации производства и во многом благодаря государственной
поддержке и защите российских фармацевтических компаний, следует из опроса,
проведенного компанией EY.





Новый масштабный обзор EY «Исследование медико-биологической
отрасли и системы здравоохранения в России за 2013-2014 годы» составлен на
основе опроса иностранных (56%) и российских (44%) компаний - производителей
лекарств и медицинских изделий, представителей медицинских учреждений. Опрос
был проведен в апреле - мае текущего года, до введения санкций против РФ.





В нынешнем году, как и в предыдущем аналогичном опросе, который
проводился в 2012 году, бизнес указал, что главным направлением развития
фармрынка на ближайшие пять лет будет локализация производства лекарств. Однако
за два года доля респондентов, считающих, что госполитика будет стимулировать
зарубежных производителей к созданию производственных предприятий в России,
снизилась на 20% — с 88% в 2012 году до 68% в 2014-м. «Возможно, снижение
данного показателя отражает некоторый скептицизм зарубежных фармпроизводителей
в отношении мер господдержки иностранных компаний, принявших решение о
локализации в России»,— комментируют в EY.





Акценты господдержки сейчас сместились в сторону
отечественных производителей, следует из обзора. Так, в разы — с 6% в 2012 году
до 45% в 2014 году — выросло число тех компаний, которые полагают, что
проводимая госполитика способствует росту рынка российских производителей.
Возможно, комментируют аналитики EY, возросшая популярность этого сценария
связана с тем, что зарубежные производители, уже локализовавшие производство в
России или находящиеся в процессе локализации, рассматривают себя в качестве
российских производителей и избрали этот путь развития российского рынка в
качестве приоритетного. На сегодняшний день, уточняют в EY, все крупные
фармпроизводители уже имеют некоторую долю локализации на российском рынке либо
в виде собственного производства, либо в виде контрактного производства.





Что же касается роста рынка за счет приобретения зарубежными
производителями российских фармкомпаний, то этот тезис уже не выглядит для
бизнеса перспективным — число тех, кто считает, что именно покупка российских
предприятий будет движущей силой развития рынка, за два года снизилось с 18% до
6%.





Полный цикл причин





Фармбизнес по-прежнему считает Россию привлекательной с
инвестиционной точки зрения. Так, согласно опросу, большая часть фармкомпаний
готовы инвестировать и размещать производство лекарств на территории РФ: 52%
компаний рассматривают возможность производства полного цикла, еще 23% заявили
о том, что рассматривают размещение контрактного производства. Четверть
опрошенных сообщили, что не заинтересованы в развитии производства в России.
Среди причин разместить производство в России большинство — 42% респондентов —
назвали экономические, а именно сокращение издержек, повышение доходности
лекарственного препарата.





Для 40% причины для размещения производства регуляторные, а
именно получение преференций в рамках программ лекарственного обеспечения,
возможность регистрации препарата в качестве российского препарата. Еще 18%
среди причин назвали инициативу правительства о перемещении фармпроизводства на
территорию РФ.





В качестве основных мер поддержки со стороны государства
большинство респондентов хотели бы видеть гарантированные долгосрочные
контракты на закупку лекарств, произведенных в России, а также временное
освобождение от уплаты налогов и налоговые субсидии. Фармбизнесу помогли бы
господдержка в виде налоговых льгот и пересмотр госрегулирования в отношении
охраны прав интеллектуальной собственности.





Проблемная
госрегистрация





Несмотря на то что год назад была несколько
усовершенствована процедура регистрации лекарств, как и в 2012 году,
большинство респондентов относят ее, а также процедуру регистрации предельных
отпускных цен на лекарства из списка ЖНВЛП к наиболее проблемным аспектам
действующего закона. При этом больше всего бизнес волнует регистрация цен на
препараты из списка ЖНВЛП: если в 2012 году на это болевое место указал 31%
респондентов, то в 2014 году — уже 78%. Доля респондентов, отмечающих фактор
госрегистрации лекарств, снизилась с 85% в 2012 году до 56% в 2014 году.





Процедура регистрации по-прежнему, по мнению бизнеса,
занимает много времени, требуя основательной подготовки и предоставления
значительного объема информации. А методика установления производителями
предельных отпускных цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП от 2010
года устарела. Аналитики EY поясняют: действующая методика ценообразования
должна быть изменена с целью решения оперативных задач, таких как вымывание
дешевого ассортимента, полиморфизм и непрозрачность определения предельных
отпускных цен.





