Среди главных направлений развития отечественного фармрынка на ближайшие пять лет участники рынка выделили прежде всего локализацию производства лекарств. За два года число респондентов, указывающих на данный сценарий как приоритетный, выросло с 58% до 88%. Опрос показывает, что рынок делает ставку на иностранных производителей и сомневается в перспективе роста доли российских производителей. Если в 2010 году тенденцию к росту доли отечественных компаний отмечал 21%, то в 2012-м — всего 6%. Исследование связывает это с госпрограммой «Фарма-2020″ и стимулированием иностранцев к локализации. Политика российских властей будет стимулировать приобретение российских компаний зарубежными производителями, уверены 18% респондентов. В то же время в подавляющем большинстве иностранных компаний (69%) и четверти российских считают, что российский рынок не готов к реализации «Фармы-2020″ с социально-экономической точки зрения. Еще одним важным препятствием на пути реализации программы является коррупция: на нее указали более половины участников исследования. Что же касается состояния российского фармацевтического рынка, то, как отмечает исследование, показатель его роста далек от докризисного уровня (20-25% в год), но стабильно выше результатов глобального рынка (5-7%). За 2011 год объем рынка вырос на 12% и составил 824 млрд руб. Однако рост рынка фармацевтических товаров в упаковках выглядит значительно более скромным и составляет всего 1%, что связано с главными тенденциями 2011 года — сокращением объема продаж лекарств низкого ценового сегмента (менее 50 руб. за упаковку) и увеличением сбыта дорогих лекарственных препаратов (более 500 руб. за упаковку). Цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), которые контролирует государство через их регистрацию, выросли за год на 3,3%, в то время как рост цен на препараты, не включенные в перечень, составил 10,8%. Эта разница в показателях отражает «эффективность мер», принятых государством для сдерживания роста цен на необходимые и важнейшие лекарства. Однако это также отражает и попытку участников рынка компенсировать потери, связанные с государственными ограничениями в отношении ЖНВЛП. Фармрынок растет на фоне роста расходов государства на здравоохранение. В 2012 году госрасходы составят 3,8% ВВП, или 2,2 трлн руб., к 2020 году государство должно потратить на здравоохранение уже 5,5% ВВП, или 5,7 трлн руб. Растет объем платежей в систему ОМС — с 604 млрд руб. в 2011 году до 1,1 трлн в 2014-м. ![]() Закон «Об обращении лекарственных средств» должен был упростить процедуру регистрации лекарств, передав полномочия в этом вопросе от Росздравнадзора Минздраву. Однако, по мнению участников рынка, ситуацию с регистрацией он не улучшил. Большинство (85%, в 2010 году — 57%) респондентов—иностранных компаний относит процедуру госрегистрации к наиболее проблемным аспектам главного лекарственного закона. Еще 46% считают таковыми подтверждение этой процедуры и внесение изменений в регистрационное досье, треть респондентов — сохранение отпускных цен на ЖНВЛП. В E&Y полагают, что эти трудности фармкомпаний связаны с фундаментальным пересмотром и перераспределением функций министерства и ведомства, а также недостатком кадров. У фармкомпаний есть претензии и к процедуре ценообразования и регулирования цен, которую половина опрошенных российских производителей считает неэффективной. Для иностранных производителей эта проблема ее острее: 77% отмечают необходимость пересмотра существующего порядка регулирования цен. Причем за два года число российских производителей, не удовлетворенных действующим порядком регулирования цен, сократилось на 17%, а иностранных — выросло на 4%. Такая тяжелая ситуация в ценовом регулировании, по мнению 46% иностранных компаний и четверти российских, может привести к прекращению поставок отдельных лекарств в Россию и вымыванию дешевых препаратов. Среди других претензий производителей лекарств — требование обязательного проведения клинических испытаний на территории России, появившееся в новом законе о лекарствах. Опрос показывает, что большинство (54%) иностранных компаний выступает за отмену локальных клинических исследований, что должно, по их мнению, сократить сроки выведения новых лекарств на рынок. По мнению большинства (65%) фармкомпаний, инициатива депутатов полностью запретить рекламу безрецептурных лекарств снизит уровень информированности пациентов и врачебного сообщества о существующих лекарственных средствах. Лишь 18% участников опроса относятся к запрету рекламы лекарств положительно, так как это снизит распространение недостоверных сведений об эффективности лекарств. Большинство компаний (75%) положительно отнеслось к введению с 2014 года обязательного сертифицирования производства лекарств по стандартам GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика. — «Ъ».). Однако «вопрос о готовности отрасли к внедрению данных стандартов именно в 2014 году пока остается открытым». ![]()
Источник: Коммерсант |