13 марта 2014,
г. Москва — Ассоциация международных фармацевтических
производителей (AIPM) совместно с Международной федерацией фармацевтических
производителей и ассоциаций (IFPMA) представила результаты исследования, в
рамках которого проведен анализ корпоративных практик по поддержке здорового
образа жизни (ЗОЖ) на российских и зарубежных предприятиях, а также
сформулированы конкретные рекомендации по разработке и внедрению таких
программ. Исследование подготовлено при поддержке Государственного научно-исследовательского центра
профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации и
Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в партнерстве с
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Исследование «Рекомендации к разработке и внедрению
корпоративных программ по поддержке здорового образа жизни сотрудников
предприятий» является продолжением серии публикаций по проблематике
неинфекционных заболеваний (НИЗ), инициированных AIPM и IFPMA[1],
и включает обзор международных и российских практик в области борьбы с
основными факторами риска НИЗ, а также рекомендации по развитию программ сохранения
здоровья как на уровне предприятий и организаций, так и в масштабах государства
в целом.
Во всем мире усилия по профилактике НИЗ сосредоточены в
области борьбы с основными факторами риска: употребление табака, вредное
употребление алкоголя, неправильное питание и низкая физическая активность. Для
каждого из факторов риска можно выделить стратегии, доказавшие свою высокую
эффективность во многих странах: так, в борьбе с курением и вредным
употреблением алкоголя наиболее эффективны фискальные меры, а в борьбе с низкой
физической активностью и неправильным питанием – кампании в СМИ. Вместе с тем,
для большего эффекта необходимо последовательно использовать весь комплекс мер
на разных уровнях. При этом особый потенциал имеют именно корпоративные
программы предприятий по борьбе с основными факторами риска.
Комплексное 3-х этапное исследование, проведенное AIPM, позволило
проанализировать опыт организации и внедрения корпоративных программ ЗОЖ на
российских предприятиях, выявить предпочтения и отношение сотрудников к
проводимым мероприятиям.
В исследовании приняли участие сотрудники 46 государственных
и частных компаний, представляющих инфраструктурно значимые отрасли экономики с
большой долей занятого в них населения: промышленность («Газпром», «Норильский
никель», «РусГидро», «Лукойл» и др.), оптово-розничная торговля («ИКЕА»,
«Азбука вкуса», «Тандер» и др.), недвижимость и строительство («ГК ПИК» и др.),
коммуникации и транспорт («РЖД», «Мегафон», «Ростелеком», Mail.ru Group и др.),
образование и здравоохранение (Кубанский государственный университет,
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.
Пирогова и др.).
Проведенный опрос выявил готовность большинства
работодателей разделять ответственность за поддержание здоровья работника (66%
респондентов), но одновременно показал, что 24,4% работодателей не вкладывают
средства в охрану и поддержание здоровья сотрудников в настоящий момент. Среди
наиболее популярных направлений в реализации корпоративных программ поддержки
ЗОЖ – спортивные мероприятия, вакцинация и обеспечение сотрудников горячим
питанием.
Исследование продемонстрировало, что схожие по характеру
программы пользуются наибольшей поддержкой сотрудников. 100% опрощенных
поддержали софинансирование компанией занятий спортом и дотации на здоровое
питание, 94% – скрининг показателей здоровья. Перечисленные меры являются
основными программами ЗОЖ на предприятиях, однако их целесообразно дополнять
консультационными и информационными мерами, которые эффективны при
сформированной у работников потребности в заботе о собственном здоровье.
Итогом анализа и оценки данных, полученных в ходе
исследования AIPM, стали рекомендации к разработке и внедрению корпоративных
программ по поддержке здорового образа жизни сотрудников предприятий, критерии комплексной
оценки их эффективности, а также меры по поддержке программ ЗОЖ на предприятиях
со стороны государства.
Предприятиям, внедряющим или планирующим программы ЗОЖ, рекомендуется
существенно расширять набор предлагаемых мер, адаптировать их к специфике
производства и пожеланиям работников, планировать меры с участием самих
работников, вовлекать в эту деятельность руководство компаний, регулярно
проводить мониторинг и отслеживать результаты. Для обеспечения успеха программ
необходимы их поддержка со стороны топ-менеджмента компаний, использование
мотивационного подхода на индивидуальном уровне за счет внедрения финансовых и
иных стимулов. Разработке и внедрению соответствующих программ должна
предшествовать широкая разъяснительная работа, направленная на формирование
позитивного отношения у работников.
Поддержка государством корпоративных программ ЗОЖ как в
России, так и за рубежом является важным стимулирующим механизмом сохранения
трудовых ресурсов страны, что в конечном счете положительно влияет на экономический
рост. Направления такой поддержки могут быть самыми разнообразными: от прямого
софинансирования отдельных мероприятий до предоставления информационной,
организационной и методической помощи. При этом важно, чтобы продвижением
здорового образа жизни занималось не только Министерство здравоохранения, но и
другие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и
муниципальные структуры, органы самоуправления, некоммерческие организации и
население.
