Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Единые принципы оплаты медпомощи

Единые принципы оплаты медпомощиС 2013 года начато приведение систем оплаты медицинской
помощи всех регионов к единообразию. В последние годы велась активная работа по
внедрению в субъектах Российской Федерации единых принципов организации и
финансирования медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
(ОМС). С 2014 года все регионы получают одинаковый объем средств в расчете на
каждого застрахованного в системе ОМС в соответствии с Программой
государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи с учетом
коэффициента дифференциации (территориальные надбавки к заработной плате,
протяженность территории, уровень транспортной доступности и т.п.).





Программой государственных гарантий установлен перечень
заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается за счет средств ОМС.
Это практически все существующие заболевания, кроме социально значимых:
туберкулеза, ВИЧ-инфекции, венерологии, психиатрии и наркологии, при которых
медицинская помощь тоже предоставляется бесплатно за счет бюджетных средств.
Если пациент обратился в медицинскую организацию с заболеванием, которое
оплачивается за счет средств ОМС, то все показанные ему по состоянию здоровья
диагностические и лечебные мероприятия выполняются бесплатно. Платно могут быть
предоставлены сервисные услуги: пребывание в маломестной палате, индивидуальный
медицинский пост при отсутствии медицинских показаний и т.п.





Отмечу, что в 2011 году действительно отмечался дефицит
финансирования территориальных программ ОМС в ряде субъектов, в итоге сложился
высокий уровень дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи. В 2013
году были внесены изменения в методику расчета тарифов на оплату медицинской
помощи, позволяющие конкретизировать расчеты тарифов, осуществлялась работа с
тарифными комиссиями в субъектах Российской Федерации, что наряду с единым
нормативом финансирования позволило значительно снизить дифференциацию тарифов.
Сейчас в подавляющем большинстве субъектов она не превышает 20%. Жалобы на
различие в тарифах на оплату медицинской помощи по ОМС в разных регионах во
многом сейчас являются следствием некорректного сравнения.





Почти 20 лет законодательством допускалось использование в
регионах различных способов оплаты медицинской помощи: за услугу, за
койко-день, за посещение врача, за законченный случай лечения заболевания. При
таком разнообразии способов оплаты и существенно различающимся финансировании
регионов в каждом сложилась своя система тарифов.





Для корректного сопоставления тарифов следует использовать
сопоставимые единицы: тариф на оплату законченного случая лечения в субъекте,
где медицинская помощь оплачивается по клинико-профильным группам заболеваний,
не сопоставим с тарифом в другом субъекте, где оплата осуществляется по
клинико-статистическим группам (КСГ). В результате подобного сравнения
появляется информация о сильно различающихся тарифах, что не соответствует
действительности.





С 2013 года начато приведение систем оплаты медицинской
помощи всех регионов к единообразию. Из перечня возможных способов оплаты
исключены неэффективные и предложены наиболее эффективные, признанные во всем
мире способы.





Большинство развитых стран для оплаты стационарной
медицинской помощи применяют систему КСГ. С 2013 года мы приступили к созданию
российской системы КСГ с учетом действующей нормативной правовой базы по учету
медицинских услуг.





Внедрение такой системы повышает справедливость оплаты
медицинской помощи. Все существующие заболевания группируются с учетом
клинически однородных мероприятий, размера и структуры расходов, необходимых
для их выполнения. Существенным фактором является выполнение либо невыполнение при
лечении хирургической операции, а также ее сложность. Операции каждого профиля
в данной группировке разделены на пять уровней сложности: чем сложнее операция,
тем больше оплата.





В итоге в тех регионах, которые начали оплачивать
стационарную медицинскую помощь по этой системе, по факту увеличивается
количество выполненных сложных оперативных вмешательств, сокращаются очереди
пациентов на них, совершенствуется трех-уровневая система оказания медицинской помощи: потоки
пациентов распределяются по медицинским организациям в зависимости от сложности
лечения.





Идеологически система КСГ принципиально отличается от
стандартов медицинской помощи. Стандарт – универсальный документ, на его
основании можно спрогнозировать объем необходимых финансовых ресурсов, осуществить
контроль качества медицинской помощи.





Но в полной мере ни одна из указанных задач не может быть
реализована только на основе стандарта: он определяет среднюю частоту
применения того или иного исследования и в связи с этим предполагает одинаковый
размер оплаты лечения вне зависимости от его сложности. Соблюдение стандарта
часто становится причиной выполнения не показанных пациенту исследований,
необоснованного увеличения длительности лечения для соответствия указанным в
стандарте срокам, способствуя увеличению фактических расходов на лечение.





Необходимо учитывать, что существует более 30 тыс.
заболеваний, а это делает задачу разработки и непрерывной актуализации
стандартов по каждому из них практически невыполнимой – оплата лечения части из
них все равно будет осуществляться по остаточному принципу.





Система КСГ компенсирует указанные недостатки стандартов
медицинской помощи: группировка включает все существующие заболевания, а также
более 2 тыс. хирургических вмешательств, стоимость которых не нормируется по
каждой позиции, а определяется с учетом системы коэффициентов, что позволяет
обеспечить сбалансированность всей системы. Однако задачей КСГ не является
регулирование качества оказания медицинской помощи, инструментом которого в
международной практике чаще всего выступают клинические рекомендации (протоколы
лечения). Интенсивная разработка подобных протоколов в настоящее время ведется
и в нашей стране. При этом в совокупности КСГ и клинические рекомендации должны
составить достойную альтернативу действующим стандартам.





Источник: www.ng.ru