Перейти к:
Физическое развитие и здоровье студенток медицинского университета, обучавшихся в школе дистанционно во время пандемии COVID-19
https://doi.org/10.37489/2949-1924-0078
EDN: PIYDGW
Аннотация
Актуальность. Серьёзное воздействие на общественное здоровье вызвал кризис здравоохранения COVID-19, повлёкший к переходу преподавания в онлайн из-за закрытия школ. Проведённые на пяти континентах исследования показали, что в настоящее время наблюдается дефицит знаний об оценке различных аспектов нарушений во время масштабных катастроф, таких как COVID-19. Сведения о физическом развитии и здоровье студентов медицинских университетов, прошедших в школе дистанционное обучение отсутствуют.
Цель исследования: оценить физическое развитие и здоровье студенток 1 курса Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ), получивших в условиях пандемии COVID-19 и изоляции, дистанционное обучение в школе.
Материал и методы. В сентябре — ноябре 2024 года на кафедре физической культуры и спорта ЯГМУ выполнено комплексное обследование 84 студенток 1 курса университета, обучавшихся в средней школе в период COVID-19 в условиях дистанционного обучения и снижения физической активности. Группу сравнения составили 192 студентки 1 и 2 курса ЯГМУ 2016 года. Проведено антропометрическое наблюдение с вычислением индекса массы тела, функциональные пробы состояния дыхательной (Штанге, Генчи) и сердечно-сосудистой системы. По результатам медицинского осмотра врачебной комиссии выявлены студентки с патологией. Количественные данные обрабатывали методом вариационной статистики.
Результаты. Средний возраст студенток 1 курса 2024 года составил 20,4±0,8, 2016 г. — 21,8±0,7 лет. Студентки 2024 года отличались достоверным увеличением доли учащихся с избыточной массой тела и ожирением 1 степени. Результаты проведения функциональных проб у студенток 2024 года указывают на снижение функционального резерва дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Отклонения в состоянии здоровья у студенток в 2024 году составили 40 %. При этом пятая часть патологии приходится на нарушения пищеварительной системы.
Выводы: 1) студентки 1 курса 2024 года, находившиеся во время пандемии COVID-19 в режиме дистанционного школьного обучения, отличаются от группы сравнения избыточной массой тела, повышением числа учащихся с ожирением 1 степени; 2) отклонения в состоянии здоровья у студенток 2024 года встречаются чаще, чем в 2016 году, наиболее распространена патология пищеварительной системы.
Для цитирования:
Гансбургский М.А. Физическое развитие и здоровье студенток медицинского университета, обучавшихся в школе дистанционно во время пандемии COVID-19. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(1):30-36. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0078. EDN: PIYDGW
For citation:
Gansburgsky M.A. Physical and health development of female medical university students studying remotely during the COVID-19 pandemic. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(1):30-36. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0078. EDN: PIYDGW
Введение
Серьёзное воздействие на общественное здоровье вызвал кризис здравоохранения COVID-19, повлёкший значительные преобразования в образовании c переходом преподавания в онлайн из-за закрытия школ [1, 2]. Изучения влияния домашней изоляции, вызванной COVID-19, на физическую подготовку студентов оказались ограниченными [3], а долговременные последствия пандемии, самоизоляции, дистанционного обучения только предстоит оценить [4]. Проведённые на пяти континентах исследования показали, что в настоящее время наблюдается дефицит знаний об оценке различных аспектов нарушений во время масштабных катастроф, таких как COVID-19 [5]. На страницах журнала «Пациентоориентированная медицина и фармация» опубликовано исследование соматического здоровья студентов Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ) [6]. В то же время, сведения о физическом развитии и здоровье студентов ЯГМУ, ранее прошедших испытания самоизоляции, дистанционного обучения и снижения двигательной активности отсутствуют.
Цель исследования: оценить физическое развитие и здоровье студенток 1 курса ЯГМУ, получивших в условиях пандемии COVID-19 и домашней изоляции дистанционное обучение в школе.
Задачи исследования:
- определить уровень физического развития и здоровья студенток 1 курса 2024 года, получивших в условиях COVID-19 и изоляции, дистанционное обучение в школе;
- определить уровень физического развития и здоровья студенток 1 курса 2016 г.;
- провести сравнительный анализ полученных показателей у студенток 2024 и 2016 гг.
