В 2010 г. действует Перечень ЖНВЛС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 №2135-р. (табл. 1).
Обновленный Перечень ЖНВЛС включает 500 наименований ЛС (МНН), в том числе 222 – из основного Перечня жизненно важных лекарственных средств ВОЗ и 278 – включенных дополнительно. Из 500 ЛС, вошедших в проект Перечня ЖНВЛС, 76 наименований – только отечественного производства, 261 наименование производится как российскими, так и зарубежными производителями, 163 наименования – только зарубежного производства.
В соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России при составлении Перечня ЖНВЛС за основу был взят Перечень основных лекарственных средств ВОЗ, который разложили по анатомо-терапевтической и химической классификации ЛС – АТХ (ATC – Anatomical Therapeutic Chemical classification system). Основной Перечень лекарственных средств ВОЗ является базой для национальных перечней ЖНВЛС всех стран, независимо от уровня их экономического и социального развития. Дополнительный список наполняется каждой страной в соответствии с возможностями национальной системы здравоохранения.
При формировании Перечня ЖНВЛС в каждую подгруппу по АТХ вошел один препарат, рекомендованный ВОЗ, и дополнительно к нему еще один препарат того же назначения, имеющий наивысшую степень доказательности. Исключение было сделано только для некоторых российских лекарств, традиционно применяемых в медицинской практике, но не имеющих современной доказательной базы.
Таким образом, в некоторых подгруппах оказалось по три препарата. Препараты с низкой степенью доказательности в перечень ЖНВЛС не включались. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, из предыдущего перечня были исключены комбинированные препараты, в состав которых входят вещества, представленные в Перечне ЖНВЛС в виде монокомпонентных препаратов. Комбинированные препараты были сохранены только для отдельных социально значимых инфекционных заболеваний, таких как ВИЧ и туберкулез, с учетом специфики их лечения и крайне быстро развивающейся резистентности.
Согласно Постановлению Правительства России от 09.11.2001 №782 (в редакции от 30.12.2009 №1116) «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» вводится государственное регулирование цен на лекарства, включенные в Перечень ЖНВЛС.
У Перечня ЖНВЛС есть и другое назначение. Из разъяснений Минздравсоцразвития России следует, что на основании Перечня ЖНВЛС формируются списки дополнительного лекарственного обеспечения региональных льготников, а также разрабатываются стандарты оказания медицинской помощи.
Однако необходимо отметить, что подобные разъяснения не имеют достаточной правовой основы и носят рекомендательный характер. Кроме того, использование перечня для решения отдельных задач может иметь отрицательные последствия. Например, в соответствии с международной практикой, разработка стандартов оказания медицинской помощи не должна сковываться рамками перечня.
Перечень ЖНВЛС 2010 г. не отвечает полностью потребностям государственного возмещения в рамках государственных компенсационных программ, не соотносится с перечнем обязательного ассортимента в аптеке, не имеет ничего общего с формулярным списком, не соответствует целевым показателям отраслевой стратегии «Фарма-2020». Таким образом, Перечень ЖНВЛС существует сам по себе и фактически никакой другой функции, кроме регулирования цен, не выполняет.
Возвращение к процедуре регистрации предельных отпускных цен производителей и ужесточение контроля наценок в оптовом и розничном звеньях вызваны резким ростом цен на лекарства в 2009 г., связанным с макроэкономическими факторами, обесценившими национальную валюту. По данным ЦМИ «Фармэксперт», в среднем цены на лекарства в 2009 г. выросли на 26%, в то время как в предыдущие годы рост был зафиксирован в пределах 12-14%. Ценовое регулирование привело к:
Как следствие - сокращение доли продаж ЖНВЛС в госпитальном сегменте (с 76% в 2009 г. до 72% в 2010 г.) и коммерческом сегменте (с 35% в 2009 г. до 33% в 2010 г.).
Несмотря на кризисные явления в экономике страны, фармацевтический рынок России все последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. По данным ЦМИ «Фармэксперт», общий объем фармрынка России по итогам I полугодия 2010 г. составил 226 032 млн. руб. в оптовых ценах (от дистрибьютора в аптеку), в т.ч. объем коммерческого розничного сектора - 156 081 млн. руб., госпитального сектора - 18 035 млн. руб. и льготного лекарственного обеспечения (ОНЛС и ВЗН «Высокозатратные нозологии») – 51 916 млн. руб.
Объем рынка жизненно необходимой продукции в оптовых ценах в I полугодии 2010 г. составил 89 882 млн. руб. (т.е. 53% от общего фармацевтического рынка; 33% - от коммерческого рынка, 86% – от ДЛО, 72% от госпитального сектора), в 2009 г.- 195 192 млн. руб. Темп роста потребления жизненно необходимых лекарственных средств за I полугодие 2010 г. снизился на 5,42% в рублях в сравнении с аналогичным периодом 2009 года, когда он, по данным ЦМИ «Фармэксперт», был зафиксирован на уровне 21,7% в рублях и 4,7% в упаковках. Объем рынка в натуральном выражении за первое полугодие 2010 г. составил 883,4 млн. упаковок (табл. 2), что на 8,6% выше аналогичного показателя в 2009 г. Текущее положение дел объясняется тем, что в 2010 г. на ЛС, входящие в Перечень ЖНВЛС, были зарегистрированы более низкие цены.
При составлении проекта комиссия по ЖНВЛС Минздравсоцразвития России принимала во внимание:
В проект Перечня ЖНВЛС дополнительно включены 37 новых позиций МНН, исключены 16 средств, которые не были зарегистрированы на июль 2010 г., а также те, которые не производятся и не ввозятся в Россию.
Всего в проект Перечня ЖНВЛС включены 522 наименования ЛС, из которых 84 (16,1%) производятся только отечественными производителями, 162 (31%) - только зарубежными производителями, а 276 наименований (52,9%) - как российскими, так и иностранными фармацевтическими предприятиями (табл. 4).
Объем импорта жизненно необходимой продукции за период с января по июль 2010 г. составлял 88 205 млн. руб. в ценах поставщика, что на 2,5% ниже аналогичного показателя в 2009 г., за январь-июль 2010 г. ввезено 434, 16 млн. упаковок, что на 6,95 % больше, чем за аналогичный период 2009 г. (табл. 6). 1. Регулирование цен на ЛС Перечня ЖНВЛС не остановило общий рост цен на лекарства. |