Автор: У. Штёр, Klosterfrau Healthcare Group Company, Кёльн.
Опубликовано: sport-guide.livejournal.com
На рисунке: Крокодил, глотающий капиталиста.
«Крокодил, глотающий капиталиста» — это вполне серьезно. Сюжет этой композиции таков: крокодил вылезает из канализационного люка и хватает свою добычу – первого попавшегося ему капиталиста. Бедолага пропадает в крокодиловой пасти и недрах канализационных сетей. ____________________________________________________
В течение нескольких лет я с интересом отслеживаю процессы консолидации, слияний и поглощений в мировой фармацевтической промышленности.
Слияния и поглощения со временем приобретают все большие масштабы. Являясь одним из инструментов процессов глобализации и международной конкуренции, эти изменения должны отражать ожидания инвесторов на сцене глобального мирового экономического театра. Надо отметить, что только в последние 2-3 года этот процесс принял такой темп и такие масштабы, что действительно трудно определить, кто сегодня принадлежит кому, кто еще борется самостоятельно на рынке, а кто уже давно потерял свою хозяйственную самостоятельность и похоронил свой всемирно известный фирменный бренд.
В данной статье освещено многообразие переплетений в современной фармацевтической промышленности, проанализированы причины этого явления и дана оценка экономической целесообразности такой быстрой и масштабной консолидации.
Проблема становится ясной и прозрачной, если мы взглянем на экономические результаты ведущих мировых фармацевтических компаний в первом полугодии 2011 г.
Так, французская компания Sanofi-Aventis декларирует сокращение чистой прибыли на 12 % и объема продаж на 0,5% (16,1 млрд евро). Исполнительный директор Sanofi-Aventis г-н Viebacher дает следующую оценку 2011 г.: «Этот год был одним из труднейших в силу потери продаж препаратов, утративших патентную защиту».
Американская компания Johnson&Johnson заявляет о снижении прибыли в первые шесть месяцев 2011 г. на 21,6 %. Продажи при этом выросли на 5,8 %, но только благодаря «слабому» доллару. Швейцарская компания Roche вынуждена признать, что до конца июня 2011 г. продажи сократились на 12 % (21,67 млрд швейцарских франков), а чистая прибыль уменьшилась на 6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это было связано с коммерческой неудачей препарата Avastin (бевацизумаб), побочные эффекты которого на фоне слабой эффективности не привели к ожидаемым финансовым результатам, а также растущим курсом швейцарского франка по отношению к другим основным валютам.
Другой швейцарский гигант Novartis может гордиться ростом продаж на 21 % и чистой прибыли на 3 % (5,55 млрд долларов). Этот результат стал возможным вследствие покупки в декабре 2010 г. производителя офтальмологической продукции - компании Alcon.
Британская Astra Zeneca сообщает о снижении объема продаж на 3 %. Причина - рост конкуренции со стороны генериковых компаний.
Продажи немецкого концерна Bayer выросли всего на 2,4 %, американской компании Eli Lilly - на 8 % при снижении чистой прибыли на 13 % по сравнению с первым полугодием 2010 г. «Наша промышленность долго разрабатывает что-то новое, тратит слишком много и создает слишком мало», - так кратко, но точно охарактеризовал современное состояние фармацевтической отрасли президент американской компании Eli Lilly г-н Lechleiter.
Среди объективных причин данных явлений в фармацевтической промышленности можно выделить следующие:
Чтобы представить возможные опасности и риски для крупных фармацевтических компаний в ближайшем будущем, достаточно проанализировать табл. 1, в которой показано, какие субстанции теряют патентную защиту в 2011 -2015 гг. и какой потенциал продаж скрывают в себе именно эти субстанции.
Из данных табл. 1 понятно, что речь идет о стоимостном объеме почти 100 млрд долларов США, который придется компенсировать крупным фармацевтическим компаниям. По опыту можно сказать, что после истечения патентной защиты и появления генериков продажи оригинальных препаратов падают на 35-70%. Это связано не только с практикой их замены генериками, но также и с резким падением уровня цен. Производители оригинальных препаратов стараются частично смягчить такую ситуацию внедрением на рынок собственного генерического препарата, однако ни эти меры, ни лончи инновационных препаратов не могут нейтрализовать огромные потери в продажах.
В качестве альтернативы для нейтрализации потерь в продажах служит процесс поглощений и слияний, который в последние годы коренным образом изменил картину мировой фармацевтической отрасли.
