Целью публикации является беглый обзор международных и национальных документов, определяющих параметры надлежащей практики продвижения на рынок лекарственных средств в контексте рациональной фармакотерапии.
Следует отметить, что тема этичного (честного, адекватного, объективного, точного) информационного сопровождения лекарственных средств выходит далеко за рамки правдолюбия. В последние годы возрастает обеспокоенность по поводу связи между специалистами здравоохранения и фарминдустрией — в частности, относительно влияния индустрии на принятие решения по назначению и отпуску лекарств посредством множества рекламных инструментов, которые могут повлиять на выбор лечения.
Фармацевтическая промышленность, которая играет важную роль в разработке, производстве и распространении лекарственных средств, во многих странах стала также основным спонсором повышения квалификации специалистов, последипломного медицинского образования и научных исследований. Существует противоречие между усиленным стимулированием продаж на конкурентном фармрынке и заботой о здоровье пациентов, что может приводить к недостаточно оптимальному выбору схемы фармакотерапии, иногда в ущерб здоровью пациента.
Впрочем, если бы продвижение лекарств не влияло на решения по лечению, стали бы фармацевтические компании вкладывать миллиарды долларов ежегодно в маркетинг, направленный на медицинских работников? Учитывая, что компаниям необходимо демонстрировать устойчивую прибыль своим держателям акций, это представляется маловероятным. Фармацевтические компании просто выполняют свою роль как коммерческие бизнес-организации, цель которых — продать больше лекарств большему количеству людей, чтобы увеличить прибыль акционеров. Бесспорно, у них есть продукты, необходимые для лечения пациентов, как воздух, однако по сути фармацевтические компании со своими маркетинговыми подразделениями являются продавцами, стремящимися повысить прибыль, а не альтруистическими организациями, старающимися улучшить здоровье людей. В то же время неспособность распознать некорректную рекламную информацию или научные данные низкого качества, наносящие вред пациентам, — а тем более сознательное следование ущербным рекомендациям, например, в целях личной выгоды, — это уже зона ответственности специалистов здравоохранения, стоящих у постели больного или за прилавком аптеки, с них и спрос. Для них важно всегда помнить, что информационное сопровождение (любые виды информационно-рекламной деятельности) лекарственных средств изначально предназначено прежде всего для обеспечения рационального использования лекарств.
По определению между этичным продвижением и рациональным использованием лекарственных средств можно смело ставить знак тождества: никакой другой цели промоция лекарств не имеет, во всяком случае, не должна иметь. Но не покривим душой: реклама лекарств давно превратилась из инструмента информационного в инструмент коммерческий. И между двумя этими кресалами — лечебной ценностью и коммерческой выгодой — как раз и высекается искра риска для пациента. Увы, информация о лекарстве и его надлежащем использовании может быть извращена и удалена от действительности буквально на всех звеньях лекарственной цепочки. Всему живому свойственно стремление к поглощению как можно большего количества энергоносителей при их минимальном расходовании (проще говоря, жажда максимальной наживы при минимальных потерях/напряжении). Немудрено, что в рекламе лекарств сильно, а порой непреодолимо искушение либо завуалировать те негативные свойства препарата, которые могут закономерно отпугнуть потенциального покупателя, либо приписать продукту некие позитивные качества, которыми он в действительности не обладает или обладает в меньшей степени, нежели хотелось бы его промоутеру — производителю, поставщику, назначающему его врачу, отпускающему его фармацевту. В подавляющем большинстве стран государства ассигнуют на обеспечение рационального использования лекарств явно недостаточно средств (Holloway K., van Dijk L., 2011). В нашей стране государство и вовсе не тратит на это ни копейки, соответственно, и не несет ответственности, делегировав вышеперечисленным сторонам всю ее полноту. Этот конфликт интересов извечен. Выигрыш и прибыль от удачи разделят меж собой все задействованные/заинтересованные стороны, а вот в случае проигрыша пострадавшей стороной окажется одна — пациент.
В чем принципиальные отличия между некорректной рекламой лекарств и, допустим, вентиляторов? Прежде всего, разумеется, в несопоставимой значимости последствий: неисправный вентилятор подлежит починке или замене, а вот неправильно использованное лекарство может становиться ядом, наносящим организму человека урон, порой непоправимый. Во-вторых, вентилятор работает (или не работает) сразу, и это легко определить — лекарственный же препарат утаивает свои механизмы действия на глубинном клеточно-молекулярном уровне, что невооруженному глазу недоступно, и чтобы до механизмов этих доступиться, и придумана человеком грандиозная научно-медицинская машина.