Материалы и методы
В сентябре –– ноябре 2024 г. на кафедре физической культуры и спорта ЯГМУ выполнено комплексное обследование 84 студенток 1 курса университета (группа I), обучавшихся в средней школе в период пандемии COVID-19 в условиях домашней изоляции, дистанционного обучения и снижения физической активности. В группу сравнения (группа II) включены 192 студентки 1 и 2 курса ЯГМУ, обследованные в 2016 г. [7]. По результатам медицинского осмотра врачебной комиссии выявлялись студентки с патологией. Проведено общее антропометрическое обследование по принятому на кафедре и ранее опубликованному методическому подходу [6]. На основании полученных данных вычислялся индекс массы тела (ИМТ) в соответствии с рекомендациями ВОЗ [8]. Выполнены функциональные пробы, позволяющие объективно оценить состояние дыхательной (Штанге, Генчи) и сердечно-сосудистой системы (проба с 30 приседаниями за 30 сек) [9]. Количественные данные обрабатывали методом вариационной статистики, о значимости различий судили по величине t-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Средний возраст студенток 1 курса в 2024 г. составил 20,4±0,8, в 2016 г. –– 21,8±0,7 лет. Антропометрические данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Антропометрические и функциональные показатели студенток ЯГМУ в 2016 и 2024 гг. (M±m) | |||
Показатель | M±m | ||
2016 г. | 2024 г. | ||
Возраст, лет | 21,8±0,7 | 20,4±0,8 | |
Рост, см | 167,6±3,6 | 166,0±4,8 | |
Масса тела, кг | 56,5±1,2 | 59,7±1,3* | |
Объём талии, см | 62,4±2,6 | 69,2±4,3* | |
Объём грудной клетки, см | 84,3±3,5 | 89,0±4,2 | |
ЖЕЛ, мл | 2768,2±240,8 | 3166,2±285,4 | |
АДс, мм рт. ст. | 114,5±4,3 | 117±5,9 | |
АДд, мм рт. ст. | 72,3±3,1 | 75,4±4,8 | |
ЧСС, уд. мин | 75,3±3,7 | 77,6±4,2 | |
Кистевая сила, справа | 19,7±0,7 | 17,8±1,2 | |
Примечания: * –– значок обозначает достоверность различий данных 2024 г. к 2016 г.; р <0,05; ЖЕЛ –– жизненная ёмкость лёгких, АДс –– систолическое и АДд –– диастолическое артериальное давление, ЧСС –– частота сердечных сокращений. |
Студентки, обследованные в 2024 г. по возрасту, росту имели одинаковые показатели, в то время как по массе тела превосходили студенток группы сравнения на 6% (3,2 кг, при р <0,05), а по объёму талии почти на 11% (р <0,05). Объём грудной клетки и жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) в группах наблюдения достоверно не различались. Параметры кистевой динамометрии оказались без достоверных сдвигов. По антропометрическим показателям сравниваемых групп студенток определяли ИМТ (табл. 2).
Таблица 2. Индекс массы тела студенток ЯГМУ в 2016 и 2024 гг. (M±m) | |||||
Группа | ИМТ# | 2016 | 2024 | ||
Кол-во студенток | % | Кол-во студенток | % | ||
Нормальный ИМТ | 18,5–24,99 | 77 | 75,5±4,1 | 54 | 64,3±3,6* |
Недостаток массы тела | 16–18,5 | 16 | 15,7±2,2 | 14 | 16,7±1,8 |
Избыточная масса тела (предожирение) | 25–30 | 8 | 7,8±0,7 | 13 | 15,5±2,3* |
Ожирение 1 степени | 30–35 | 1 | 1,0±0,1 | 3 | 3,6±0,4* |
Ожирение 2 степени | 35–40 | – | – | – | – |
Ожирение 3 степени (морбидное) | 40 и более | – | – | – | – |
Всего |
| 102 |
| 84 |
|
Примечание: ИМТ –– индекс массы тела; # –– в соответствии с рекомендациями ВОЗ; * –– значок обозначает достоверность различий данных 2024 г. к 2016 г.; р <0,05. |
Установлено, что в 2024 г. нормальная масса тела у студенток регистрируется реже на 11%, чем в 2016 г. Обращает на себя внимание увеличение доли учащихся с избыточной массой тела и ожирением 1 степени в 2 и 3,6 раз, соответственно. Ожирение 2 и 3 степени не зафиксированы.