Также в EY отмечают, что механизм ценообразования на ЖНВЛП
правительство просто обязано пересмотреть, поскольку новая методика
ценообразования должна обеспечить переход к системе лекарственного обеспечения
граждан, заложенной в Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025
года (утверждена в феврале 2013 года). Отметим, что власти рассматривают разные
концепции ценообразования, в том числе референтного.





Впрочем, справедливости ради надо сказать, что сама
стратегия не очень вдохновляет бизнес. В ней нет данных относительно объема
покрытия лекарственного обеспечения и сроков введения стратегии на всей
территории РФ. И откровенно говоря, судя по опросу, компании слабо верят в то,
что система лекарственного обеспечения скоро заработает. По мнению 67% опрошенных
фармпроизводителей, ее внедрение на всей территории РФ может произойти только в
долгосрочной перспективе — не ранее чем через пять лет.





Фармкомпании недовольны, как и два года, назад не только
слишком жесткими правилами регистрации, но и правилами обращения лекарств, в
том числе требованиями по клиническим исследованиям, и производства. Бизнесу,
согласно опросу, не нравится политика сдерживания роста цен со стороны
государства. В качестве барьеров на пути успешного развития бизнеса респонденты
отмечают усиление конкуренции и ухудшение общих экономических условий.





Участники рынка единодушны: назрела необходимость в
изменении законодательства, регулирующего порядок обращения лекарственных
средств, в том числе системы регистрации препаратов и порядка госрегулирования
ценообразования на них. Отметим, что сейчас в Госдуме и профильных
министерствах как раз обсуждаются поправки в закон «Об обращении лекарственных
средств» и новая методика ценообразования. Одна из самых главных инициатив —
введение понятия взаимозаменяемого лекарственного препарата. По мнению
подавляющего большинства компаний (76%), появление нового термина в законе
приведет к увеличению доли воспроизведенных лекарственных средств в
госсегменте. Четверть опрошенных опасается, что доступность качественных и
безопасных лекарств для населения снизится.





Отраслевые
перспективы





Российская система здравоохранения переживает нелегкие
времена, связанные с активно проходящей реформой, а также с осложнившейся
политико-экономической ситуацией в целом, что влияет на объем финансирования
всех сфер жизнедеятельности страны, в том числе здравоохранения, отмечают в EY.
Непростая ситуация сейчас и на российском фармрынке, однако компании не
собираются отказываться от своих планов развития.





Новые экономические реалии заставили игроков рынка
сфокусировать внимание на повышении эффективности бизнеса, в первую очередь на
оптимизации процесса продаж, на запуске программ сокращения расходов.
Фармацевтические компании, как показал обзор, готовы инвестировать в оценку и
повышение результативности своих маркетинговых инструментов, в улучшение
планирования и автоматизацию бизнеса.





Кроме того, на фоне истечения сроков патентной защиты на ряд
препаратов-бестселлеров все более актуальным для компаний становится вопрос
разработки и оптимизации продуктовой стратегии, указывают в EY. Так, наиболее
перспективными респонденты считают препараты в области лечения респираторных и
эндокринных заболеваний, а также онкологии.





Анализируя динамику фармрынка начиная с 2011 года, авторы
обзора подчеркивают, что рынок предыдущие два года демонстрировал двухзначный
рост. В этом году фармкомпании не теряют оптимизма, несмотря на непростое
начало года и снижение темпов роста рынка до 7,5% в рублевом выражении. Так,
более двух третей компаний запланировали рост на уровне 10% или более в 2014
году. Бизнес отмечает, что на состояние рынка может повлиять ухудшение
общеэкономических показателей и прекращение действия патентов на ряд
препаратов-бестселлеров. Впрочем, как позывает октябрьский блиц-опрос, 70% опрошенных
компаний считают, что текущая политико-экономическая ситуация, а также введение
санкций никак не повлияли на их бизнес. Только 17% увидели для себя риски и
намерены сокращать инвестиционные программы.






Среди основных проблем, с которыми столкнутся производители
лекарств в будущем, согласно результатам опроса, станут чрезмерно строгое
регулирования ценообразования на лекарства из перечня ЖНВЛП, ухудшение
макроэкономических показателей и ужесточение конкуренции из-за замедления
темпов роста рынка и увеличения доли дженериков.




Дарья Николаева




Источник: kommersant