 
  
"Документ нуждается в доработке, и у нас есть ряд принципиальных  моментов, которые должны быть учтены в окончательной редакции  законопроекта", - заявила в беседе с журналистами председатель Комитета  Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина  Петренко.     В законопроекте, обратила внимание В.Петренко, отсутствует такой  основополагающий принцип, как ответственность органов государственной  власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц  предприятий и учреждений, независимо от формы собственности, за  обеспечение прав граждан на охрану их здоровья.     "Законопроект также не предусматривает возможности пациента обратиться с  жалобой в случае нарушения его прав непосредственно к руководителю или  иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором  ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные  медицинские ассоциации, либо в суд. Эта норма должна быть", - считает  В.Петренко.     Особую обеспокоенность у главы профильного комитета Совета Федерации  вызывает тот факт, что в законопроекте отсутствует такая норма, как  социальная поддержка работников здравоохранения, в том числе тех  учреждений, которые находятся в ведении субъектов и муниципальных  образований. "Конституционный суд РФ в своих определениях неоднократно  указывал на недопущение ущемления социальных прав медицинских и  фармацевтических работников, и предлагал привести действующее  законодательство в соответствие с основным законом страны, урегулировав  порядок предоставления им мер социальной поддержки. Поэтому мы  предлагаем включить в законопроект норму о мерах социальной поддержки и  медицинских, и фармацевтических работников", - пояснила сенатор.     Валентина Петренко также обратила внимание на присутствующий в  законопроекте термин "врачебная ошибка". По ее мнению, необходимо вести  речь не о “врачебных”, а о “медицинских” ошибках, поскольку ошибки могут  допускать в отношении пациентов не только врачи, но и другие  медицинские работники. "Это те, кто оказывает медицинскую помощь, к  примеру, фельдшер или медицинская сестра. Установление ответственности  за ошибку медиков невозможно без проведения соответствующей экспертизы с  привлечением специалистов, которые обладают специальными знаниями. И  этот аспект необходимо отразить в данном законопроекте", - пояснила  В.Петренко.     Требует доработки, по мнению сенатора В.Петренко, та часть  законопроекта, где регулируются вопросы донорства органов и тканей  человека, их трансплантации. За прошлый год в России проведено свыше  1300 операций по трансплантации органов, однако правовая база  трансплантологии в стране остается неурегулированной, отмечает  В.Петренко. "Законопроектом предусматривается внесение в медицинскую  документацию гражданина информации о его волеизъявлении: о согласии или о  несогласии на изъятие органов из своего тела после смерти. Либо же  должно быть согласие его законных представителей. В этой связи  целесообразно определить механизм реализации изъятия органов в случае  внезапной смерти вне медицинских учреждений, например в ДТП. Информация о  согласии или о несогласии на изъятие органов после смерти может быть в  определенных документах, и таковыми могут быть водительские права,  полисы и другие", - пояснила В.Петренко.     Нуждается в доработке, по словам главы комитета СФ, и статья  законопроекта, регламентирующая вопросы профессиональной клятвы врача.  "Необходимо уточнить процедуру оформления дачи клятвы и, главное,  определить правовые последствия в случае ее нарушения", - подчеркнула  сенатор.     В.Петренко сообщила, что в ходе проведения антикоррупционной экспертизы  в законопроекте выявлены коррупциогенные факторы. В частности, дается  понятие "народной медицины", и определяются условия, при которых  гражданин вправе заниматься этой деятельностью. "Право на занятие  народной медициной согласно законопроекту имеет гражданин, получивший  диплом, выданный органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья  граждан. Однако, в законе не прописаны основания, при наличии которых  может быть принято решение о лишении диплома человека, который  занимается народным целительством, что на практике может привести к  разного рода проблемам правоприменительного характера", - полагает  В.Петренко.     Она также обратила внимание на ту часть законопроекта, где говорится о  криоконсервации и хранении половых клеток и эмбрионов, которые должны  осуществляться медицинскими организациями за счет средств граждан и  "иных средств, предусмотренных законодательством РФ". Понятие "иные  средства" требует четкого определения, убеждена В.Петренко.  |