Результаты процесса слияний и поглощений компаний, которые сохранили свою юридическую самостоятельность в рамках нового материнского концерна, представлены в табл. 2.
Таблица 1 Объем продаж ведущих мировых фармацевтических компаний*
* Источник: Еженедельник «Аптека». 2011; 26.
Продолжение табл. 2
Окончание табл. 2
Материнская компания Страна Дочерние компании
Riemser
Германия Bionic Solution, Fatol, Dr. Herbrand, Leipziger,
Roche Швейцария Chugai, Genentech
Rottapharm Италия Exterius Healthcare, Madaus, Opfermann
Sanofi Франция Genzyme, Sanofi Pasteur, Winthrop.Chattem, Nichi Iko
Schleussner
Schwabe
Германия Biotest Pharma, Plasma Service Europe, Viro-lmmun, Labor-Diagnostika, Bioplanta, DHL), Farmasan, Iso-Arzneimittel, Marggraf
Stada Staufen Pharma Strungmann I Aliud, Cell-Pharm, Hemopharm, Stada CIS, Stadapharm,
Takeda Япония Nycomed
Temmler Германия CRM., SIGApharm, SwissCo
Teva Израиль AbZ, Accedo, AWD,cephalon, CT Arzneimittel, Gry pharma, Ivax Pharma, Pliva, Mepha, ratiopharm, Teva Genericsjaiyo, Theramex
Torrent UCB Индия Heumann, Heunet, Intermute, Rodleben, Sanol, Schwarz Pharma, Vedim
Watson Group США Juta Pharm/Q-Pharm
*Источник: Arzneitelegramm. 2011; 6.
]Первыми мировыми фармацевтическими компаниями, ставшими жертвами политики консолидации в 90-е гг. прошлого века, стали: Asche, Asta Medica, Behring, Boehringer Mannheim, ByK Gulden, Ciba-Geigy, Farmitalia Carlo Erba, Fisons, Fujisawa, ICN, Kabi Pharmacia, Lederle, Luitpold, Mack, Nattermann, Organon, Parke-Davis, Pfrimmer, Rhone-Poulenc, Sandoz, Sankyo. 3a ними в начале XXI в. последовали Hoechst, Knoll, Searle, SmithKline Beecham, Upjohn, Solco, Winthrop, Zymo и завершили процесс Altana, Schering, Schering-Plough, Viatris, Wyeth. В последние годы эти компании теряли свою независимость и были поглощены более крупными. Большинство из них внесли весомый вклад в развитие мировой фармации и создали известные фирменные и продуктовые бренды. Несмотря на это, они бесшумно ушли со сцены мирового фармацевтического театра. Какой финансовый потенциал был при этом уничтожен? Какие давние ценные традиции и научные разработки препаратов и, конечно же, человеческие ресурсы забыты и утрачены? - Это сложно оценить, да и стоит ли?
В процессе глобализации мировой фармацевтической промышленности преследуются и другие цели того или иного поглощения или слияния. По этой причине в 2011 г. колесо слияний и поглощений закрутилось с новой силой (табл. 3).
Процесс слияний и поглощений не окончен, его продолжение следует, но давайте остановимся и рассмотрим следующие вопросы:
Является ли процесс слияний и поглощений действительно выходом из сложившейся ситуации? Смогут ли компании с таким подходом решить проблемы низкой степени инновации и низкой нормы прибыли?
На первый взгляд, да. Например, покупка французской компанией Sanofi-Aventis американской компании Genzym дала возможность открыть новые сферы деятельности, а именно - область биотехнологии и лекарственных сывороток, покупка японской компанией Takeda швейцарской компании Nycomed позволила выйти на рынки Восточной Европы и стран СНГ.
Несмотря на эти привлекательные стороны, давайте проведем более глубокий анализ:
Итак, японская компания Takeda приобрела за 12,2 млрд долларов США швейцарскую компанию Nycomed. Оборот последней в 2010 г. составил 4,53 млрд долларов США, а результат хозяйственной деятельности (EBITDA) - 775 млн долларов США. Это означает, что японская компания заплатила сумму, которая в 2,7 раза превышает оборот компании Nycomed и 15,8 раза результат хозяйственной деятельности объекта приобретения. При этом Nycomed демонстрирует отрицательный конечный результат в 2010 г. и сообщает о стажирующих и падающих продажах по безрецептурным препаратам в первом полугодии 2011 г.
После приобретения компанией Teva фармацевтической компании Cephalon данные соотношения составляют 2,4 и 16,3 раза соответственно.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||