Результаты проведения функциональных проб представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 Функциональные показатели дыхательной системы студенток ЯГМУ в 2016 и 2024 гг. (M±m) | ||
Тест | 2016 | 2024 |
проба Штанге (задержка дыхания на вдохе), сек | 39,7±4,6 | 28,4±3,1* |
проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), сек | 29,4±2,3 | 21,8±4,2* |
Примечание: * –– значок обозначает достоверность различий данных 2024 г. к 2016 г.; р <0,05. |
Время произвольной задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) в группе I оказалось ниже приблизительно на 11 и 8 сек, соответственно (р <0,05). Полученные данные свидетельствуют об отрицательной динамике кислородного обеспечения организма и общего уровня тренированности у студенток 1 курса в 2024 г. [10].
Таблица 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (30 приседаний за 30 сек) у студенток ЯГМУ в 2016 и 2024 гг. (M±m) | |||||||
Группа | ЧСС, уд/мин | АДс мм рт.ст. | АДд, мм рт.ст. | ВП, мин | |||
И | Н | И | Н | И | Н | ||
2016 | 75,3±3,7 | 133,9±3,1 | 114,5±4,3 | 147,5±4,5 | 72,3±3,1 | 97,4±3,4 | 2,6±0,2 |
2024 | 77,6±4,2 | 112,6±6,8 | 117,0±5,9 | 185,7±5,8 | 75,4±4,8 | 114,7±4,9 | 7,5±0,4* |
Примечание: ЧСС –– частота сердечных сокращений; АДс –– систолическое и АДд –– диастолическое артериальное давление; ВП –– восстановительный период, мин; И –– исходная величина показателя; Н –– значение показателя после нагрузки; * –– значок обозначает достоверность различий данных 2024 г. к 2016 г.; р <0,05. |
Использование дополнительной стандартной нагрузки перед началом испытания даёт возможность установить объективную оценку её влияния на сердечно-сосудистую систему (ССС) [10]. У студенток 1 курса 2024 г. определён атипический ответ, общим признаком которого является замедление восстановительного периода почти в 3 раза (по сравнению с группой II, р <0,05). У большей части студенток I и II группы тип реакции на нагрузку –– нормотонический [10].
Результаты медицинского обследования врачебной комиссией свидетельствуют об отклонениях состояния здоровья студенток в 2024 г. у 38,1±1,8%, в то время как в 2016 г. только у 31,6±1,8% учащихся (что соответствует росту примерно на 20%, при р <0,05). Количество заболеваний по системам среди студенток приведено в табл. 5.
Таблица 5. Количество заболеваний определённой системы у студенток ЯГМУ в 2016 и 2024 гг. (M±m) | ||||||
Патология | Количество студентов с патологией | % от общего числа студентов | % от числа студентов с патологией | |||
2016 | 2024 | 2016 | 2024 | 2016 | 2024 | |
Пищеварительная система | 19 | 7 | 9,9±1,8 | 8,3±1,4 | 25,0±2,4 | 20,6±1,3 |
Опорно-двигательный аппарат | 18 | 4 | 9,4±1,4 | 4,8±0,6* | 23,7±3,1 | 12,5±1,1* |
Сердечно-сосудистая система | 17 | 3 | 8,9±1,6 | 3,6±0,5* | 22,4±4,1 | 9,4±3,4* |
Эндокринная система | 13 | 4 | 6,8±0,8 | 4,8±1,3 | 17,1±3,7 | 12,5±1,3 |
Дыхательная система | 5 | 1 | 2,6±0,7 | 1,2±1,1 | 6,6±1,1 | 3,1±1,2 |
Кровь | 5 | 2 | 2,6±0,4 | 2,4±1,1 | 6,6±1,5 | 6,3±1,8 |
Органы зрения | 4 | 5 | 2,1±0,9 | 6,0±1,7* | 5,3±1,6 | 15,6±3,4* |
Мочевыделительная и половая системы | 3 | 2 | 1,6±1,1 | 2,4±1,1 | 3,9±1,1 | 6,3±1,5 |
Кожные покровы | 1 | 2 | 0,5±0,4 | 2,4±1,4 | 1,3±0,4 | 6,3±1,3 |
ЛОР-органы | 1 | 3 | 0,5±0,4 | 3,6±1,6* | 1,3±0,14 | 9,4±3,7* |
Аллергия | - | 3 | - | 3,6±1,6 | - | 9,4±3,7 |
Всего | 86 | 32 | 192 | 84 |
|
|
Примечание: * –– значок обозначает достоверность различий данных 2024 г. к 2016 г.; р <0,05. |
Наиболее распространены среди студенток 2024 г. заболевания пищеварительной системы (20,6%, органы зрения (15,6% эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата (по 12,5%). По сравнению с наблюдениями 2016 г. определяется снижение в 2 раза (р <0,05) уровня патологии ССС и опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваний пищеварительного тракта в группе I превалирует хронический гастрит и дискинезия желчных путей, органы зрения ––– миопия, а эндокринной системы –– патология щитовидной железы, появились учащиеся с аллергией.
