Preview

Patient-Oriented Medicine and Pharmacy

Advanced search

Пациенты всегда вправе


Пациенты всегда вправеНа вопросы "РГ" о наиболее острых проблемах
лекарственного обеспечения населения в завершающемся году ответил заместитель
министра здравоохранения Игорь Каграманян.


- Игорь Николаевич, Минздрав России в очередной раз вынес на
общественное обсуждение поправки к Закону "Об обращении лекарственных
средств". Почему, на ваш взгляд, подготовка этого законопроекта идет так
сложно и долго?


 


Игорь Каграманян: - Законопроект действительно разрабатывается непросто -
слишком сложны вопросы регулирования всей сферы обращения лекарств. Отдавая
приоритет интересам пациентов, мы должны учитывать и мнения медицинского
сообщества, и фармацевтического бизнеса. Закон, принятый в 2010 году, имел
значительные преимущества по сравнению с прежним. Но практика его применения
показала необходимость как расширения понятийного аппарата, так и детализации
отдельных моментов регулирования процесса обращения лекарств. Нам хотелось как можно
тщательнее учесть все замечания и предложения, а это требует времени.
Законопроект был внесен в правительство в срок. Но согласно регламенту,
утвержденному постановлением правительства, проекты нормативных правовых актов
подлежат обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти. Были получены заключения Минэкономразвития России, ФТС
России, Минфина России, Минсельхоза России, Минпромторга России и ФАС России о
необходимости доработки законопроекта. Законопроект прошел беспрецедентно
масштабное обсуждение на площадке аналитического центра при правительстве. Так
что задержка с завершением работы над законопроектом была связана с
необходимостью найти взаимоприемлемые решения по замечаниям и предложениям
федеральных органов исполнительной власти.


 


- Закупка
лекарственных средств для государственных нужд ориентирована исключительно на
цену препаратов, а не на характеристики их эффективности и качества. Насколько
это согласуется с целями повышения эффективности лечения, поставленными
президентом России?


 


Игорь Каграманян: -
До сих пор закупки лекарственных средств осуществлялись согласно Федеральному
закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". То есть по
международным непатентованным наименованиям (МНН) через открытые аукционы в
электронной форме. Победителем на них признавались участники, предложившие
наиболее низкую цену контракта. Это вызывало нарекания пациентов, которым по
медицинским показаниям требовались иные препараты с тем же действующим
веществом. Однако с 1 января следующего года закупки будут осуществляться по
новому Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В нем
предусмотрена возможность приобретения препаратов по торговым наименованиям -
по решению врачебной комиссии и по индивидуальным показаниям, а также в рамках
перечня, который будет утверждаться постановлением правительства. Мы надеемся,
что интересы пациентов будут этим законом защищены.


 


- Передача полномочий
по выполнению программы "7 нозологий" на уровень регионов отложена на
год. Сумеют ли, по вашему мнению, регионы за 2014 год подготовиться к этому,
или лучше оставить все как есть?


Игорь Каграманян: -
На основе государственной программы "Развитие здравоохранения в РФ"
во всех субъектах Федерации разработаны и приняты региональные программы
развития здравоохранения до 2020 года. В том числе и меры по обеспечению
лекарствами больных, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими
дорогостоящего лечения. Это гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм,
болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и
родственных им тканей, рассеянный склероз и состояния после трансплантации
органов и (или) тканей. Мы считали, что органы государственной власти субъектов
Федерации провели необходимые мероприятия и были готовы с 1 января 2014 года
принять на себя эти полномочия. Однако не все регионы подготовились одинаково
хорошо, о чем сообщали и органы здравоохранения, и пациентские сообщества.
Поэтому решено отодвинуть срок введения этой нормы в действие на год, чтобы у
регионов была возможность решить организационные и прочие проблемы.


 


- В обществе активно
обсуждается тема всеобщего лекарственного страхования, которое, как утверждают
эксперты, сможет сильно повлиять на качество жизни и здоровье населения. Какова
ваша позиция по этому вопросу?



Игорь Каграманян: -
Вы знаете, что в стране принята Стратегия лекарственного обеспечения населения
Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации. Цель -
повысить доступность качественных, эффективных и безопасных лекарств для
населения. По ходу реализации стратегии мы хотели бы снизить межрегиональную
дифференциацию в лекарственном обеспечении тех граждан, которые имеют льготы.


 


Для этого должны быть приняты единообразные подходы, в том
числе к перечням лекарственных препаратов для медицинского применения,
обеспечение которыми осуществляется как в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, так и по оказанию социальной
помощи в виде набора социальных услуг. Стратегия будет реализоваться в три
этапа. Первый - 2013-2015 годы - предусматривает организационную подготовку. На
втором этапе - в 2015-2016 годах - будут проведены пилотные проекты в регионах.
Выбрать их предстоит по критериям, установленным правительством. По результатам
"пилотов" в 2017-2025 годах лучшие, наиболее эффективные модели будут
внедрены в практику здравоохранения. Хочу напомнить, что существующие
государственные гарантии в сфере лекарственного обеспечения будут сохранены в
полном объеме.