Комментарии:
«Согласно статистике, работающие граждане составляют около
половины населения России, при этом взрослый человек проводит на рабочем месте
не менее трети своей жизни. В связи с этим корпоративные программы поддержки
ЗОЖ представляют собой один из наиболее перспективных ресурсов улучшения
здоровья и повышения качества жизни трудоспособного населения страны. Накопленный
российскими и зарубежными организациями опыт в данной сфере требует дальнейшего
развития и адаптации. Надеюсь, что работодатели займут самую активную позицию в
реализации подобных программ, а со стороны государства, региональных и
муниципальных органов власти, некоммерческих организаций и самих граждан будет
оказана поддержка», - отметил Сергей Бойцов, директор «Государственного
научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства
здравоохранения Российской Федерации», главный специалист по профилактической
медицине Минздрава РФ.
«Корпоративные программы, связанные с профилактикой
заболеваемости и поддержкой формирования ЗОЖ на предприятиях, отвечают
интересам как самих сотрудников, так и работодателей. Очевидны выгоды и для
государства, которые заключаются, прежде всего, в экономическом росте,
сокращении бюджетной нагрузки (в т. ч. расходов на нужды здравоохранения), а
также в возможностях перераспределения медицинских расходов в пользу социально
незащищенных групп граждан. Безусловно, партнерство государства и частного
сектора в рамках борьбы с НИЗ будет способствовать реализации существующего высокого
потенциала в области улучшения здоровья россиян», - отмечает Ирина Дорохова, председатель
рабочей группы AIPM по неинфекционным заболеваниям, директор по внешним и
корпоративным связям в России и странах Центральной и Восточной Европы, Johnson
& Johnson.
«Поскольку большинство людей проводит на работе значительную
часть времени, корпоративные оздоровительные программы играют крайне важную
роль. Вместе с тем, оценить их результаты можно лишь в долгосрочной
перспективе. Программы ЗОЖ на рабочем месте не существуют изолированно, со
стороны государства им может быть оказана существенная поддержка, что, в свою
очередь, будет способствовать и повышению эффективности государственных
профилактических кампаний. Представленное исследование подчеркивает
потенциальные преимущества новых форм сотрудничества государства и делового
сообщества в целях достижения ощутимых результатов в области профилактики НИЗ.
У России в данной сфере есть все возможности продемонстрировать новаторский
подход», - подчеркивает Марио Оттильо, директор IFPMA по политике в области
здравоохранения.
«РСПП сегодня - это более ста отраслевых и региональных
объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение,
инвестиционно-банковская сфера, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство,
химическое производство, легкая и пищевая промышленность, сфера услуг. Многие
российские предприятия готовы предложить своим сотрудникам (а в некоторых
случаях – и членам их семей) различные программы, направленные на поддержание
здоровья. Безусловно, это крайне важная практика. В целом, распространенность
таких программ в нашей стране пока что весьма неравномерна и сохраняется
существенный потенциал для ее развития, чему мы намерены активно содействовать»,
- говорит Виктор Черепов, исполнительный вице-президент Российского союза
промышленников и предпринимателей (РСПП), Председатель Комиссии по индустрии
здоровья РСПП.
«Ассоциация международных фармацевтических производителей
активно участвует в продвижении проблематики борьбы с неинфекционными
заболеваниями на протяжении последних нескольких лет. В рамках исследования, проведенного
Ассоциацией в 2011 году, нами были глубоко проанализированы вопросы восприятия
населением личного здоровья. Выяснилось, что россияне высоко ценят здоровье и
хорошо осведомлены об основных факторах риска возникновения НИЗ, вместе с тем
наблюдается существенный разрыв между декларируемой высокой ценностью здоровья
и реальным поведением. В рамках очередного этапа исследования, имеющего
кроссекторальный характер, выработаны конкретные рекомендации по борьбе с НИЗ и
поддержанию ЗОЖ сотрудников на уровне предприятий. Надеемся, что представленные
результаты найдут широкое понимание и поддержку в планах и стратегиях по
профилактике НИЗ на самых разных уровнях»,- отмечает Владимир Шипков,
исполнительный директор AIPM.
Aссоциация международных фармацевтических производителей (AIPM)
Ассоциация создана в 1994 году. На территории Российской
Федерации AIPM представляет интересы ведущих международных фармацевтических компаний
– производителей современных эффективных, безопасных и качественных
лекарственных препаратов. Сегодня AIPM объединяет более 55 международных
компаний, на долю которых приходится свыше 80% мирового фармацевтического
производства и более 60% объема лекарственных средств, поставляемых на
территорию Российской Федерации.
www.aipm.org
Международная федерация фармацевтических производителей и
ассоциаций (IFPMA)
Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций
(IFPMA) представляет объединение фармацевтических компаний и ассоциаций разных
стран, деятельность которых основана на научных исследованиях и разработках.
1,3 миллиона представителей данной индустрии занимаются научными
исследованиями, разработками и производством лекарственных средств и вакцин,
улучшающих качество жизни пациентов во всему миру. Базируясь в Женеве, IFPMA
взамодействует с Организацией объединенных наций и использует знания и опыт
индустрии, чтобы помочь мировому профессиональному сообществу в поиске решений,
улучшающих глобальное здравоохранение. AIPM является членом Международной
федерации фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA).
www.ifpma.org
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Алексей Шавензов
Директор по коммуникациям, AIPM
тел.: +7 (495) 933 70 40 (доб. 102)
e-mail: a.shavenzov@aipm.org |
Юлия Орешникова
PR-менеджер AIPM
тел.: +7 (495) 933 70 40 (доб. 109)
моб.: +7 (903) 241 79 81
e-mail: j.oreshnikova@aipm.org |
Пресс-релиз