Обсуждение
Полученные в настоящем исследовании антропометрические показатели соответствуют опубликованным в современных отечественных руководствах данным по девушкам соответствующего возраста [9] и являются свидетельством репрезентативности представленных материалов.
У студенток ЯГМУ, обследованных в 2024 г. выявлено увеличение массы тела и объёма талии. При этом показатели нормальной массы тела зарегистрированы значительно реже, а доля учащихся с избыточной массой и ожирением 1 степени выросла (по отношению к 2016 г.). Известно [11, 12], что локдаун, связанный с пандемией COVID-19, вызвал разнообразные эмоциональные проблемы, включая тревогу, депрессию и нарушения сна. Многие начали справляться со своими эмоциями, увеличивая потребление пищи (эмоциональное питание) и алкоголя, что в сочетании со снижением физической активности способствовало увеличению массы тела и развитию ожирения. Эмоциональное питание (стрессовое питание) определяется как склонность есть в ответ на положительные и отрицательные эмоции, а не на физическую потребность. В настоящее время избыточная масса тела и ожирение стремительно растут, представляя собой серьёзную проблему для здравоохранения во всём мире [13] и, в том числе, в России [14]. Студенты-медики подвержены более высокому риску развития ожирения из-за таких факторов, как малоподвижный образ жизни, недостаточная физическая активность, нездоровые привычки питания, повышенный уровень стресса и большой объём информации, необходимой для усвоения [13, 14]. Авторы указывают, что среди 261 студента-медика 16,5% имели избыточную массу тела [13], а в современной России у студентов-медиков с нарушениями пищевого поведения наблюдается избыточная масса тела и ожирение более чем в 80% [14].
Выделяется несколько исследований, посвящённых влиянию онлайн-преподавания физической культуры на студентов медицинских вузов и колледжей в Китае во время пандемии COVID-19 [15]. Авторы показали, что такая форма эффективна для улучшения таких показателей, как ИМТ, ЖЕЛ.
Результаты проведения функциональных проб у студенток в 2024 г. могут указывать на снижение функционального резерва дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Эти данные подтверждают заключение, что в медицинских вузах России почти у половины обследованных учащихся установлены признаки заболеваний ССС [13].
Отклонения в состоянии здоровья у студенток ЯГМУ в 2024 г составили почти 40%. При этом пятая часть патологии приходится на нарушения пищеварительной системы. В известных наблюдениях [14] уровень таких патологических сдвигов в желудочно-кишечном тракте доходит до 50%.
Проведённое исследование открывает перспективу дальнейших наблюдений воздействия пандемии COVID-19 на физическое развитие и здоровье студентов-медиков на протяжении всего срока обучения в университете. При этом перед кафедрой физической культуры и спорта ЯГМУ должна быть поставлена важная задача по проведению врачебно-педагогического контроля за режимом учебно-тренировочных занятий в зависимости от физического развития, уровня подготовки и состояния здоровья учащихся, которые выявляются в начале каждого учебного года.
Выводы
- Студентки 1 курса 2024 г., находившиеся во время пандемии COVID-19 в режиме дистанционного школьного обучения, отличаются от группы сравнения избыточной массой тела, повышением числа учащихся с ожирением 1 степени.
- Отклонения в состоянии здоровья у студенток 2024 г. встречаются чаще, чем в 2016 году, наиболее распространена патология пищеварительной системы.
Список литературы
1. Sakti AMT, Ajis SZM, Azlan AA et al. Impact of COVID-19 on School Populations and Associated Factors: A Systematic Review. Int J Environ Res Public Health. 2022;Mar 29;19(7):4024. doi: 10.3390/ijerph19074024.