Допустим, ученые и специалисты здравоохранения эти механизмы понимают, однако потребитель/пациент вынужден принимать получаемую информацию о лекарстве на веру, как говорили древние, доверять познавшему. А неэффективности/вреду препарата в том или ином конкретном случае найдется множество оправданий (могла и индивидуальная чувствительность подкачать, и вообще, «необходимы дальнейшие исследования»: взятки гладки). Поэтому для достижения баланса в этом вопросе на национальном уровне необходимо определить ориентиры, избрать точки опоры, зафиксировать позиции, провозглашаемые авторитетными международными медико-фармацевтическими организациями, прежде всего ВОЗ.
СТОЛПЫ И ПЕРВООСНОВЫ. Этичная промоция Основополагающим документом в исследуемой области является небольшое по объему руководство ВОЗ «Этические критерии продвижения лекарственных средств» (WHO. Ethical criteria for medicinal drug promotion. Geneva: World Health Organization; 1988), одобренное 13 мая 1988 г. Сорок первой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, резолюция WHA41.17 (руководство доступно в русском переводе, осуществленном издательством «МОРИОН»: «Еженедельник АПТЕКА», № 4 (575) от 29 января 2007 г.; ).
Напомним, в трактовке ВОЗ термин «продвижение на рынок» применяется по отношению ко всем видам информационно-рекламной деятельности, которую проводят компании-производители и фирмы-поставщики для стимулирования назначения, поставки, закупки и/или применения лекарственных средств. Слова документа звучат, как песня; их хочется цитировать вновь и вновь: «В стране можно активно продвигать на рынок только те лекарственные средства, которые официально разрешены к продаже в данной стране. Продвижение на рынок следует осуществлять в соответствии с национальной политикой в области здравоохранения и национальным законодательством, а также с добровольными кодексами правил, если они существуют. Все информационно-рекламные материалы, в которых содержатся какие-либо сведения о медикаментах, должны быть надежными, точными, достоверными, современными, доказательными и оформленными должным образом. Они не должны содержать формулировок, которые могут ввести в заблуждение, а также непроверенных данных. Нельзя исключать какую-либо часть информации, поскольку это может повлечь за собой нецелесообразное использование лекарственного препарата или неоправданный риск. Слово «безопасное» следует использовать только по отношению к тем лекарственным средствам, которые прошли надлежащую проверку. Сравнение препаратов необходимо проводить на основе реальных фактов, беспристрастно и аргументированно. <…> Продвижение на рынок нельзя осуществлять из конъюнктурных соображений. <…> Нельзя использовать научную и обучающую деятельность для продвижения лекарственных препаратов на рынок. <…> Нельзя рекламировать препараты, отпускаемые по рецепту или применяемые в терапии больных с тяжелыми заболеваниями, которые может назначать только квалифицированный врач. <…> В рекламе, предназначенной для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения, следует подбирать формулировки и иллюстрации в полном соответствии с научными данными, содержащимися в официально утвержденной информации о конкретном лекарственном препарате, или в соответствии с другими источниками информации, имеющими аналогичное содержание. Текст должен быть понятным. <…> Рекламные материалы, в которых есть высказывания, способствующие сбыту, должны содержать краткую научную информацию о лекарственном препарате. <…> Рекламные сообщения могут информировать о том, что препарат излечивает, предупреждает заболевание или облегчает состояние лишь в том случае, если эта информация достоверна. <…> Не следует использовать формулировки, которые вызывают чувство страха или беспокойства. <…> Медицинские представители не должны предлагать «стимулы» лицам, назначающим лекарственные средства, и фармацевтам. В свою очередь лица, назначающие лекарственные препараты, а также фармацевты не должны стремиться получить такие «стимулы». <…> Постмаркетинговые научные исследования и фармакологический надзор не должны превращаться в завуалированную форму продвижения препарата на рынок. <…> Обоснованную информацию о риске, связанном с применением лекарственных препаратов, необходимо сообщать, в первую очередь, соответствующим национальным органам здравоохранения и распространять на международном уровне в кратчайшие сроки.».
