Preview

Пациентоориентированная медицина и фармация

Расширенный поиск

Комплексная система управления качеством лекарств

Комплексная система управления качеством лекарств
Не так давно, в аптечных управлениях начата разработка комплексной системы управления качеством лекарственного обеспечения, ко­торая является логическим завершением всех работ по улучшению качественных показателей работы аптечных учреждений. 


На смену отдельным разрозненным меро­приятиям пришла научно обоснованная система управления качеством аптечной продукции и лекарственного обеспечения.


 


Комплексная система управления качеством основы­вается на нормативных документах — стандартах пред­приятий, разрабатываемых в полном соответствии с государственными и отраслевыми стандартами. Стан­дарты предприятия согласовываются и увязываются друг с другом в единую систему управления качеством.


 


В стандартах четко поставлены основные задачи, опре­делены методы их достижения, выбраны объективные методы оценки достигнутого уровня качества труда и продукции, установлены рациональные формы и методы морального и материального стимулирования.


 


Комплекс стандартов должен регламентировать вы­полнение задач по повышению качества на всех этапах и участках производства аптечной продукции и доведе­ния ее до больного. Стандарты увязываются между собой как по вертикали так и по горизонтали.


 


Все нор­мативные документы, определяющие различные сторо­ны деятельности аптечной службы, подразделяются на следующие разделы: а) организация работы; б) мате­риально-техническая база; в) труд и кадры; г) контроль качества. В каждом разделе комплекс нормативных документов увязывается между собой единой целью.


 


Одним из основных элементов комплексной системы управления качеством продукции является уровень ква­лификации, образования, творческой инициативы работ­ников.


 


Как показал опыт аптечных управлений, разработ­ка комплексных систем — процесс длительный и слож­ный.


 


В основе бездефектного труда на промышленных предприятиях лежат принципы количественной оценки качества труда, сдачи продукции с первого предъявле­ния, а также выработки организационных мероприятий по предупреждению дефектов в работе.


 


Для коллективов аптек рекомендуются разработка и реализация организационных профилактических меро­приятий, повышающих ответственность исполнителей за качество своего труда, так как это является необходи­мым условием метода бездефектности.


 


В аптечных учреждениях должны быть созданы со­веты качества под предсе­дательством заведующего аптекой или его заместителя. В состав совета включают представителя службы конт­роля качества. Этот совет составляет программу без­дефектности, позволяющую производить объективную оценку качества труда работников.


 


Сотрудниками разработаны примерные про­граммы бездефектности для основного производствен­ного персонала аптек. Например, для провизоров-техно­логов и фармацевтов, занятых приготовлением лекарств, программа включает:


а) приготовление лекарств, концентратов, полуфаб­рикатов и внутриаптечных заготовок должного каче­ства;


б) соблюдение сроков приготовления лекарств;


в) правильное оформление приготовленных ле­карств;


г) выполнение норм производственной нагрузки;


д) соблюдение фармацевтического порядка и сани­тарного режима;


е) соблюдение правил хранения и размещения ме­дицинских товаров в материальных и ассистентских комнатах;


ж) внедрение в практику работы передовых приемов и методов труда.


 


Предложены также примерные программы для про­визоров, запятых приемом рецептов, контролем и от­пуском лекарств. Для оценки труда рекомендуется за­вести на каждого работника «Личную карту качества исполнителя». В ней отражают выявленные наруше­ния и оценивают их коэффициентами снижения каче­ства.


 


Например, для провизора-технолога, занятого при­готовлением лекарств, могут быть выделены следующие возможные ошибки и соответствующие им коэффициен­ты снижения качества. Например, если будет обнару­жено несоответствие общей массе лекарства, то приме­няется коэффициент снижения качества, равный 0,05; если обнаружено нарушение технологического процес­са, то коэффициент составит 0,03; отсутствие предупре­дительных этикеток — 0,03 и т. д.


 


Такой учет коэффициентов позволяет объективно оце­нить качество труда каждого работника. Показатель качества труда, выраженный в коэффициентах качества, можно учитывать при подведении итогов, этот критерий позволит более ра­ционально распределять премии и т. д. Показатель ка­чества следует доводить до сведения коллектива, офор­мить постоянный стенд качества, обсуждать на произ­водственных собраниях.


 


Внедрение метода бездефектности, оценка качества труда преследуют одну главную цель — развитие у каждого работника аптечного учреждения стремления к совершенству качества выполняемой работы.


 


Источник: avinpharma.ru