Согласно данным Аудита больничных закупок в РФ™, по итогам первого полугодия 2012 г. 11 отдельно рассматриваемых региональных рынков составляли 45,7% от всего госпитального сектора РФ. Это немного ниже, чем годом ранее (49,6%). Крупнейшим является рынок Москвы, на долю которого приходился 21% больничных закупок (рис. 1).
Далее следуют рынки С.Петербурга (5,5%), Казани (4,5%) и Екатеринбурга (3,0%).
Региональные рынки существенно различаются по средней стоимости упаковки больничного ГЛС. Наиболее высокая средняя стоимость по итогам шести месяцев 2012г. отмечена в Москве (7,24 долл.), близкие показатели были и в С.-Петербурге, где средняя стоимость одной упаковки составила 7,13 долл. Самая низкая стоимость госпитального препарата отмечена в Нижнем Новгороде (2,33 долл.).
В табл. 1 представлены данные о месте в региональных рейтингах компаний-производителей, лидирующих на общероссийском рынке. По итогам полугодия, наибольшая доля российского госпитального рынка приходилась на препараты производства компании Sanofi-Aventis, которая лидирует с пяти регионах. В Москве, Екатеринбурге и Красноярске она заняла второе место, в Краснодарском крае – четвертое, в Новосибирске - пятое. И лишь в Ростове-на-Дону Sanofi-Aventis располагалась на 9 позиции. Занимающий в общероссийском рейтинге второе место Nycomed аналогичную позицию занял в трех регионах. Еще в семи он попал в первую десятку и только в Санкт-Петербурге занял лишь 14 строчку. Замыкающий лидирующую тройку Roche был лидером рынка Москвы и Красноярска, в двух регионах попал в первую десятку, еще в двух – во вторую. В оставшихся пяти регионах компания заняла места от 24 до 102. Наибольшее число «пересечений» с составом общероссийского перечня лидирующих производителей наблюдается в Москве (7 компаний), наименьшее – в Новосибирске и Омске (по 3 производителя).
Еще более значительные отклонения в региональных рейтингах наблюдаются в разрезе отдельных торговых наименований (табл.2). Однако в шести анализируемых регионах лидер российского госпитального рынка Натрия хлорид занимает первое место регионального рейтинга. Еще в четырех регионах он попал в первую десятку, и только в Краснодарском крае он на восемнадцатой позиции. Клексан, занимающий второе место в общем рейтинге, располагается на аналогичной позиции в Казани и Омске, в трех городах он занял третье место, в Санкт-Петербурге - шестое. В оставшихся пяти регионах он занял места во втором и даже третьем десятке. В тоже время занимающий третье место Актовегин только в двух регионах попал в первый десяток, в остальных он занял более низкие позиции. Отметим, что в трех регионах (Санкт-Петербург, Краснодарский край и Красноярск) лидер регионального рынка не вошел в общероссийскую лидирующую «десятку». Наибольшее число «пересечений» с составом общероссийского перечня лидирующих торговых наименований наблюдается в Нижнем Новгороде (шесть позиций).
В зависимости от регионов наблюдается значительное варьирование в структуре потребления не только отдельных препаратов и групп МНН, но и фармакотерапевтических групп (табл. 3). Однако надо отметить, что лидер общероссийского рейтинга - группа J01 Антибактериальные препараты для системного использования, возглавляет практически все региональные рейтинги. Единственным исключением является Красноярск, где она заняла 2 место. Лидером рейтинга этого региона стала группа L01 Противоопухолевые препараты, занимающая третью строку Топ-10 по России. Вторая группа общероссийского госпитального рейтинга - B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы, попала в первую пятерку в 10 анализируемых регионах, при этом в пяти из них занимая 2 место. И только в Екатеринбурге она располагалась на шестой строчке. Начиная с третьей позиции, региональные рейтинги значительно различаются. В наибольшей степени Топ-10 всего российского госпитального сектора воспроизводится в Москве, Санкт-Петербурге и Казани (совпадение по 8 позициям).
Заключение. Как показало сопоставление основных рейтингов, российский госпитальный сектор характеризуется выраженной региональной специфичностью в структуре рынка. Однако в большинстве случаев лидеры общероссийских рейтингов занимают высокое положение и на госпитальных рынках регионов.
Рисунки, таблицы - в приложении
Источник: AIPM - Remedium Market Bulletin
Файл: Загрузить (258 кбайт)
|