Характерно, что за почти четвертьвековую историю использования этот документ ни разу не подвергался пересмотру, что подчеркивает его актуальность и в наши дни, но вовсе не означает, что тема этического продвижения лекарств замерла и не развивалась — напротив, эта работа проводилась ВОЗ (как и другими международными профессиональными объединениями, о которых речь пойдет ниже) системно и непрестанно, от сессии к сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Так, 23 мая 2007 г. Шестидесятой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята программная резолюция, которая прямо и однозначно увязывает этику промоции и рациональное использование лекарственных средств и заслуживает, чтобы привести ее текст полностью.
ШЕСТИДЕСЯТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Резолюция WHA60.16 Пункт 12.17 повестки дня 23 мая 2007 г. Прогресс в рациональном использовании лекарственных средств Шестидесятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения,
1. ПРИЗЫВАЕТ государства-члены (и, в соответствующих случаях, региональные организации экономической интеграции):
2. ПРЕДЛАГАЕТ Генеральному директору:
Одиннадцатое пленарное заседание, 23 мая 2007 г. Рациональное использование лекарств Целый ряд мостов между этичным продвижением на рынок и рациональным использованием лекарственных средств наведен руководством ВОЗ «Содействие рациональному использованию лекарственных средств: основные составляющие лекарственной политики ВОЗ» (Promoting rational use of medicines: core components. World Health Organization. Geneva. 2002. Доступен русский перевод, выполненный издательством «МОРИОН»: «Еженедельник АПТЕКА», № 38 (409) от 6 октября и № 40 (411) от 20 октября 2003 г. — www.apteka.ua/article/14507; http://www.apteka.ua/article/14567).
Определение рационального использования лекарственных средств (ВОЗ, 1985 г.): «Пациенты получают лекарственные средства согласно клиническим показаниям, в дозах, отвечающих их индивидуальным потребностям, на протяжении необходимого времени и по самой низкой стоимости как для них самих, так и для общества».
Это означает выбор лечения с наилучшими параметрами по эффективности и безопасности из всех имеющихся альтернатив, и наименее затратного из приемлемых вариантов лечения. Принятие таких решений требует знания состояния здоровья пациента, его жизненной ситуации и предпочтений, доступа к объективной, сравнительной информации о пользе и неблагоприятных эффектах всех имеющихся вариантов лечения.
Основные меры для содействия рациональному использованию лекарственных средств (ВОЗ, 2002): 1) национальный уполномоченный мультидисциплинарный орган по координации вопросов, связанных с использованием лекарственных средств; 2) клинические руководства; 3) перечень основных лекарственных средств, базирующийся на препаратах выбора; 4) фармакотерапевтические комитеты в районах и лечебно-профилактических учреждениях; 5) проблемно-ориентированная подготовка по фармакотерапии в ходе предаттестационного обучения; 6) последипломное медицинское образование без отрыва от производства как требование для получения/продления лицензии; 7) надзор, аудит и обратная связь; 8) независимая информация о препаратах; 9) просвещение населения в отношении лекарственных средств; 10) недопущение неприемлемого финансового стимулирования; 11) адекватные и выполняемые регуляторные меры; 12) достаточные государственные вложения в обеспечение доступности препаратов и подготовку персонала.
Независимая информация о препаратах Нередко для практического врача единственным источником информации о лекарственных средствах являются фармацевтические компании, но эта информация может быть необъективной. В этой связи особую важность приобретает обеспечение независимой (непредвзятой) информацией. Центры информации о лекарственных средствах и лекарственные бюллетени представляют собой два действенных способа распространения такой информации. Те и другие могут функционировать как под эгидой государственных или университетских медицинских учреждений, так и под патронатом неправительственных организаций — под контролем квалифицированных медицинских специалистов. Под чьей бы юрисдикцией они не были, Центры информации о лекарственных средствах или бюллетени должны:
Примерный формуляр ВОЗ (WHO Model Formulary) содержит независимую информацию обо всех препаратах, включенных в Примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ (WHO Model List of Essential Medicines).
Просвещение населения в отношении лекарственных средств Не владея достаточными знаниями об опасности и преимуществах использования лекарств, а также о том, когда и как их применять, люди могут не получать от фармакотерапии ожидаемого клинического эффекта и страдать от побочных эффектов. Это возможно как в случае с рецептурными препаратами, так и с лекарствами, которые могут использовать без назначения медицинским работником. Государство несет ответственность за обеспечение не только качества медикаментов, но и качества информации о лекарствах, сообщаемой потребителям. Это требует:
Недопущение неприемлемого финансового стимулирования Финансовое стимулирование может активно способствовать как рациональному, так и нерациональному использованию лекарств. Например:
Источник: apteka.ua |