 


- Западные
фармкомпании охотно привлекают российских специалистов к международным
клиническим испытаниям новых препаратов. Однако наша доля на мировом рынке МКИ
весьма невелика. Что, на ваш взгляд, мешает ее увеличению?


 


Игорь Каграманян:- Спонсорами международных многоцентровых клинических исследований (ММКИ)
в России в 2012 году выступили компании из 38 стран. Показатели последних трех
лет демонстрируют положительную динамику развития этого сектора. И все же
сейчас используется только 10-15% нашего потенциала. У нас есть целый ряд
преимуществ, которые отмечают и западные партнеры: большая численность
населения, быстрота набора пациентов и высокое качество выполнения работы, а
также и максимально гармонизированная с международными требованиями
нормативно-правовая база клинических исследований. У нас достаточно
высококвалифицированных специалистов-исследователей. Мы можем гордиться нашей
медицинской наукой: Национальный институт здоровья и Управление по контролю за
пищевыми продуктами и лекарственными средствами США по итогам 2011 года
признали нашу страну одной из ведущих среди стран Центральной, Восточной,
Юго-Восточной Европы и СНГ по количеству проводимых исследований. Я уверен, что
в ближайшие годы число ММКИ в нашей стране будет только расти, впрочем, как и
исследований, проводимых российскими фармкомпаниями.


 


- Достаточна ли
подготовка наших врачей по части клинической фармакологии, умению использовать
весь арсенал современных препаратов?


 


Игорь Каграманян: -
Согласно закону, каждый врач и провизор должен повышать свою квалификацию не
реже одного раза в 5 лет. С этой целью мы сохранили систему дополнительного
профессионального образования, которая за счет средств федерального бюджета
ежегодно обеспечивает переподготовку более 200 тысяч человек. Но все актуальнее
становится не периодическое повышение квалификации и переподготовка, а
формирование непрерывной системы профессионального образования "через всю
жизнь". Для решения задач модернизации профессионального образования
создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и
фармацевтического образования Минздрава России. Более 80 % его состава -
представители профессиональных медицинских ассоциаций, ведущие специалисты
различных отраслей медицины. Совет подготовил приказ "Об утверждении
Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского
образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых,
врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных
профессиональных организаций". В нем заложено немало инновационных
подходов, в том числе, например, накопление образовательных кредитов,
дистанционное обучение и т.д. Уверен, что это существенно улучшит систему
непрерывного образования специалистов.


 


- Какие изменения
нужны в высшем медицинском и фармацевтическом образовании, чтобы уровень
подготовки их выпускников соответствовал мировому?


 


Игорь Каграманян: -
Принципиальным отличием новых стандартов высшего образования является
увеличение доли практической подготовки выпускников вузов. В ближайшие годы
запланированы развитие университетских клиник и клинических баз, активное
внедрение новых образовательных технологий, симуляционных и тренинговых
классов, экспериментальных операционных для животных, виртуальных ситуационных
программ и дистанционных интерактивных сессий, электронных информационных баз и
библиотек, систем помощи молодому специалисту в принятии решений. Сейчас мы
активно готовим клинические рекомендации, стандарты оказания медицинской помощи
при различных заболеваниях, в том числе с использованием мировых тенденций и
передового опыта. По мере их утверждения будут перерабатываться и программы
подготовки специалистов здравоохранения.


 


- На днях внезапно
появилась информация о том, что новый Перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в недельный срок должен быть внесен в
правительство, хотя еще не принят порядок формирования перечней лекарственных
препаратов, предусмотренный законодательством.


 


Игорь Каграманян: -
По закону Перечень ЖНВЛП ежегодно утверждается правительством, а представляет
его минздрав. Мы подготовили проект постановления по утверждению порядка
формирования различных перечней лекарственных средств. Он повторно размещен на
интернет-портале www.regulations.gov.ru 26 ноября с.г. в разделе "Оценка
регулирующего воздействия", но пока не утвержден. В связи с этим
министерство предложило продлить срок действия Перечня ЖНВЛП, утвержденного в
декабре 2011 года на 2014 год, - до принятия новых нормативных актов.


 


- Должен быть также
создан перечень лекарств для закупки по торговым наименованиям. Как он будет
формироваться, установлены ли сроки для его разработки?



Игорь Каграманян: -
Министерство совместно с другими федеральными органами исполнительной власти
подготовило проект постановления правительства "О порядке утверждения
перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых
осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями". После ряда
его доработок 28 ноября оно принято правительством. Формирование перечня
предусмотрено в рамках деятельности подкомиссии по вопросам обращения
лекарственных средств Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья
граждан. Заявки на включение лекарств в перечень либо на исключение из него, а
также соответствующие документы должны направляться в наше министерство. Они
будут рассматриваться совместно с Минпромторгом России и Федеральной
антимонопольной службой для подготовки предложений в правительственную
комиссию. Установлен срок рассмотрения заявок - не более 30 дней с момента их
получения, с возможностью его продления еще на 30 дней. Перечень будет
формироваться на основании результатов рассмотрения предложений.


 


Источник: www.rg.ru