![]() Крупнейшим является рынок Москвы, на долю которого приходится 25,3% больничных закупок (рис. 1). Далее следуют рынки С.-Петербурга (6,1%), Казани (3,9%) и Нижнего Новгорода (2,6%). Региональные рынки существенно различаются по средней стоимости упаковки больничного ГЛС. Наиболее высокая средняя стоимость по итогам 2011 г. отмечена в Казани (6,54 долл.), а самая низкая – в Новосибирске (2,31 долл.). В Москве средняя стоимость одной упаковки составляла 6,19 долл., в С.-Петербурге 4,57 долл. Отметим, что годом ранее самые дорогие госпитальные препараты были в Москве (6,23 долл.). В табл. 1 представлены данные о месте в региональных рейтингах компаний-производителей, лидирующих на общероссийском рынке. По итогам года, наибольшая доля российского госпитального рынка приходилась на препараты нераспознанных производителей, которые лидируют в 6 из 11 регионов. Ведущая компания российского госпитального сектора Sanofi-Aventis находится на первом месте на трех региональных рынках, в Уфе, Ростове-на-Дону и Красноярске. Второе место она занимает в шести регионах, третье – в Санкт-Петербурге. В тоже время в Краснодарском крае Sanofi-Aventis заняла 4 место. Замыкающий лидирующую тройку NYCOMED, на девяти анализируемых региональных рынках попал в первую десятку. В Уфе компания заняла 15 место, в Омске – 24. Наибольшее число «пересечений» с составом общероссийского перечня лидирующих производителей наблюдается в Москве, Краснодарском крае и Красноярске (по 7 компаний), наименьшее – в Уфе и Омске (по 4 производителя). Еще более значительные отклонения в региональных рейтингах наблюдаются в разрезе отдельных торговых наименований (табл.2). Однако в девяти анализируемых регионах лидер российского госпитального рынка Натрия хлорид занимает первое место в региональном рейтинге. И только в Краснодарском крае он на двадцать первой позиции. Гепарин, занимающий второе место в общем рейтинге, располагается на аналогичной позиции только в Краснодарском крае. В Екатеринбурге он третий, в Новосибирске – четвертый, а в Санкт-Петербурге - пятый. Однако в шести регионах этот препарат не вошел в число десяти лидеров, заняв места во втором и даже третьем десятке. В тоже время занимающий третье место Клексан в трех регионах не вошел в региональные Топ-10, однако в трех случаях он был вторым. Отметим, что в Екатеринбурге лидер регионального рынка (препарат AMPISID) не вошел в общероссийскую лидирующую десятку. Наибольшее число «пересечений» с составом общероссийского перечня лидирующих торговых наименований наблюдается в двух регионах – Ростов-на-Дону и Новосибирск (по шесть позиций). В зависимости от регионов наблюдается значительное варьирование в структуре потребления не только отдельных препаратов и групп МНН, но и фармакотерапевтических групп (табл. 3). Однако надо отметить, что лидер общероссийского рейтинга - группа J01 Антибактериальные препараты для системного использования, возглавляет почти все региональные рейтинги. Единственным исключением является Красноярск, где она заняла 2 место. Лидером рейтинга этого региона стала группа L01 Противоопухолевые препараты, занимающая третью строку Топ-10 по России. Вторая группа общероссийского госпитального рейтинга - B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы, попала в первую тройку в 11 анализируемых регионах, при этом в шести из них занимая 2 место. И только в Краснодарском крае она располагалась на пятой строчке. Начиная с третьей позиции, региональные рейтинги значительно различаются. В наибольшей степени Топ-10 всего российского госпитального сектора воспроизводится в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае (совпадение по 8 позициям). Заключение. Как показало сопоставление основных рейтингов, российский госпитальный сектор характеризуется выраженной региональной специфичностью в структуре рынка. Однако в большинстве случаев лидеры общероссийских рейтингов занимают высокое положение и на госпитальных рынках регионов. Рисунки, таблицы - в приложении.
|