2. Jayas A, Shaull L, Grbic D et al. Graduating Medical Students' Perceptions of the COVID-19 Pandemic's Impact on Their Medical School Experiences and Preparation for Careers as Physicians: A National Study. Acad Med. 2024;May 1;99(5):541-549. doi:10.1097/ACM.0000000000005611.
3. Jie C, Xugui S, Min Z et al.The influence of home isolation during COVID-19 on the physical fitness development of college students: a study utilizing repeated measures analysis of variance. BMC Public Health. 2023; Nov 7;23(1):2186. doi: 10.1186/s12889-023-16772-8.
4. Наговицин А.К., Остроухова О.Н., Луцик М.В и др. Оценка психологического состояния студентов под воздействием стрессорных факторов, связанных с пандемией СOVID-19. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2023;(3). DOI: 10.24412/2075-40942023-3-3-2. EDN: PKXEVA.
5. Liu H, Tao TJ, Chan SKY et al. Daily routine disruptions and psychiatric symptoms amid COVID-19: a systematic review and meta-analysis of data from 0.9 million individuals in 32 countries. Meta-Analysis BMC Med. 2024;Feb 2;22(1):49. doi: 10.1186/s12916-024-03253-x.
6. Гудимов С.В., Осетров И.А., Плещёв И.Е., Рипачева Е.Ю. Соматическое здоровье студентов медицинского университета в течение учебного года. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2023;1(1):5-11. https://doi.org/10.37489/29491924-0002.
7. Гансбургский М.А. Состояние физического развития и здоровья студентов второго и шестого курсов медицинского университета. Культура физическая и здоровье. 2019; 69(1):76-79.
8. WHO. Physical status: the use and interpretation of anthropometry. Report of a WHO Expert Committee. WHO Technical Report Series 854. Geneva: World Health Organization, 1995.
9. Лечебная физическая культура: руководство/ под ред. В.А. Маргазина. – СПб: СпецЛит. 2020. 863 с.
10. Прошляков В.Д., Никитин А.А. Физическое воспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья. – СПб.: Эко-Вектор. 2016. – 169 с.
11. Burnatowska E, Surma S, Olszanecka-Glinianowicz M. Relationship between Mental Health and Emotional Eating during the COVID-19 Pandemic: A Systematic Review. Nutrients. 2022;Sep 26;14(19):3989. 11. doi: 10.3390/nu14193989.
12. Wolińska IA, Kraik K, Poręba R et al. Environmental factors of obesity before and after COVID-19 pandemic: a review. Review Front Public Health. 2023;Dec 18:11:1213033. doi: 10.3389/fpubh.2023.1213033. eCollection 2023.
13. Bhattarai A, Chapagain S, Shrestha S. et al. Overweight among Medical Students of a Medical College. JNMA J Nepal Med Assoc. 2024; Feb 24;62(270):79-81. doi: 10.31729/jnma.8305.
14. Дорофеева Л.В., Ширяев О.Ю. Клинико-психологическая характеристика студентов-медиков с нарушениями пищевого поведения. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2022;(3). DOI: 10.24412/2075-4094-2022-3-1-1. EDN: WMQXBB
15. Sun J, Chang J, Zhu E, et al. Comparative research on the development of college students' physical fitness based on online physical education during the COVID-19 pandemic. BMC Public Health. 2023;Apr 21;23(1):742. doi: 10.1186/s12889-023-15599-7.
Об авторе
М. А. ГансбургскийРоссия
Гансбургский Михаил Андреевич — к. м. н., доцент, кафедра физической культуры и спорта.
Ярославль
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Рецензия
Для цитирования:
Гансбургский М.А. Физическое развитие и здоровье студенток медицинского университета, обучавшихся в школе дистанционно во время пандемии COVID-19. Пациентоориентированная медицина и фармация. 2025;3(1):30-36. https://doi.org/10.37489/2949-1924-0078. EDN: PIYDGW
For citation:
Gansburgsky M.A. Physical and health development of female medical university students studying remotely during the COVID-19 pandemic. Patient-Oriented Medicine and Pharmacy. 2025;3(1):30-36. (In Russ.) https://doi.org/10.37489/2949-1924-0078. EDN: PIYDGW