Управленческий труд имеет свою специфику. Во-первых, непосредственным предметом труда выступает информация; во-вторых, средствами управленческого труда служат организационная, вычислительная и коммуникационная техника; в-третьих, управленческий труд является в основном умственным, творческим; в-четвертых, труд заведующего играет активизирующую роль и определяет результаты деятельности аптеки, а также социально-экономические условия работников аптеки.
При планировании, регулировании, координации и контроле всей аптечной работы руководитель постоянно принимает решения. Управленческие решения — непосредственный результат управленческого труда.
Принятие управленческого решения складывается из повторяющихся этапов: сбора и преобразования информации, подготовки, принятия и реализации решения и контроля за его исполнением. Однако каждый руководитель проявляет свою индивидуальность, характерные для него способы действия в управленческом процессе, определяющие его стиль руководства.
Этот стиль вырабатывается в общении с подчиненными, под влиянием всего трудового коллектива. Авторитарный стиль руководства основывается на жестком, беспрекословном подчинении всех работников воле заведующего. Демократический стиль предусматривает опору на мнение коллектива, привлечение рядовых работников к разработке управленческих решений.
Являясь воспитателем коллектива, руководитель должен уметь правильно воздействовать на личность работника, чтобы это воздействие способствовало формированию у последнего сознательности, побуждало творчески относиться к труду, принимать активное участие в общественной жизни.
Особо важное значение имеют искусство руководить, опираясь на коллектив, способность выяснять мнение подчиненных, мнение общественных организаций. Чтобы руководить коллективом, проводить идейно-воспитательную работу, необходимо изучить интересы, склонности, взаимоотношения его членов. Сбор этой информации может производиться с помощью методов социальной психологии: собеседования, анкетирования, изучения документов, наблюдения.
Рациональному разделению и кооперации труда между работниками управления способствует разработка четко сформулированных должностных инструкций. Должностные инструкции разрабатываются на основе положения об определенной должности применительно к конкретным работникам с учетом знаний, опыта, личных и деловых качеств и местной специфики. Разработка должностных инструкций способствует правильному использованию кадров, предотвращает дублирование в работе заведующего аптекой, его заместителей и счетных работников.
Одним из важных условий повышения оперативности, оптимальности управления является ликвидация непроизводительных потерь рабочего времени. Для выявления резервов времени нужно изучить содержание и затраты труда.
Чтобы рационально использовать рабочее время, целесообразно осуществлять предварительное планирование предстоящей работы на месяц, неделю и рабочий день.
В месячный план включают постоянные управленческие функции: информационную работу с врачами, составление отчета о торгово-финансовой деятельности аптеки и др., при этом необходимо учесть план мероприятий вышестоящих организаций. В плане на неделю указывается время на работу по повышению квалификации, по приему посетителей, на оперативные совещания.
Все служебные совещания должны заранее планироваться и строго регламентироваться. На совещания необходимо выносить только те вопросы, которые не могут быть решены в рабочем порядке. Повестки дня принято планировать с таким расчетом, чтобы продолжительность совещания, как правило, не превышала 30 мин и лишь в особых случаях 1 ч. По каждому вопросу, который выносится на рассмотрение, должно быть заранее продумано сообщение, регламент его обсуждения и подготовлено четкое решение.
Рабочий день целесообразно начинать с контроля присутствия сотрудников на местах и готовности их к работе. Затем заведующий должен изучить поступившую корреспонденцию, уточнить содержание работы текущего дня, распределить задания между исполнителями.
Обязательным элементом нормального трудового процесса работников управления является рациональная организация делопроизводства.
Делопроизводством называют все работы с документами, которые совершаются в учреждениях в ходе выполнения ими своих функций. Работа с документами складывается из методов, приемов и способов обработки служебной документации.
Состояние делопроизводства в учреждениях оказывает большое влияние на различные участки: руководство, регулирование производственных процессов, информацию, учет, планирование, контроль, обобщение опыта и т. д. В аптеках принята система централизованного делопроизводства, при котором все входящие и исходящие документы регистрируют в одном месте.
Оперативной работе с документами способствует правильная организация документооборота. При построении схем документооборота особо выделяется прохождение таких групп документов, как правительственная документация; предложения, заявления и жалобы граждан, документы, адресуемые на имя руководства и вниз по подчиненности. В схемах указываются этапы прохождения документов и должностные лица, участвующие в работе с ними.
Схема прохождения документов предусматривает прежде всего их предварительное рассмотрение. Затем документы регистрируют. На каждом поступившем документе проставляют штамп с датой поступления. Документы фиксируют в специальном журнале или на карточках. Если исполнение документов подлежит контролю, то в регистрационном журнале проставляется отметка «Контроль» контрастного цвета или карточку помещают в отдельную контрольную картотеку.
Документы группируют и систематизируют по содержанию в дела. Вышестоящая организация утверждает номенклатуру дел, в которой указываются индексация дел, сроки их хранения.
При формировании дел необходимо: 1) правильно относить каждый документ в соответствующее дело по утвержденной номенклатуре; 2) раздельно формировать дела с документами постоянного и временного храпения; 3) группировать в дела только исполненные и соответствующим образом оформленные документы; 4) группировать документы внутри дела в порядке разрешения вопроса, по алфавиту, хронологии.
При подготовке документов к последующему хранению и использованию должна быть составлена их опись. На документы по личному составу составляется отдельная опись.
В больших аптеках рабочее место заведующего организуется в специальных кабинетах, которые должны быть связаны с залом обслуживания и всеми отделами аптеки. При оборудовании кабинета рекомендуется предусмотреть выделение 3 зон: рабочей зоны, зоны совещаний и зоны отдыха.
Для механизации управленческих работ используются различные технические средства: компьютеры, оргтехника и др., для оперативности связи внутри аптеки и связи с другими организациями — телефоны. На рабочем месте необходимо предусмотреть размещение справочно-информационной литературы и вспомогательного канцелярского материала.
Успешное осуществление правильного руководства коллективом работников во многом зависит от культуры управления. В комплекс культуры управления входят: личная культура руководителя, высокий уровень его профессиональных знаний, культура содержания рабочего места, культура приема посетителей, культура проведения заседаний, совещаний и собраний.
Источник: avinpharma.ru |