Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Давид Мелик-Гусейнов: «К системе софинансирования надо подходить постепенно»

Давид Мелик-Гусейнов: «К системе софинансирования надо подходить постепенно»Минфин вышел с предложением по дополнительному сбору денег с
неработающих граждан, которое сразу же вызвало бурную дискуссию в обществе.
Прокомментировать эту предложение мы попросили директора Центра социальной
экономики Давидом Мелик-Гусейновым.





- Давид Валерьевич, насколько, на ваш взгляд, эта инициатива
эффективна, необходима и реальна?





- Медицина–
такая область, которой всегда мало денег. И сколько бы их не выделялось, денег
всегда будет не хватать.


Но
государство должно обеспечивать одинаковый базовый уровень медпомощи и
доступность ее для каждого. А у пациента должны быть права, как лечиться, где
лечиться, в каких условиях. И эти права можно реализовать в том числе и за
дополнительные деньги.





Мы
в любом случае придем к тому, что рано или поздно здравоохранение будет
софинансироваться со стороны граждан, но это не должно оставлять их с пустыми
кошельками.





К
модели софинансирования надо постепенно переходить. Дать доступ всему населению
к лекарствам и разграничить моменты софинансирования. Это может быть 20-50
процентов доплаты к стоимости медикаментов. Откатать эту модель на
лекарственном обеспечении, а затем, когда она будет полноценно работать, можно
попробовать переходить к софинансированию медицинских услуг и медпомощи. В этом
вопросе не должно быть резких движений. И очень важно всем, кто настроен
критически или не понимает сути реформ, их объяснять. А скоропалительность
вредна как для системы здравоохранения, так и для пациента.





- Вы считаете, что в этой инициативе есть смысл, просто она преждевременна?





- Да,
предложение преждевременно, потому что оно работает несколько в другой системе.





Возможно,
стоит подумать вообще об отмене системы страхования, потому что оно работает в
рыночных условиях, на рыночных принципах. Россия– это единственная страна
в мире, в которой страхование работает в фондовой системе распределения
денежных средств.





В
таком случае надо переходить к системе бюджетного финансирования и внедрять
элементы софинансирования либо вообще уходить из системы полноценного
страхования. И признавать, что система здравоохранения– это рынок услуг и
опять же вводить софинансирование.





- Многие эксперты считают, что отследить работающих и неработающих
не так просто, для этого понадобится дополнительная структура, а это означает
дополнительные расходы. Смысл экономии теряется…





- Деньги
в любом случае нужно будет потратить на реформу. Да и отследить работающих и
неработающих не так и сложно. Работающее население платит налоги– и они
видны. Неработающее население – это те, кто состоит на бирже, пенсионеры или
школьники. Про них тоже все государство знает. Но есть те, кто не попадает в
эту когорту, они находятся в так называемой слепой зоне, их не видят, о них не
знают. Но при этом они активно пользуются всеми медицинскими услугами.
Государство подталкивает этих людей быть легальными, быть в прозрачном
транспарентном поле. Если они пришли в поликлинику и не оказались в базе, им
придется доплатить – даже заплатить за услугу, которая им оказывается.





- Здесь сразу возникает два вопроса. Первый: не попадут ли в эту
сложную ситуацию неработающие мамы?





- Действительно,
рисков очень много: и для мам, и для молодых людей. Попадет в сложную ситуацию
или нет — это 50 на 50. Поэтому реформа интересна, но она преждевременна.





- И второй вопрос. Как только человек станет доплачивать за
медпомощь, остро встанет вопрос ее качества. Ведь это будут деньги из его
собственного кошелька, а не виртуальные налоговые отчисления.





- Да,
такая проблема есть. Он эти деньги видит. И если не получил за свои деньги
должное качество, будет недоволен. И либо уйдет в частное здравоохранение, либо
начнет расти социальное напряжение. Этот фактор не надо сбрасывать со счетов.
Потому что социальное напряжение часто конвертируется в политические риски и
для местной власти и для федеральных органов исполнительной и законодательной
власти.





- На круглом столе в «АиФ» Тимофей Нижегородцев заметил, что
предложение Минфина нарушает главную конструкцию, когда работающий платит за
неработающего…





- Пока
да. В нынешней ситуации это противоречит нашим нормам и структурам, которые
работают в здравоохранении. Они не наделены необходимым количеством полномочий,
которые требуются для софинансирования. Но это все вопрос времени, это все
можно создать.






Елена
Бабичева

Источник: ria-ami